X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВАЖНЫЙПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ХИМИЧЕСКОЙПРОМЫШЛЕННОСТИ

Гладских ГалинаВладимировна

ГБПОУ ВПК имени В.И. Вернадского

 

Аннотация:В статье рассматривается развитие системы среднего профессиональногоэкологического образования в России на основе принятия государственныхобразовательных стандартов, которые разрабатывались с учетом востребованностиспециалистов в нашей стране.

Ключевые слова:профессиональное экологическое образование; государственные образовательныестандарты; структура и содержание университетских образовательных программ

Главная рольв развитии процесса экологического возрождения России принадлежитэкологическому образованию. Экологическое образование как элементобщеобразовательной системы становится обязательным не только для учебныхучреждений всех уровней, но и специалистов, для которых экологические знанияявляются необходимыми условиями выполнения их должностных обязанностей.

Экологическаякультура обучающихся является интегральным результатом непрерывногоэкологическое образования, последовательно и преемственно осуществляемого навсех уровнях общего образования от дошкольного до среднего общего образования [2].

Здесь встает вопрос чему учить детей,чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира,представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений вэтом мире? Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,педагогов, методистов, практиков. Без сомнений, что основное решение этойпроблемы – это цель экологического образования. Сущность таких понятий, какответственное отношение к окружающей среде, экологическая ответственность,экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своейсути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание раскрываетсясистемой учебных предметов.

Формирование экологической культурызаключается в воспитании у студентов ответственного, бережного отношения кприроде. Достигнуть эту цель возможно при условии направленной работы учебногозаведения по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных напознание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы.Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, каксамоконтроль, умение предвидеть последствия своих действий. Экологическуюподготовку должны иметь все кто каким-либо образом связан с деятельностью котораяоказывает негативное влияние на здоровье людей, природную среду. Экологическоеобразование — это приобретение экологических знаний различного уровня. Выделяютдва основных направления экологического образования:

             Воспитание в духе общих идей охраны окружающейсреды и здоровья людей;

                  Приобретение специальных профессиональныхзнаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем.

Оба эти направлениявзаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов,закономерностей экологии. Российские стандарты среднего и общего образования вэтой области есть. Они учитывают приоритеты мирового сообщества и повестки дняв области устойчивого развития до 2030 года (принятой Генассамблеей ООН в 2015году). Но этого недостаточно сегодня необходима единая общегосударственнаяконцепция экологического образования, учитывающая не только соответствующиемеждународные установки и программы, но и специфику образовательных институтовРоссии.

В Указе Президента РФ от19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасности РоссийскойФедерации на период до 2025 года” сказано: приоритетным направлениям решениязадач в области обеспечения экологической безопасности должно быть развитиесистемы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадровв области обеспечения экологической безопасности [1].

Главная педагогическаяпроблема в данном случае — это определение содержания и объема учебной нагрузкидля каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все болеесущественное значение приобретает также разработка технологии экологическогообразования, обоснование критериев оценки результатов обучения. Экологическоеобразование студентов в нашем колледже заключается в подготовке специалистов,знающих концепции, законы экологии и место человека в среде обитания, состояниеэкосистем, бережно относящихся к окружающей природной среде. С этой цельюподготовка будущих специалистов основывается на изучении химии, физики,математики и информатики, биологии, экологии, экологических основ природопользования,охраны окружающей среды.

Кроме того, наряду сдисциплинами, предусмотренными образовательным стандартом, на каждом этапеобучения вводятся обобщающие курсы экологического характера, на основе которыхформируется ответственное отношение к природе. С целью углубления знаний иформирования естественнонаучных компетенций на кафедре «Химических технологий»создано научно-техническое общество студентов. Его представители являютсяпостоянными участниками научно-технических студенческих конференций различныхуровней, их выступления отмечаются различными наградами, а их докладыпубликуются как в материалах конференций, так и в периодической печати.

Например, в рамкахдеятельности научно-технического общества студентов в 2021 году былипредставлены на рассмотрение такие исследовательские проекты:

    Студенты группы 2 АКХС ТарыбаркинаЛ.В. ИРазуваева А.В. «Технология переработки полиэтилентерефталат тары в химическоесырьё»; студенты группы 2 ЭПб Анисимов А.К. и Белоусов В.С «Влияние агрессивнойсреды на скорость коррозии листовой луженой стали».

В2022 году студентами специальности «Электрохимическое производство» ШаповаловымД.П., Часовским А.Ю., Балакиным С.А., Разиньковым И.А. была выполнена работа:«Исследование качества питьевой воды и водопроводной сети Волгоградскогополитехнического колледжа им. В.И. Вернадского».  Выбор данной темы связан сактуальностью проблемы качества питьевой воды для города Волгограда иВолгоградской области. Данная научно-исследовательская работа — часть проекта«Здоровье нации – здоровье России» и Всероссийской молодёжной акции «Чистаявода». Работа предполагала несколько этапов, каждый из которых имел своюпрограмму действий.

Становлениеответственного отношения к природе как черты личности студента предполагает егоактивную практическую, а не только теоретическую деятельность по решению иизучению экологических проблем.

Также большое значение приобретает трудовая и общественно полезная деятельностьспособствующая приобретению опыта принятия экологических решений,обеспечивающая реальный вклад каждого учащегося в изучение и охрану местныхэкосистем, пропаганду экологических идей.

Вэтом направлении у нас в колледже проводятся субботники по уборке близлежащихтерриторий от мусора.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

Эффективнымспособом изучения современного состояния экологической деятельности в колледжеявляется анкетирование учащихся. Оно наглядно демонстрирует результаты данногопроцесса.

Мноюбыло использовано несколько методик анкетирования:

-методики изучения субъективного отношения учащихся к природе методомнеоконченного предложения;

-методика изучения мотивации, потребностей (методика изучения интересовучащихся, изучения мотивов, методика изучения ценностных ориентаций учащихся).

Спомощью данных методик были изучены такие параметры отношения к природе иуровень экологической культуры, как:

1.Интерес учащихся к природным объектам;

2.Осмысленность решения экологических проблем, в частности проблемы влиянияэлектрохимического производства на экологические объекты при неправильном ихприменении;

3.Понимание своей роли в решении экологических проблем;

5.Практическая готовность решать проблемы по охране природы;

6.Интерес к природоохранной деятельности.

Результатыопроса показали, что в основном интересы студентов направлены на такиекомпоненты природоохранной деятельности как уход за растениями и животными, 90%студентов уделяют внимание к природным проблемам 81% готовы к действиям поохране окружающей среды, 8% согласны, что необходимо решать экологическиепроблемы, 11% отрицают проблемы. 6. 50% согласны, что экологические проблемыдолжны решать.

Витоге можно сказать, что основными компонентами экологической культуры личностидолжны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологическиоправданное поведение и чувство любви к природе

Литература

1.   Указ Президента РФот 19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасностиРоссийской Федерации на период до 2025 года”

2.     Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400,Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3.     Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации и направлена на реализацию полномочийПравительства

РоссийскойФедерации по созданию условия для развития системы экологического образованияграждан, воспитания экологической культуры,

определенныхновым пунктом е6 части 1 статьи 114 Конституции Российской

Федерации.

4.      Федеральныйгосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образованияпо специальности 18.02.04 Электрохимическое производство

(утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2014 г. N 399)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет