Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа №18»
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫВ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Учитель первойквалификационной категории
Глебова А.С.
2021-2022 учебный год
Чтение — вот лучшее учение…
А.С.Пушкин
Целью образования становится в современной школеразвитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованиюи саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования являетсясформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепциимодернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевыхкомпетентностей занимает читательская компетентность.
Читательская грамотность учащихся начальной школы –это сформированная у детей способность к целенаправленномуиндивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтениякниги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний,сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие,вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В настоящее время все более актуальным становится использование приемов иметодов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания,собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы иумозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений инавыков самостоятельности и саморазвития.
Прежде, чем использоватьразличные элементы педагогических технологий для формирования читательскойграмотности, необходимо изучить возможности класса. В моем классе у учащихсядостаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети судовольствием схватывают новое, у них развито чувство товарищества,взаимовыручки.
Вся моя работа по формированию читательской грамотности реализуется последующим направлениям:
1.Формирование навыка чтения:умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения(ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемыеприёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения наразвитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разнойсмысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками ит.д.
2.Начитанность.Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученныхпроизведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование ипонимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых вучебных хрестоматиях для каждого класса.
Используемыеприёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению,изготовление собственных книжек — малышек, проведение литературных викторин,инсценировка произведений.
3. Умениеработать с книгой (определение и выборкниг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе поданному направлению учащиеся часто работают со справочной литературой,словарями, являются посетителями библиотек.
4. Навыкии умения собственно читательской деятельности,обеспечивающие восприятие, интерпретацию (толкование) и оценку художественногопроизведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (надоступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенциилежит разносторонняя работа с текстом. Создание проблемныхситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов).
Для реализации этих приёмов применяю технологию системно-деятельностногоподхода, который позволяет мне как учителю установить психологический контакт склассом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передачеинформации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологиидеятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качествесубъекта учения. Предлагается создание специфической среды, в рамкахкоторой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будетпроявляться в игровой и творческой читательской деятельности. На урокахлитературного чтения дети учатся самостоятельно:
· ставить цели и задачи,
· планировать читательскую деятельность,
· решать учебные и учебно-практические задачи,
· контролировать и оценивать свои действия.
Постепенно у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге,к автору, к литературе, как искусству слова. В свои уроки включаюсочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты, презентации. Со 2класса дети делают первые попытки инсценировать отрывкик изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики,инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждаядругих детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципыприобщения: добровольность, диалогичность, открытость.
Все это успешно работает на уроках литературного чтения, но требуеткропотливой подготовки учителя. Здесь на помощь приходят тетради по литературномучтению. Я работаю по УМК «Школа России», в котором, удачно подобраны всеперечисленные выше виды заданий для развития читательской компетентности.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решенииэтой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжноеокружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее вглубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана преждевсего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяетобрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детейинтерес к чтению. Для общения с родителями использую следующие формы работы:
· коллективная (родительское собрание, беседа);
· индивидуальная (консультация).
Внеклассная деятельность -составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организациидосуга. Один их моментов такой деятельности – фольклорные праздники. Талантыдетей проявляются многопланово: чтение стихов, рассказов, загадок. Такиепраздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие,углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждогоученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
В своей практике использую следующие формы работы с учреждениямикультуры:
· экскурсии в музеи;
· посещение театра,
· конкурсы чтецов;
Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. В нашей школе проводятся библиотечные уроки, конкурсы, совместные праздники,викторины. Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью вподготовке к урокам, викторинам, проектам.
С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимаетсясоздание такого пространства (среды), в котором представлена совокупностьпедагогических и психологических факторов (отношений, средств и т. д.),обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческуюдеятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становленияличности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизациимежличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.
На основе всего сказанного и создаются условия для становленияприобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению иразвитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательскойграмотности.