«Особенности индивидуальной работы
ссиротами и воспитанниками из неполных семей».
Ребенок— зеркало семьи;
какв капле воды отражается солнце,
такв детях отражается нравственная
чистотаматери и отца.
В.А.Сухомлинский
Актуальность темы заключается в том, чтов последние годы значительно выросло количество поступающих подростков в нашеучилище из неполных семей. Такая ситуация характерна не только для нашегоучилища, это проблема всего общества. Неполная семья — это малая социальная группа, состоящая из одного родителяи проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями,ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семьяобразуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачныхдетей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении.
Для примера следующаястатистическая справка: В 2016 году около 30 % семей в России былинеполными — не хватало одного родителя. Для сравнения: в 1996 году такихбыло не более 13 %. На лицо рост неполных семей, и дети из таких семейестественно и учатся и у нас.
Длянаглядности я провела социальный анализ и получились следующие данные: в 4роте 47% (35 чел) суворовцев воспитываются в неполной семье (или с отчимом), изних 7% (5 человек) — это сироты.
Можносколько угодно оправдывать или критиковать маму, которая ориентировала своегосына для поступления в училище и какие мотивы она преследовала, но надосказать, что это естественный процесс. Женщина по природе своей предназначенадля создания семьи и когда она одна она находится в состоянии поиска длясоздания полной семьи и чтобы ее уже имеющийся ребенок и остальные дети рослив полной семье. Она просто интуитивно ищет замену, хоть и временную ирассматривает как идеальный вариант – это суворовское училище, гдеесть главное чего не хватает ее сыну – это мужского воспитания.
Родители,которые отдают своих детей в учреждения подобно нашему, решают много своихпроблем (время, финансы, личная жизнь, ответственность за воспитание, …), но втоже время они забывают, что решая одни проблемы они приобретают автоматическидругие, более глобальные проблемы. И начинаются эти проблемы со слов « Он такимне был …….»
Когданачинаешь работать с детьми из неполных семей нужно сразу понимать, что передвами не простой ребенок, который вырос с Мамай и папай в большой и дружнойсемье, где все семейные роли выполнялись правильно и ребенок имеет перед собой правильную базовую картину жизни. А перед вами подросток 12-13 лет, который засвою недолгую жизнь видел столько, сколько не все 40-50 летние зрелые люди виделии не переживали не чувствовали. Ждать и требовать от подростков из неполныхсемей быть похожими на детей из полной семьи удивляться, почему «ОН» невыполняет, не знает, не умеет, не может, не хочет ….. не стоит.
Вследствие значительного ухудшениянравственного и социального воспитания, начавшегося в начале прошлого века,люди все более безответственно относятся к созданию семьи, рождению ивоспитанию детей. Низкая моральная культура, терпимость общества,несовершенство законов создали благоприятную почву для легкомысленногоотношения к одному из главных целей человеческой жизни — продолжению рода. Вомногих семьях дети становятся досадной помехой. В лучшем случае их терпят, вхудшем — устраивают в специальные учебные заведения.
(Из более, чем 100 тыс.малолетних бродяжек, обитающих ныне на улицах нашей страны, более 80 % —выходцы из неполных семей.)
К сожалению, число несовершеннолетнихдетей, проживающих в условиях неполной семьи, не уменьшается. При этомповышается вероятность их неправильного воспитания, ведущего к формированиюасоциальных форм поведения. Исследования подтверждают, что длительноепребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженнойжизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывает в развитии иповедении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьмиокружающей действительности; искривление ценностных ориентации; разрушение верыв идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формированиекомплексов неполноценности, ущербности, тяжелых нарушений в мотивационнойсфере.
При отсутствии одного из родителей детистрадают больше всего. У них отмечается раннее взросление, знакомство стеневыми сторонами жизни. Положение семьи, естественно, отражается на развитииребенка, его моральной воспитанности, ценностных ориентациях, особенно наготовности к будущей семейной жизни. Выходцы из неполных семей отличаютсязаниженными познавательными потребностями. Потому они чаще других детей отстаютв обучении, пассивны, не стремятся к повышению своего статуса. Таким образом,всевозможные недостатки в учебе и отклоняющееся поведение детей из неполныхсемей фактически запрограммировано:
• из-за неудовлетворенности эмоционального контакта сродными людьми,
• положительной оценки с их стороны,
• неудовлетворенной потребности в любви и ласке,
• уменьшении возможностей удовлетворения материальныхпотребностей.
Богатый педагогический талант А.С.Макаренко актуален и сегодня, потому что количество детей из не полных семейили детей сирот, социальных сирот растет. Воспитатели нашего училища, в которомнаходятся и подростки из неполных семей с трудными судьбами, найдет немалоценных советов, вытекающих из богатого педагогического опыта выдающегосяпедагога.
Интересно, что к неполным семьям А.С. Макаренко относил и семьи с одним ребенком. Семья, вкоторой два родителя и один ребенок, одинаково сложная. Не зря в Педагогическомсловаре записано: «Единственный ребенок в семье — педагогическая проблема воспитанияребенка, растущего в окружении взрослых». Наука говорит, что среди геновчеловеческого детеныша есть ген сосуществования и если это сосуществование нереализуется в полной мере, то у ребенка формируется комплекс эгоцентризма.Жизнь, сконцентрированная на эгоизме, сложна и неуютна, так как нужно постоянноотстаивать и защищать от других свое «Я» и свое «мое». Великие заповеди дружбы, любви, заботы, сотрудничества, данные людям, остаются у эгоистаневостребованными и нереализованными.
А.С. Макаренко оставил ценные наблюденияотносительно формирования у ребенка психических установок после разводародителей. Он сформулировал требования к участию в воспитании отцов,проживающих отдельно от своих детей. Охарактеризовал А.С. Макаренко и практикуденежных отношений, их негативное влияние на ребенка в случае педагогическинецелесообразного поведения матери. Опыт АС. Макаренко убеждает: неполные семьинаиболее ранимы в воспитательном плане. Чтобы оказать им действенную поддержку,необходим целостный подход в изучении детей из неполных семей.
Главным направлением коррекционной работы сподростками станет координация и усиление компенсаторной деятельности взрослых—воспитателей, предполагающая замещение ребенку недостающих родителей. Хотяродительской любви никто, никогда и ничем заменить не сможет, но для устранениядефицита родительской ласки необходима компенсация. Только благодаря ей можнонесколько улучшить формирование взаимоотношений с другими людьми, отогретьдетское сердце.
Подытоживая, отметим: училище получилотрудную проблему воспитания детей из неполных семей. Неполные семьи — этосемьи, где отсутствует один из родителей или где присутствует только одинребенок. Основная работая воспитателей заключается в том, что он в общем ицелом заменяет, компенсирует недостающего родителя.
Хотелосьпривести примеры из статьи одного психолога, который наблюдал и сравнивалповедение детей в начальной школе, дети из неполной семьи отличались: неразговорчивостью, замкнутостью, неумением забывать неудачи, неумением владетьсобой, непрактичностью, неуверенностью в себе, нервозностью, стремлениепостоянно быть одному. Когда, как для детей из полных семей основнымикачествами личности были: аккуратность, спокойствие, уверенность, открытость,эмоциональность, смелость, взвешенность поступков, общительность.
Подростокиз неполной семьи, изначально нуждается в вас гораздо больше, чем ребенок изполной семьи.
Делятсяна 3 категории
1. Ходятза вами как хвостик и копируют за вами все.
2. Игнорируютлюбое ваше указание и не подчиняются.
3. Делаютвид, что совершенно в вас не нуждаются.
Но,несмотря на то, как к вам относятся дети, Вы для них являетесь не тольковоспитателем, но и образцом, человеком который формирует стереотипы поведения,представление о мужчине, каким он должен быть. От ныне Вы учите подростка какжить в коллективе и не конфликтовать, что такое настоящая мужская дружба и длячего она нужна, почему нужно заботиться о пожилых и слабых, кто такойпатриот, нужно ли брать ответственность за свои слова и поступки, что такоелюбовь и верность, и много многое другое.
СловаА.С. Макаренко……. Аудио библиотека