ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Реализация Программы опирается нанормативно-правовую базу Российской Федерации:
ü Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ü распоряжениемПравительства от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основгосударственной молодежной политики Российской Федерации на периоддо 2025 года»;
ü РаспоряжениеМинпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющихобразовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительнымобщеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в томчисле с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
ü письмоМинпросвещения от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой моделинаставничества и методических рекомендаций»;
ü Переченьзначимых мероприятий Новосибирской области на 2022 – 2023 учебный год,утвержденный министром образования Новосибирской области.
Актуальность программы в том, в том своейпрактике исследовательских проектов, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которыенеобходимо решать: как организовать процесс исследования, чтобы инициативаисходила от самих учащихся, как поддержать интерес детей к тому или иномувопросу, каким образом организовать совместную деятельность педагога и обучающихсяв процессе проекта. Как показала практика, эти задачи невозможно решитьстихийно. Исследовательская деятельность должна быть педагогически организована.
Для этого была определена цель: создание системы сопровожденияпректно исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальныхи творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество. Длядостижения поставленной цели были определены следующие задачи:
ü систематизировать проектную исследовательскуюдеятельность;
ü выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;
ü приобрести знания и навыки, необходимыедля успешного участия в разработке и реализации проектных исследовательскихработ;
ü развивать творческие способности учащихсячерез привлечение к проектной исследовательской деятельности не простоучителя-предметника, а учителя- наставника.
Наставничество ворганизации проектной исследовательской деятельности даёт возможностидифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленныхпотенциальных возможностей обучающихся; развивать творческий потенциалобучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательскихкомпетенций каждого ученика.
1 Организация проектной исследовательскойдеятельности.
Организация проектнойисследовательской деятельности осуществляется в нашей школе, как в урочной, таки во внеурочной деятельности наразных уровнях и в различных формах.
Проектная исследовательская работа учащихся интересна, прежде всего, как пример увлекательной и творческой деятельности.Юным исследователям нужно указать не только на правила научного исследования,но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места впроцессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источникиинформации. И именно этим человеком для него станет именно наставник.
Надо отметить необходимостьприменения современных информационных технологий в контексте проектнойисследовательской деятельности. Мы говорим о формировании исследователя новоготысячелетия, владеющего современными средствами фиксации, обработки ипредставления информации.
Обучая учащихся теоретико-методическимосновам проектам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующиенавыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора иобработки информации, научить их эффективно ими пользоваться.
Любое учебное проектное исследованиенаправлено на развитие личности обучающегося, а не на получение объективнонового результата. Цель организации проектной исследовательской деятельности вшколе – это формирование у обучающихся навыков исследования как универсальногоспособа освоения действительности, активизация личностной позиции ученика вобразовательном процессе на основе приобретения им новых знаний, знаний,которые получены самостоятельно и являются, для конкретного обучающегося,новыми и личностно значимыми.
Участие в проектной исследовательскойработе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методаминаучной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению сосверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебныхисследованиях. Можно суверенностью сказать, что в условиях работы над исследованием учащиеся могутбыть приближены к реальным условиям, к той среде, где можно реализовать ужесформированные навыки, умения и компетенции.
Наставничество в организации проектнойисследовательской деятельности дает возможности дифференцированно ицеленаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальныхвозможностей обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся;отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждогоученика.
1.2.Наставникпроектно- исследовательского обучения
Исследовательская деятельность позволяет учителю осуществлять болееиндивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Изавторитетного источника информации преподаватель становится соучастникомисследовательского процесса, наставником, консультантом, организаторомсамостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Неверно было бы думать о том, что учитель-наставник берет на себя всюответственность за качество исполнения работы своих подопечных, постоянновыступая в роли наставника и опекуна.Учитель-наставник должен по отношению кученику выполнять роль вдохновителя, консультанта, научного руководителя.
Школьник, работающий над исследовательским проектом, должен понимать,что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения,лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверныминаучными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а отчего следует отказаться.
2 . Роль учителя-наставника при выполнении исследовательского проекта
Понятно, что при организации исследовательского проекта, о полнойсамостоятельности детей можно говорить только тогда, когда речь идет ободаренных, так сказать «продвинутых» ребятах. Но часто именно педагогу в силусвоей профессии и приходится «продвигать» своих учеников, учить их и научать.Поэтому, безусловно, роль учителя-наставника в совместной с детьми проектнойдеятельности очень велика, а иногда и первостепенна.
Самое сложное для него в ходе проектирования — это играть роль независимогоконсультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, чтоучащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций толькоотвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможны разные формыконсультаций: консультации для коллективного и обобщенного рассмотренияпроблемы, возникающей у значительного количества школьников, индивидуальные,различные практикумы и т.д. Педагог на всех этапах выступает в роликонсультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения,а на процесс применения имеющихся знаний.
В работе над проектом учитель-наставник:
ü помогает ученикам в поиске нужных источниковинформации;
ü сам является источником;
ü координирует весь процесс;
ü поощряет учеников;
ü поддерживает непрерывную обратную связь дляуспешной работы учеников над проектом.
Данная программа ориентирована:
ü нанаставников исследовальских проектов, чтобы им было понятно, что и как делать,
ü нато, чтобы ученикам, чтобы было понятно, что можно получить от наставника, а вчем он им не помощник,
Наставник исследовательскойдеятельности – человек, обладающий следующими качествами:
ü пониматьсуть такого сложного вида деятельности как исследовательский проект;
ü уметьбыть рядом, но не вовлекаться;
ü уметьнаходить контакт и взаимопонимание с самыми разными учениками, содействовать вподдержании рабочей атмосферы;
ü уметьпоказывать участникам проекта их достижения и их недоработки, разбираться сконфликтами;
ü владетьразными инструментами организации работы, чтобы иметь возможностьпродемонстрировать их подопечному;
ü иметьширокую эрудицию и способность быстро осваивать большие объемы информации,чтобы разобраться в деталях проекта, который задумали ваши подопечные;
ü знатьстандарты оформления проектной документации; программное обеспечение,поддерживающего работу с проектами, способы презентации проектов, чтобы помочь участникамс «внешней» частью работы.
Наставникнезависимо от области деятельности – это человек, который передает свой опыт изнания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что наставник передает свойличный опыт. Кроме передачи опыта, на наставнике проектного обучения лежитответственность по сопровождению проекта в плане исследования и обеспеченияреализации проекта с методической, экспертной, материально- технической ипрочих сторон.
Наставничество в проектнойдеятельности может быть:
ü опосредованное:проявляется только формально, путем советов,рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму;
ü прямое:непосредственный контакт, общение не только врабочее время, но и в неформальной обстановке;
ü индивидуальное:концентрация усилий на воспитании одного ученика;
ü открытое:двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого;
ü скрытое:наставник воздействует на ученика незаметно.
Наставникследит за тем как развивается проект сразу в двух составных частях, равноявляющихся неотъемлемой составляющей успешного проекта: командная (мотивированная,согласованная, бесконфликтная работа наставника и подопечного) и методическая(или приращение опыта).
Перваячасть – командная. Итогомпроекта должна стать сплоченная команда (наставник-ученик), где каждыйпонимает достоинства и компетенции обеих сторон, может строить совместнуюработу с учетом способностей и особенностей каждого участника, понимает, какподдерживать позитивный эмоциональный фон, поддерживать мотивацию друг в друге,понимать, как именно совместная работа дает новые качество. Формальноеотношение к понятию команда резко снижает эффективность, аглавное,не позволяет затем участникам развиваться.
Втораячасть – методическая. Каждыйучастник должен прирастать инструментами, способами организации иуправления проектом, способами разрешения сложных ситуаций. Это позволяет резконаращивать компетенции.
2.1.Роли наставника в проектной деятельности.
