Конспект НОД сэлементами опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Сортировка мусора»
Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности вподготовительной группе «Сортировка мусора»
Конспект НОД сэлементами опытно-исследовательской деятельности в подготовительнойгруппе «Сортировка мусора»
Подготовила:
Етуль ОксанаВикторовна
Программноесодержание:
Цель:Формирование экологической культуры личности дошкольников, природоохранное отношениек окружающей среде. Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе
Задачи:
Образовательные:
— формировать удетей знания норм поведения в природном окружении и желаниесоблюдать их в практической деятельности и в быту
— формироватьнавыки практического взаимодействия с мусором: умениесортировать мусор, уменьшать объём мусора
— датьпредставления о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора
— обеспечитьнепрерывность экологического образования в системе:ДОУ – семья социум;
— способствоватьразвитию координационных способностей, умению ориентироваться на местности.
Развивающие:
— развивать удетей способность осознавать последствия своих действий по отношению кокружающей среде;
— развиватьпредставления о неразрывной связи человека с природой
— развитиепознавательной, творческой активности детей;
— формированиеэкологического мышления детей, культуры
— развивать познавательно-исследовательскийинтерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения всозданных проблемных ситуациях.
Воспитательные:
— воспитыватьэкологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки;
— воспитыватьэмоциональную отзывчивость к природе
— воспитыватьгуманное, бережное отношение к природе,
— воспитыватьнавыки сотрудничества в трудовой деятельности.
Актуальность:Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической и нравственнойкультуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающейсреды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируютсяосновы экологических представлений. Традиционно в дошкольном воспитании в общийпроцесс освоения природы включается и элемент её познания,выработка бережного отношения и осознанного поведения в окружающей среде.Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколькоиные подходы к образованию в области окружающей среды. Если дошкольники сдетства привыкнут бережно относиться к растениям и животным, в будущем онисмогут совершить прорыв в экономии ресурсов во всей стране. Человек должензадуматься об изменении стиля жизни, о необходимости внедрения развитияэнергосберегающих технологий, использовании источников энергии, наиболеебезопасных для окружающей среды. Каждый должен осознать свою ответственность забудущее своей планеты. Планета Земля – наш дом, сохраним его!
Развивать речьвоспитанников: обогащать словарный запас, учитьотвечать полным ответом, активизировать мышление;
Воспитыватьжелание общаться с природой, желание познакомить с правиламиповедения на природе друзей, родителей.
Материалы иоборудование:
Различныевиды мусора : конверт с письмом, интерактивная панель с 4картинками; 2 банки: с чистой водой и с грязной, в которойплавает мусормусора :пластик, алюминий (металл, бумага; мусорная поляна
Формы иметоды, применяемые на занятии:
Сюрпризный момент:Приход Феи с письмом от лесовика. В заключении медали и подарки.
Игровой момент:поиск пропавших правил поведения на природе.
Исследовательская деятельность :сравнение чистой и грязной воды, фильтрация грязной; сравнение цветущей полянкии полянки под мусором.
Трудовая деятельность :сбор и сортировка мусора.
Использованиехудожественного слова: чтение стихотворения М.Усачёва «Мусорная фантазия».
Предварительнаяработа:
Беседы о мусоре :откуда берётся, какие виды мусора бывают, чем вреден мусори т. д. Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорнаяфантазия».
Трудовая деятельностьпо сбору мусора на участке для прогулки.
Ход занятия:
(Дети входят,становятся в полукруг и приветствуют друг друга. Родители сидят за столами -сотрудники лаборатории в белых халатах)
В. Ребятапосмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся:
Станем рядышком,по кругу,
СкажемЗдравствуйте! друг другу.
Нам здороваться нелень:
Всем Привет! и Добрый день! ;
Если каждыйулыбнётся –
Встреча добраяначнётся.
– Добрый день!
В. Мы с вамисобрались сегодня не просто так, предлагаю вам отправиться на прогулку в лес иотдохнуть на природе. На природе так здорово! Красивыйлес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух, птицы поют. Отдохнём,наберёмся сил и здоровья.
(Стук в дверь,заходит Фея) музыка для входа
Фея:Здравствуйте ребята! Я услышала что вы собираетесь на прогулку в лес, ведь тамтак красиво сейчас, и мне захотелось присоединиться к вам, а по дороге явстретила Лесовика и он очень просил передать вам письмо! Вот оно! (передаётконверт)
В. -Давайте прочитаем: «Здравствуйте ребята! Я Лесовик, хозяин леса! Вмоё м лесу большая беда: чистых полян, лесов, рек уже не осталось.Кругом один мусор. Я хочу защитить свою природу, таккак от этого зависит здоровье жителей леса. Я разработал правила поведенияв природе. Их никто не должен был нарушать, но мои правила пропали,люди забыли про них. И помочь мне не кому».
В. — Ребята, чтоже делать? (Ответы детей) Давайте отложим свой отдых иотправимся в лес наводить порядок, поможем отыскать правила поведения. (согласиедетей)
В. Письмо будетподсказывать нам что нужно делать. Давайте прочитаем.
«Чтобы отыскатьпервое правило, необходимо решить одну проблему. Давайте подойдём к доске ипосмотрим фотографии, которые нам прислал Лесовик.
— Что изображенона фотографиях? (2 фото реки, моря )
Посмотрите нафотографии, какой речка была раньше. А теперь какой стала?».(ответы).
-Посмотрите, настоле перед вами 2 банки. (стол, на нё м 2 банки: с чистойи грязной водой)
— Чем отличаетсявода в банках? (ответы)
-В какой банкевзяли воду из чистой реки? Почему так думаете?
Какую опасностьпредставляет грязная вода для рыб и растений? (ответы).
-В какой воде выхотели бы купаться? (ответы) Почему?
Что нужно сделать,если вы заметили мусор в водоеме? (ответ)
— Правильно,ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать.
Давайте отправимсяк реке, Фея помоги нам отправиться
Фея:для этого нужно закрыть глаза и покружиться 3 раза.
-Прибыли. Давайтепоможем «речке»— соберём мусор, который плавает в ней.
Как вы думаете,что нам для этого понадобится? (понадобятся перчатки и мусорныепакеты). А кто знает, как нужно вести себя на берегу реки? А какоесейчас время года? (Осень) А как вы думаете, какая вода вреке? Холодная или тёплая? Можно купаться (нет, купаемся летом) Переходимк реке. ( имитация реки: ткань, лилии, мусор)
Сбор мусора. (звучитжурчание реки)
Убираем пакеты всторону. После уборки мусора, обязательно вытрем руки влажнойсалфеткой. Кто скажет, для чего это нужно сделать? (Ответ)
А теперь, когда мысобрали весь мусор из реки, давайте попробуем очистить грязнуюводу. Для этого нужно попасть в лабораторию, где сотрудники лаборатории помогутвам очистить воду при помощи фильтра.
Фея помоги нам,пожалуйста, попасть в лабораторию.
(Стаканы с грязнойводой, воронки, фильтры, чистые стаканы).
— Перед вами 2фильтра. Как вы думаете, для чего фильтр нужен? Чтобы очищать воду.
Возьмите воронку,вложите в неё 1 фильтр и пропустите воду с мусором через фильтр.Что вы видите? (Ответы)
Теперь возьмитевторую воронку и вложите 2 фильтр и пропустите воду с мусором черезфильтр. Что вы видите в этот раз.
Какой из фильтровлучше очистил воду? Как вы думаете, почему?
Молодцы! Выочистили реку!
Очистив «реку»,мы нашли подсказку.
«Если чистыйводоем, хорошо купаться в нем. Воду вы не загрязняйте,
В неё мусорне бросайте!»
-Догадались, какоепервое правило? «Водоем загрязнять нельзя» (лепесток сознаком)
Читаем письмо, идвигаемся дальше.
— «Ребята, когда вмоем лесу соблюдали правила, то всюду была такая красота и чистота:кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. Атеперь кругом свалки, кучи мусора, птицы улетели в другие леса.Давайте продолжим искать правила поведения»
Давайтепоблагодарим наших помощников за помощь и перейдём снова к панели, посмотримчто ещё нам прислали из тундры .
— Посмотрите, наэкран. (2 фото поляны)
Перед вами двеполянки. Чем они отличаются? ( Ответы: первая поляна с сочнойтравкой, с цветами, на второй — почва с редкой, пожухлой травой, на нейнаходится мусор)
-Как вы думаете,под мусором будет расти свежая зеленая сочная трава и цвестицветы? (Ответы)
-Дети, давайте прогуляемся (ходьба,высоко поднимая колени.)
«Мы к леснойлужайке вышли,
Поднимая ногивыше,
Через кустики икочки,
Через ветви ипенёчки.
Бодро мы так всешагали-
Чуть споткнувшись,не упали».
— Ребятапосмотрите: перед вами полянка, оставленная людьми послеотдыха. ( имитация поляны: ткань зелёная, дерево, мусор)
Отдыхать, конечно,надо! Поиграть и порезвиться. И наесться, и напиться. Но… вокруг осталосьстолько мусора. Давайте рассмотрим мусор. Что вы здесьвидите?
— А вы знаете, чтобумага и картон будут портить внешний вид нашей планеты 2 месяца, пластиковаябутылка пролежит на земле 200 лет, а алюминиевая банка не будет разлагаться 500лет.
Нравится вам такаяполяна (нет) Что нам нужно сделать (убрать мусор)
А напомните мне,пожалуйста, что нам нужно для уборки мусора?
-Давайте снованаденем перчатки, возьмём пакеты и уберём мусор с тундры .
Сбор мусора
После уборки мусора,обязательно вытрем руки салфеткой влажной, уберём микробы с рук.
(находимподсказку)
Мусор наполяне траве расти мешает, из-за него растениям света не хватает. Люди, мусорне бросайте,
жизнь растенийуважайте! Оставлять мусор нельзя. Не поленимся друзья! Мусортут в лесу чужой, заберем его с собой»
-Догадались, какоевторое правило «Нельзя оставлять мусор на полянах»(лепестоксо знаком)
— А почему нельзяоставлять мусор на земле ( Ответы: Мусор содержитвредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным длячеловека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и можетпролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются.Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучшезакапывать, чтобы они не портили внешний вид природы). Но прежде,чем выбросить, что надо с ним сделать? Кто знает?
Вот что Лесовикпишет дальше «Раньше люди, прежде чем выбросить мусор, егосортировали – мусор из разного материала собирали в разныеконтейнеры. Это облегчало его переработку. Правила пропали, все об этом забыли– и, вот результат».
— Давайте вернёмсяв лабораторию и рассортируем мусор по контейнерам. А сотрудникилаборатории вам помогут.
Садятся за столы исортируют мусор в контейнеры.
(Находим следующуюподсказку).
«Каждую бумажку,бутылку, жестянку, Надо в отдельный контейнер кидать. Только когда, осушив эту свалку,Мы ощутим чистоты благодать!»
— Какое третьеправило? «Прежде, чем выбросить мусор, его надосортировать» (листок со знаком)
Продолжаю читатьписьмо «Ребята, посмотрите, мусора много, а контейнеры не оченьбольшие. Как же поступить?»
-Что следует сделатьс мусором? ( Ответы: мусор надоперерабатывать на перерабатывающем заводе. Чтобы он не накапливался. Из негополучали новые полезные предметы).
А как же мусор,который мы собрали, попадёт на завод для переработки?
(Нужно положить вконтейнер) А дальше? (его заберёт мусоровоз,перевезёт на сортировку, потом переработка и изготовят новые изделия)
На панели картинкаили ролик о переработке мусора
А вот и подсказка– (Находят под одним из контейнеров).
Мусорцелым не бросайте. Его объемы уменьшайте, Если можно, измельчайте!
-Наконец четвертоеправило «Мусор надо перерабатывать» (лепесток сознаком)
— Как много мы свами сделали! Давайте вспомним, какие правила поведения в природе мытеперь знаем, чтобы наша планета оставалась чистой.
Сейчас мы с вами поиграемв игру: я буду говорить вам действия, а выотвечать, если я буду поступать хорошо, поднимаете зелёный смайлик иговорите «Да», если плохо, то поднимаете красный смайлик иговорите «Нет». Сотрудники лаборатории играют вместе с нами. Выготовы? Начинаем. (Карточки со смайлами)
Если я приду влесок
И сорвуромашку? (Нет)
Если съем конфетку
И выброшубумажку? (Нет)
Если зёрнышекнемного
На пенькеоставлю (Да)
Если веткуподвяжу,
Колышекпоставлю? (Да)
Если разведукостёр,
А тушить небуду? (Нет)
Если сильно насорю
И убратьзабуду? (Нет)
Если лес я берегу,
Мусор убираю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ейпомогаю! (Да)
Молодцы! Какие выдружные. А вот ещё один лепесток от нашего цветка.
(На лепесткеизображён природоохранительный знак «Я знаю правилаповедения в природе») (лепесток со знаком)
Мы с вами нашливсе пропавшие правила поведения в природе.
Давайте вспомнимэти правила.
(Ответы незасорять водоемы, не оставлять мусор с тундры , надо учитьсясортировать мусор из разного материала; перерабатывать его,чтобы он не накапливался; надо беречь и охранять природу).
— Правильно,ребята! А сейчас, давайте обратимся ко всем детям и гостям с призывом в видестихотворения Максима Усачева «Мусорная фантазия». (Дашарассказывает стихотворение)
Не бросайтеникогда корки, шкурки, палки
Быстро наши городапревратятся в свалки.
Если мусоритьсейчас, то довольно скоро
Могут вырасти унас Мусорные горы.
Вот тогда неполетят в Новый год снежинки,
А посыплются какград старые ботинки.
А когда пойдутдожди из пустых бутылок —
На прогулку неходи: береги затылок!
Что же вырастет всаду или в огороде,
Как пойдёткруговорот мусора в природе?.
И хотя мы вшкольный класс не летим в ракете,
Лучше мусоритьсейчас отвыкайте, дети!
Спасибо Даша, зачудесное стихотворение.
А для того, чтобынаши гости тоже помнили эти правила, давайте подарим им памятки с правиламиповедения в природе. (дети дарят памятки)
-Ребята,давайтевспомним, чем мы занимались сегодня? ( Ответы: мы помогли найтипотерянные правила поведения в природе, собрали и рассортироваливесь мусор). А что больше всего понравилось?
(Музыка феи) Феявозвращается.
Фея:Ребята, спасибо вам большое за помощь!
-Теперь в тундреснова будут чистые моря , реки,красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутсяи защебечут. А от меня вам за помощь — удостоверения юных эколят-защитников природы и подарки.
Давайте я вернувас снова в садик. Закрыли глаза, повернулись и вернулись.
В. Большое спасибовсем участникам и гостям. Мы говорим вам до свидания, до новых встреч!