МБДОУ Детский сад №45 «Журавлик»
Формирование сенсорного опыта детей раннего возраста в процессеигровой деятельности
Автор-разработчик:
Гарифуллова А.Р.
2022г.
Сенсорное развитиеребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешнихсвойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.
Ведущим видомдеятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра.Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследованиядетской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностейребенка является его личный опыт в первые три года жизни – все зависит от стимуляциив решающие годы жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь емуреализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.
С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которыхусвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практическойдеятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственногоопыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величинеокружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Сенсорноевоспитание осуществляется через разные формы работы :
-непосредственно образовательную деятельность
— игры– экспериментирования
-художественное творчество
-наблюдение
-дидактические игр
Вработе с детьми используются дидактические игры, такие как:
1. Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесныймешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке?», «Игры с песком иводой», «Лабиринты», «Массажные мячики», «Конструктор»
2. Игры на закрепление понятия величины: «Пирамидка»,«Сравни по высоте», «Длинная — короткая», «Разложи по размеру», «Большой- маленький», «Вкладыши»
3. Игры на закрепление цвета: «Цветныефигурки», «Какого цвета предмет», «Какого цвета не стало?», «Найди пару»,«Найди карандаш … цвета», «У кого какое платье?», «Подбери по цвету»
4. Игры на закрепление понятия формы: «Изкаких фигур состоит машина?», «Найти предмет указанной формы», «Какая фигуралишняя?», «Найди предмет по образцу», «Волшебное ведерко», «Выложи из фигур»,«Мягкие пазлы», «Подбери фигуру»
5. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Волшебныеузоры», «Что спряталось в фасоли?», «Набери полное ведерко», «Веселыеприщепки», «Мозаика», «Занимательные баночки», «Занимательные карандашики»,«Лабиринты»
6. Игры для развития слухового восприятия:«Шумовые коробочки», «Разноцветные шумелки», «Кто летит? (жуки жужжат “Ж – Ж –Ж”)», «Тихо – громко говори», «Звуки природы», «Что звучит?», «Чей голос?»
7. Игры для развития обонятельного восприятия: «Чемпахнет?», «Что сегодня на обед?»