Впроекте может выполнять роли:
ü специалиста,помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей –КОУЧА;
ü опытногосоветника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта кпоставленной цели – МЕНТОРА, который обеспечивает поддержку через советы ирекомендации, взгляд на проект «со стороны».
Такжетолько он может
ü определитькакой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представленк защите проекта, при этом постараться избежать занижения результата на входе иудержать и от завышения планки требований;
ü сосредоточитьсяна работе над проектом, не отвлекаться на посторонние вещи;
ü фиксироватьучащимся переход от стадии к стадии жизненного цикла проекта;
ü добыватьнеобходимый инструментарий и средства для реализации проекта.
Наставникпроектной работы с точки зрения процесса сопровождения должен:
ü вестирегулярные очные встречи с командой;
ü бытьна связи с командой, и иметь возможность оказывать ей поддержку в дистанционномрежиме;
ü предоставлятьметодические материалы, которые могут помочь подопечному в реализации проекта;
ü вестинаблюдение за развитием компетенций участников команды, общим и индивидуальнымэмоциональным фоном, давать обратную связь;
ü заполнятьформы фиксации хода проекта, если таковые используются в организации, длясистемной;
ü помогатьготовиться к презентации и защите проекта и его отдельных этапов.
Необходимырегулярные встречи наставника с исполнителем проекта, который представляетрезультаты промежуточной работы над проектом, а наставник помогает импродвинуться вперед от оформления проектной идеи до презентации результатаработы на защите проекта. Продолжительность встречи, как правило составляетчас-полтора. Встреча состоит из четырех обязательных шагов:
1. Выяснить в каком состоянии находитсяработа над проектом – беглый опрос (например: четыре прекрасные вопроса).
ü Чтодостигли?
ü Какплодотворно проводилась работа по проекту?
ü Чтополучилось хорошо, а что не получилось?
ü Чтоподопечный намерен делать? Что хочет изменить в своем подходе к
ü работе,а что оставить как есть?
2. Выявить и разобрать трудности в работе надпроектом – обсуждение, ответы на вопросы.
3. Показать следующий рубеж проектной работы– описание следующего шага план проекта.
4. Сформулировать следующие действия работы(до ближайшей встречи) – беглый опрос (что вы собираетесь сделать?) ирекомендации от наставника (имеет смысл сделать еще вот это и вот это?), а подопечныйфиксируют свои действия в плане работы.
2.2. Роль наставника на этапахпроектирования.
Дорожная картаисследовательского проекта
Этапы проекта |
Обучающийся |
Наставник Представленная информация была полезной? ДА 59.01% НЕТ 40.99% Проголосовало: 1115 |
Организационный этап
|
— определение примерной темы проекта; -определение наставника |
-индивидуальные консультации с обучающимися; — оказание помощи при выборе темы проекта; — идеи проекта. |
Постановка актуальности, гипотезы, цели и задач исследовательского проекта. |
||
Деятельностный этап |
1. формирование плана работы обучающегося над проектам; 2. генерация идей;; 3. выполнение сбора, обработки и анализа информации по теме проекта; 4. проведение необходимых исследований или иных видов работ по оформлению практической части; 5. оформление проекта; 6. подготовка презентации, раздаточного материала |
|
— самооценка; — вывод; — заключение |
— заполнение оценочного листа; — оставление резюме на проект. |
|
Этап защиты проекта |
защита проекта. |
-индивидуальные консультации (по необходимости) |
Наэтапе «Генерация идей» наставник, выступая в роли преподавателя-предметника,проводит обучение по индивидуальным образовательным темам.Наданном этапе наставник также выступает в роли коуча, помогая подопечномув постановке и достижениицели, и куратора, который в ходе организации установочной очной встречиразъясняет проектным ему порядок работы, обсуждает будущий результат (продукт)проектной работы, мотивирует его на реализациюидеи.
Наданном этапе наставнику необходимо обладать следующими проектнымикомпетенциями:
ü —формирование среды для успешной генерации идей проекта:
ü -вдохновение участника проекта на создание и развитие идей;
ü -создание творческой атмосферы восприятия новых идей;
ü -поощрение развития творческого потенциала участника проекта.
Наэтапе: «разбор содержания», наставник проекта в роли – опытного советника(ментора), направляя свою деятельность на полное сопровождение своегоподопечного к поставленной цели; обеспечивая поддержку через советы ирекомендации, взгляд на проект «со стороны».
В ходеочередной очной встречи наставник выясняет текущее состояние работы надпроектом, соотносит с поставленной задачей (ожиданием); разбирает причиныпродвижения вперед/отставания; обсуждает какой результат (продукт проектнойработы) каждая команда сможет представить к защите.
Наданном этапе реализации проекта будут актуальны следующие компетенциинаставника:
ü осуществлениекомплексного планирования реализации проекта с технической, проектной ипсихолого-педагогической позиций;
ü организационноепроектирование, коммуникация внутри проекта и вне его, сопровождение учащегосяк поставленной цели.
Наэтапе «Завершения проекта» наставник выступает в роли куратора и ментора. Входе завершающей встречи наставник проводит с исполнителем проекта рефлексиюработы, ориентирует его на подготовку к защите – презентации проекта,информирует о процедуре защиты, о жюри и отвечает на важные вопросы, чтобыснять стресс перед защитой. Наставник, как помогал и поддерживал своегоподопечного в его работе над проектом, также он и морально поддерживает его ина защите данного проекта.
Передпредставлением итогов работы наставник также готовит отчёт на готовый проект,где указывается достижения в ходе проектной работы:
1. дистанцию, которая пройдена от начала домомента защиты (в понимании, что такое исследовательский проект; владенииинструментами проектной работы, в создании желаемого продукта);
2. способность исполнителя проекта водном-двух предложениях описать суть проекта (ответы на вопросы «о чем?» и«зачем?», а не на вопрос «что делали?»);
3. полноту описания проекта (описание идеи,описание плана работ, соотношение плана и факта, анализ причин имеющихсярасхождений, если таковые есть;
4. что именно делал как руководитель(наставник).
Назащите проекта задача наставника морально поддерживать исполнителя проекта,сопереживать вместе с ним, но не вмешиваться. Также наставник долженподготовить своё краткое резюме о работе над проектом. Защита проекта – эторезультат совместного труда наставника и исполнителя проекта, это их триумф илипоражение.
Проектныекомпетенции наставника этого этапа — обеспечение комплексного оцениванияреализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций.
3.План реализации программы наставничестваобразовательного учреждения по проектной исследовательской деятельности помодели «Учитель-ученик»
№ |
Наименование мероприятия Программы |
Направленность |
Уровень |
Участники |
Сроки реализации |
1 |
Подготовка обучающихся к участию в региональном социально-образовательном природоохранном проекте « Новосибирская область -территория эколят » 2023 |
Естественно-научная |
Региональный |
Обучающиеся МКОУ Мошковская ОШИ 5-9 класс |
2023г |
2 |
Подготовка обучающихся к участию в Всероссийском конкурсе-выставки «Юннат» |
Естественно-научная |
Муниципальный |
Обучающиеся МКОУ Мошковская ОШИ 5-9 класс |
2023г |
3 |
Подготовка обучающихся к участию в Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды «открытие 2030» |
Естественно-научная |
Муниципальный |
Обучающиеся МКОУ Мошковская ОШИ 5-9 класс |
2023г |
4 |
Подготовка обучающихся к участию в Региональном конкурсе ландшафтных проектов территории образовательной организации |
Естественно-научная |
Муниципальный |
Обучающиеся МКОУ Мошковская ОШИ 5-9 класс |
2023г |
Использованная литература:
1. Леонтович А. В. Модель научнойшколы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В.Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 38-48
2. Меренкова О.Ю.Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классномуруководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
3. Инструктивно-методический материалпо организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего длярегионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.
4. Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. –2007. — № 3. – с. 3.
5. Савенков А.И. Подготовка педагога к работе вусловиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. –2007. — № 3. – с. 4-8.