РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГОПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ И БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Из множества приемов и методов реализациисистемно-деятельностного подхода в настоящее время все более актуальнымистановятся информационно-коммуникационные технологии. Современный урокневозможен без использования этих технологий, особенно это касается предметовестественнонаучного цикла, т. к. именно они формируют единую картину мира.
Среди естественнонаучных дисциплин, химия,по содержанию и способам представления учебного материала, видам деятельностиобучающихся обладает большим потенциалом. Именно использование на уроках химииинформационно-коммуникационных ресурсов поможет как педагогу, так и школьникуболее эффективно реализовать этот потенциал. Информационные технологиистановятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владениеинформационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умениечитать и писать. Применение информационно – коммуникационных технологийпозволяет реализовать необходимую модернизацию образования в соответствии спотребностями современного общества.
Опыт работы представляет собой один из путей реализациисистемно-деятельностного подхода на уроках химии через эффективноеиспользование возможностей информационно-образовательной среды школы.
Цель: интеграция информационно-коммуникационныхтехнологий в процесс изучения курса «Химия» в условиях школы.
Задачи:
– систематизации создаваемого и используемого материала в процессеизучения химии;
– использование в учебной и исследовательской деятельностиинструментов ИКТ.
Говоря о возможностях информационныхтехнологий для образовательного процесса, многие исследователи приводятследующие аспекты (Л. Л. Босова, В. А. Красильникова, Е. И. Машбиц, И. В.Роберт и др.):
· созданиеединой информационно-образовательной среды обучения не только одного региона,но страны и мирового сообщества в целом;
· независимостьобразовательного процесса от места и времени обучения;
· неограниченныевозможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и примененияразнообразной по своей природе информации;
· развитиеличностно-ориентированного обучения, дополнительного и опережающегообразования;
· повышениедоступности образования, с расширением форм получения образования;
· значительноерасширение и совершенствование организационного обеспечения образовательногопроцесса (виртуальные школы, лаборатории, университеты, другое);
· повышениеактивности субъектов в организации образовательного процесса
· значительноесовершенствование методического и программного обеспечения образовательногопроцесса;
· обеспечениевозможности выбора индивидуальной траектории обучения;
· развитиесамостоятельной поисковой деятельности обучающегося;
· повышениемотивационной стороны обучения и др.
Новизна опыта состоит в том, что создана информационно-образовательная структурапроцесса обучения химии, интегрирующая все доступные школе информационныетехнологии, в соответствии с требованиями ФГОС.
Сущностная характеристика опыта
Что нового появляется в урочной и внеурочно деятельности.
1) В условиях интеграции информационно-коммуникационныхсредств в процесс изучения химии используются новые источники информации: базыданных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии,ресурсы Интернета и т. д.
2) Как инструменты учебной иисследовательской деятельности используются мультимедиа презентации;видеоролики и видеофрагменты; анимации, моделирующие физические процессы;обучающие программы; интерактивные учебные пособия «Наглядная химия», цифровыелаборатории; различные тренажеры на мобильных устройствах, программы-тренажеры(для подготовки к ГИА и ЕГЭ), а также работа с интернет-сайтами.
3) Как средства коммуникаций – локальныекомпьютерные сети или Интернет.
В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обученияоказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологическиеособенности. Все методические решения (организация учебного материала,использованные приемы, способы, упражнения и т. д.) преломляются через призмуличности обучаемого – его потребностей, способностей, активности, интеллекта идр.
Таким образом,информационно-коммуникационные средства помогают получить информацию,обработать, а также выступить средством самореализации обучаемых. В то же времяэто и инструмент для проведения учебных экспериментов, проектирования иконструирования.
Включение ИК-средств в процесспреподавания химии, изменяют учебную среду.
При этом средства обучения:
1. Формируют мотивацию и готовность кобучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера:визуализацию учебного материала, имитационное моделирование проблем в изучаемойобласти и воссоздание ситуаций мотивационного характера.
2. Организуют учебную деятельность. Приэтом знания не передаются в «готовом виде», а формируются посредствоморганизации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе реализуютсяфункции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектовизучения. Благодаря этому обеспечивается возможность «погружения» обучаемых вопределенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность,им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемыхобъектов, процессов и явлений. Наличие информационных технологий обученияделает возможным получение образовательных результатов, которые в рамкахтрадиционной образовательной среды недостижимы.
3. Важным условием повышения качестваобучения является систематический контроль за ходом учебной деятельности, еерефлексия и своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкимивозможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую иитоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебнойдеятельности, в частности, результатах решения учебных задач и созданияпроектов. При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутойпоследовательности операций, показывать его результат, условия выполнения;фиксирует промежуточные пооперационные результаты, обеспечивает интерпретациюкаждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решениязадачи и т. д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средствоформирования самооценки и самоконтроля учащихся.
Описание информационно-коммуникационныхтехнологий
Интерактивное учебное пособие «Нагляднаяхимия». Материалыпособий соответствуют как базовому, так и профильному уровням подготовкиучащихся по учебной дисциплине. Работа с пособиями не требует специальногообучения для учителя, интерфейс разработки прост и удобен, а главное –интуитивно понятен, поэтому его легко освоить. Учебный материал одного пособияохватывает крупный раздел школьного курса. Материал сгруппирован в крупныеблоки – темы. Они соответствуют темам, предусмотренным образовательнымстандартом по каждому предмету, а также разделам в школьных учебниках.
Цифровые лаборатории. Наборы «Цифровыелаборатории учащихся» предназначены для проведения лабораторныхработ и исследований при изучении химии, биологии и экологии. Цифроваялаборатория включает в себя оборудование и программное обеспечение дляпроведения демонстрационного и лабораторного эксперимента, позволяетиспользовать широкий спектр цифровых датчиков для сбора и анализа данныхэкспериментов (датчики рН, температуры, освещенности, датчик оптическойплотности, датчики определения концентрации различных ионов и многие другие).Применение компьютера и датчиков, входящих в цифровую лабораторию, какизмерительного инструмента позволяет расширить границы школьного эксперимента ипроводить исследования в «полевых условиях», экономит время учеников и учителя,побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметрыизмерений, значительно повышает наглядность как в процессе исследования, так ипри обработке результатов. Цифровая лаборатория играет ключевую роль привыполнении исследовательских работ обучающимися, позволяет им не толькособирать данные, но и самим обрабатывать, анализировать и систематизировать их.Наличие различных цифровых датчиков позволяет выполнять достаточно обширныеисследовательские работы, которые не только хорошо теоретически обоснованы, нои подтверждены экспериментально самими обучающимися, что является немаловажнымфактором для развития исследовательских навыков обучающихся.
Образовательный интернет ресурс –ЯКласс. Однойиз задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлятьконтроль знаний обучающихся. Формы контроля, применяемые учителями,разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы.Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большееприменение. Электронные варианты тестов наиболее привлекательны, так какпозволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. На урокаххимии мы активно пользуемся электронным ресурсом школьного образования ЯКласс,которая предлагает теоретические материалы, практические задания и тесты.Использовала сайт на уроках химии. Решали с обучающимися тесты, работалифронтально, индивидуально, в парах. Ученики выполняли домашние задания,принимали активное участие в «ТОПах», соревновались друг с другом. Хвасталиськоличеством решённых задач Такая работа вызывала определённый интерес уобучающихся. Возможности сайта «ЯКласс» помогают учителю проводить тестированиезнаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Это базаэлектронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. Спомощью данного ресурса можно разобраться в трудной теме, так как содержиттеоретический материал. Повторить пройденный материал или самостоятельноизучить пропущенный в школе урок. Коллекция материалов постоянно пополняетс
ЯКласс – выпускник акселератора ФРИИ,резидент программ «Сколково» и Microsoft. Партнёрами являются крупнейшиесистемы электронных дневников Дневник.ру, НетСкул и ЭлЖур.
Мобильные приложения. Учащиеся активно используютприложения по химии для мобильных телефонов, которыми пользуются обучающиеся.Приложение «Таблица Менделеева» отображает всю периодическую таблицу элементов.При нажатии на любой элемент предоставляется полная информация. Приложения«Химические элементы» и «Функциональные группы» помогают учащимся быстреезапомнить материал. Данные приложения можно использовать и в игровой форме.
Сервис LearningApps-это конструктор интерактивныхзаданий для учебно-воспитательного процесса в разных режимах – «Пазлы», «Найдипару», «Найди соответствия», «Установи последовательность», «Викторина свыбором правильного ответа», «Кроссворд» и другие.
Онлайн-школа «Фоксфорд» для учеников, учителей иродителей. Здесь можно найти мастер-классы, разборы задач ЕГЭ и много другойполезной информации для успешной сдачи ГИА и участие во многих предметныхолимпиадах.
Учи.ру — это онлайн-платформа, которая позволяетизучать школьные предметы в интерактивной форме. С помощью нее ученикиготовятся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в олимпиадах, осваивают программированиеи целеполагание, развивают гибкие навыки. На платформе более 150 тыс. заданийпо предметам школьной программы.
«Цифровой образовательный контент» (ЦОК) — это единый каталогонлайн-курсов, который содержит материалы, предоставленные ведущими российскимиобразовательными компаниями. Ресурсы и сервисы, контент которых представлен наплатформе, отобраны при участии Министерства просвещения и Минцифры РФ.
Дневник. ру — Единая образовательная сеть России,которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и ихродителей. Дневник. ру совмещает в себе три модуля: дистанционное обучение,управление школьным документооборотом, социальная сеть. Базовый функционалДневник. ру бесплатный для всех участников образовательного процесса.
Анализ результативности
Таким образом, информационные технологиистановятся эффективным вспомогательным средством при изучении химии в школе.Внедрения информационных технологий в современный урок повышает качество знанийобучающихся, качество самих уроков, способствует появлению интереса к предмету.Химия – это естественная наука, при изучении которой проводится огромноеколичество опытов, экспериментов, выводятся формулы, законы. Использованиеинформационных технологий на уроках позволяет насытить эти уроки богатейшимиллюстративным материалом, интерактивными анимациями и видеоэкспериментами.
Учащиеся активно участвуют олимпиадах иконкурсах различного уровня: Всероссийская олимпиада школьников (муниципальныйи республиканский этапы), Республиканская олимпиада школьников, Всероссийскиедиктанты по химии и биологии, онлайн-вебинарах.