Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №28»
Проект
«Комнатные растения
в детском саду»
Старшая группа
Краткая аннотация проекта
Проект осуществлялся мною Карцевой ТатьянойСергеевной в МДОУ «Детский сад №28 общеразвивающеговида «в период с 12 февраля 2018года по 16 апреля 2018 года. Реализация проекта, а именно апробация его какмодели рассчитана на 2 месяца и потребовала ресурсов на 1775рубля.
Проект направлен на более углублённое изучение воспитанникамикомнатных растений. Программа «От рождения до школы» под редакциейМ.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, М.Е.Вераксы предполагает следующие знания,умения, навыки детей подготовительной к школе группы по данной проблеме:
1) Конкретизация представлений детей об условияхжизни комнатных растений.
2) Знакомство со способами их вегетативногоразмножения (черенками, листьями, усами).
3) Формирование умения устанавливать связи междусостоянием растения и условиями окружающей среды.
Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности(ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) познакомить детей снаиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научитьопределять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растениепогибает от перелива, скоро зацветёт — значит ему комфортно), научить ухаживатьза растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовымпоручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать своюответственность перед ней.
В процессе работы я проводила с детьми беседы познакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; мы читалиэнциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривалииллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посевсемян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой,опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которыерастут в воде (гидропоника), составление описательных рассказов о вновьизученных комнатных цветах.
После проведенного анкетирования на тему: «Что Вызнаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том,чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Родителивместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатныерастения». Нужно было нарисовать знакомый или любимый комнатный цветок исоставить к нему описательный рассказ. Мне хотелось заинтересовать родителей,сделать их более активными, включить в образовательный процесс.
Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знаютназвания многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают ихвнешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземныечасти, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, ихжизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, обособенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторыерастения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий,знают особенности размножения растений (черенками, детками).
Воспитанники с удовольствием самостоятельноосуществляют текущий уход за растениями в уголке природы — поливают цветы,опрыскивают, аккуратно рыхлят землю. Помогают взрослым при пересадке:определяют растение, подбирают горшок нужного размера, готовят песок и землю,помогают пересаживать, черенкуют растения, удобряют раствором, приготовленнымвоспитателем.
Автор проекта
— воспитатель старшей группы КарцеваТатьяна Сергеевна
Исполнители
— воспитатель Карцева Т.С, воспитанники старшей группы, родителивоспитанников.
Сроки работы над проектом
с 18.02.2018 г. по 16.04.2018 г.
Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения этивызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новымиматериалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своейжизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологическийхарактер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном вбудущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именноэкологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе,определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение социоприродныхзакономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшеесуществование и развитие человека. Поэтому наша основная задача — создать удошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить имэлементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
В проекте федерального закона «Об экологическойкультуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно вдошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Цельюэкологического воспитания дошкольников является воспитание экологическойкультуры, т.е.выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьмиэлементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностейвзаимодействия человека и общества.
Настоящей работой я хотела обратить внимание натакую проблему, как недостаток развития потребности у детей к познаниюприроды, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Данный проект помогает детям больше узнатьокружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить своютворческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочихгруппах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта ненова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировалсяколлектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабыпроекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и отозеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок,привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатныхрастений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладаетзелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека,успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета наэмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. Всовременном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – этобиоэнергетика. Биоэнергетика – это естественные процессы в природе, которыевоздействуют на окружающий мир. Все растения, находящиеся в доме, отдают своюбиоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которыенаходятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений –это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делаютего чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях оттоксических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервыео фитонцидах в своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – этообразуемые растениями биологически активные вещества, убивающие илиподавляющие рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.
Влажность в помещениях могут поддерживать многиерастения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разныевиды фиалок.
Вывод:
Важным приоритетом в дошкольном образовании являетсяэкологическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
По мнению академика Г.Я. Ягодина наша общая цель –«…научить каждого человека вести себя в соответствии с законами природы,чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наноситущерб самому себе».
Целью даннойработы является конкретизация представлений детей об условиях жизни комнатныхрастений.
Задачи:
1. Изучитьпсихолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления скомнатными цветами старших дошкольников.
2. Осуществлять активноесотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процессэкологического воспитания дошкольников.
3. Познакомить детей с новымспособом выращивания растения – черенкованием, учить приемам правильной посадкичеренков.
4. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создаватьдля растений лучшие условия роста и развития.
Объектом исследования являются дошкольники старшей группы, атакже их знания о комнатных растениях.
Предметом исследованияявляются комнатные растения, а также условияжизни комнатных растений в детском саду.
Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условияхжизни комнатных растений, тогда:
— дети познакомятся с жизнью и условиями размножениякомнатных растений;
— дети усвоят правила бережного отношения кокружающим их комнатным цветам;
— детям привьётся любовь к комнатным растениям,желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость:
формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях ростакомнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувстваответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
· расширение зелёного уголкав группе детского сада;
· составление картотекикомнатных растений в детском саду;
· составление картотекидидактических игр по проблеме проекта;
· создание альбома «Нашикомнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленнымисовместно со взрослыми).
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетоминтеграции образовательных областей.
Ожидаемые результаты
· сформированы глубокиезнания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
· повысилась активностьучастия родителей в педагогическом процессе группы;
Методологическую основу исследования составили теории познанияи положение об особенностяхформирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н.НПоддъяков, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.С.Игнаткина и др.),психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л.М.Маневцова,Р.С.Буре, С.Н.Николоева, И.А.Хайдурова и др.), общетеоретические вопросыэкологического воспитания старшего дошкольного возрастараскрыты в работахЛ.С.Икнаткиной, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др.
План мероприятий по реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 2 месяца и будет проходить в триэтапа:
1. Предварительный этап
2. Практический этап
3. Обобщающий этап
I этап предварительный
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическуюлитературу по проблеме экологического воспитания старших дошкольников,вчастности о комнатных растениях;
2) Разработатьдиагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников попоставленной проблеме;
3) Провести анкетированиеродителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
4) Разработать план работы сдетьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатныхрастениях;
5) Составить картотекукомнатных растений в детском саду.
6) Составить картотеку дидактическихигр по проблеме проекта.
I I этап практический
Задачи:
1) Осуществить апробациюразработанного планаработы с детьми по формированию экологических знаний ипредставлений о комнатных растениях;
2) Использовать интеграцию образовательныхобластей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
3) Провести практическиезанятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов,протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений смелкими листьями из пульверизатораи т.д.);
4) Изготовить совместно сродителями воспитанников иллюстрированный детскими рисунками альбом «Нашикомнатные растения».
III этап обобщающий
Задачи:
1) Выявить уровень знанийстарших дошкольников по поставленной проблеме;
2) Обобщить результатыдеятельности по теме проекта;
3) Определить наиболееэффективные пути дальнейшего развития проекта;
4) Подготовить методический ипрактический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольнымиучреждениями города.
Схема реализации проекта
Образовательная область |
Виды детской деятельности |
Социально –коммуникативное развитие |
· Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин» · дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши» · пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок». |
· занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» · беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений» · консультация для родителей «Комнатные растения- улыбка природы» |
|
Речевое развитие |
· составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке · заучивание стихотворения «Бальзамин» · отгадывание загадок о комнатных растениях · подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения» · дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился» |
Познавательное развитие |
· беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения», «Если бы ты был комнатным цветком» · викторина между детьми группы «Лучший знаток комнатных растений» · посадка ростков комнатных растений · дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора) · трудовые поручения – индивидуальные и коллективные
· прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского · работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях · чтение художественной литературы |
Художественн0-эстетическое развитие |
· Рисование акварелью на тему «Кактус» · рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» · аппликация «Комнатное растение Фиалка» · лепка «Красивый цветочный горшок»
|
Физическая культура |
· Утренняя гимнастика «Весенние цветы» · физкультминутка «Красивые цветы» · психогимнастика «Посадим цветок» · психофизическое упражнение в сочетании с танцевальной импровизацией «Попробуй превратиться в цветок» |
Бюджет проекта:
№ |
Наименование Оборудования
|
Цена в рублях |
Имеется |
Требуется в рублях |
1 |
Канцелярские и расходные материалы
|
800 |
|
800 |
2 |
Литература по цветоводству
|
700 |
|
700 |
3 |
Комнатные растения
|
|
+ |
|
4 |
Земля для посадки
|
75 |
|
75 |
|
Итого
|
|
|
1775 |
Итоги проекта.
Проведенные мноюанкетирование родителей «Что Вы знаете окомнатных растениях?» и диагностикадетей по теме «Комнатные растения в нашей группе» позволилисоставить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатныхрастений.
Во время беседдети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе заними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённыхмною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений подежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о нашихпитомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разнымпоручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чащеделятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том,как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическаякультура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природнымиобъектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально– ценностное отношение к окружающему природному миру.
Дальнейшее развитие проекта.
• Обмен практическим опытом поознакомлению старших дошкольников с жизнью комнатных растений.
• Целенаправленная деятельность, обращеннаяна воспитание детей в интересах устойчивого развития;
· Познакомитьдетей с жизнью растений в природных условиях.
Список литературы
Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников сприродой». — М.: «Просвещение»,1980;
ВеретенниковаС. А. Методика ознакомления детей с природой. – М., 1995;
НиколаеваС. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 2000;
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Экология. Конспекты занятий встаршей группе детского сада». – ТЦ «Учитель». Воронеж 2004;
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». –Волгоград 2012;
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».– Волгоград 2013;
Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».– М.: «Карапуз», 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к проекту
«Комнатные растения
в детском саду»
Содержание:
1. Анкетирование родителейвоспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
2. Диагностика «Комнатныерастения в нашей группе».
3. Картотека комнатных растенийв детском саду.
4. Картотекадидактических игр.
Анкета
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Уважаемые родители!
Нам важно знать Ваше мнение по данной теме. Опросносит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистическиобработанном виде.
1. Как Выотноситесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Имеютсяли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Принимаетли ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надоухаживать?__________________________________________________
________________________________________________________________
4. Любит лиВаш ребёнок смотреть телепередачи о природе?
________________________________________________________________
5. Есть лидома книги о природе? Какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Поддерживаетели Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём этопроявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите сдетьми наблюдения)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В чём Вамнужна помощь детского сада по данной проблеме?
_______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Итоги анкетирования родителей на тему:
«Что Вы знаете о комнатных растениях?»
Перед реализациейпроекта «Комнатные растения в детском саду» я провела анкетирование сродителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкетасостояла из 7 вопросов.
На первыйвопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и комнатные цветы в частности.
На второйвопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % — отрицательно, т.к. неимеют достаточно времени и знаний для ухода за комнатными растениями.
На третийвопрос 90 % родителей ответили, что ребенок принимает посильное участие в уходеза растениями, элементарные навыки по уходу у детей имеются.
Отвечая начетвертый вопрос анкеты, 60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % — детисмотрят только передачи о животных.
На пятыйвопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном ирастительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.
На шестойвопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интересребенка: отвечают на вопросы детей, дают поручения по уходу за комнатнымирастениями, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать кормпопугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворедома и регулярно подкармливают птиц.
На седьмойвопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % -затруднилось с ответом.
Поитогам анкетирования я сделала вывод, что родители заинтересованы в реализациимоего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям мною быласоздана картотека комнатных растений в детском саду и картотека дидактическихигр по экологическому воспитанию.
Диагностика детей старшей группы по теме «Комнатные растения».
1. Назови, какие ты знаешькомнатные растения (5-6 растений)
2. Назови и покажи комнатные растениянашей группы (5-6 растений)
3. Узнай и назови растения поцветку (5-6 растений)
4. Какие условия необходимы дляжизни комнатных растений?
5. Назови и покажи частирастений.
6. Покажи, какие растениянеобходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?
7. Зачем растению стебель,ствол, листья, корни?
Критерии оценки попятибалльной шкале.
1 балл – ребёнок не имеетпредставлений по указанному критерию.
2 балла – ребёнок имеетотрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.
3 балла – ребёнок имеетчастично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.
4 балла – ребёнок имеетусвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.
5 баллов – ребёнок имеетполностью усвоенные представления по указанному критерию.
Низкий уровень — меньше 2,2
Средний уровень – от 2,3 до 3,7
Высокий уровень – от 3,8 до 5.
Итоги
диагностики детей старшей группы потеме «Комнатные растения».
Напервом этапе моего проекта мною была составлена и апробирована диагностикадетей старшей группы. Я выяснила, что запас знаний детей по теме «Комнатныерастения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай иназови растения по цветку»), на шестой вопрос («Покажи, какие растениянеобходимо часто поливать, а какие редко. Объясни, почему?»).
По итогам диагностики выявила:
Низкий уровень — 12 % детей,
Средний уровень — 64% детей,
Высокий уровень — 24 % детей.
По окончании проекта я сновапродиагностировала детей:
Дети знают не только растениянашего зеленого уголка группы, но и другие распространенные комнатные растения.Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей повнешнему виду цветка могут определить, какая «скорая помощь» нужна растению –полив, опрыскивание, рыхление, протирание широких листьев от пыли.
Низкий уровень – 0%
Средний уровень — 56 % детей,
Высокий уровень — 44% детей.
Сроки уровни |
Февраль 2018 |
Май 2018 |
высокий |
24% |
44% |
средний |
64% |
56% |
низкий |
12% |
0% |
Данные диагностики отраженыв диаграмме.
Тип проекта.
Проект носит комплексный характер -включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную деятельность.
Сроки исполнения проекта.
Среднесрочный — 2 месяца
Масштаб проекта:
Внутригруппы.
Участники проекта:
Воспитатели,дети, родители,