«Морская культура поморов».
Исследовательский проект
Автор:
Гайнуллина Елена Геннадиевна
учитель истории
26 сентября 2010 года в Беломорске состоялся очередной,III съезд поморов Республики Карелия, Архангельской и Мурманской областей.Съезд обсудил актуальные проблемы социально-экономического развития Поморья,сохранения историко-культурного и природного наследия Поморья, культурных ихозяйственных традиций поморов. Съезд особо отметил, что поморы внесли большойвклад в освоение Русского Севера и арктических территорий России, создали самобытнуюпоморскую культуру.
Нам кажется, что мы, жители Поморья, знаем о поморах всё.
А так ли это? Ответ на этот вопрос дал проведённый мной социологическийопрос среди учащихся Беломорской открытой (сменной) общеобразовательной школы.Я им задавала вопросы: Кто такие поморы? Где на территории Беломорскогорайона проживают поморы? Какие занятия поморов вы знаете? Большая частьопрошенных не смогла в полной мере правильно ответить на вопросы.
Исходя из результатов опроса, я сформулировала проблему:юные жители нашего края плохо знакомы с историей, бытом и традициямибеломорских поморов.
Такое положение вещей натолкнуло меня на мысль заняться подготовкойисследовательского проекта «Морская культура поморов». Творческим названиембыло выбрано: «Море — наше поле».
Актуальность данной темы состоит в том, что большинствовыпускников нашей школы остаются жить и работать в нашем районе. И для тогочтобы возрождать и сохранять традиционные промыслы, занятия, развивать хозяйство,им необходимо знать историю возникновения, особенности существования идостижения предков.
Я выдвинула гипотезу, предположив, что, если поморы живутпо берегам Белого моря, то они должны быть великолепными мореплавателями, судостроителями,создать свои принципы навигации, свои приёмы морского промысла и сохранить своитрадиции до наших дней. Среда обитания должна сформировать их образ жизни,обычаи, традиции, черты характера.
Целью исследования стало познакомиться с морскойкультурой Беломорского Поморья.
Я выбрала следующие направления исследований: «Поморские лоции»,
«История поморских сёл Беломорского района», «Традиционный поморскийпромысел», «Поморское судостроение», «Поморы».
Первый вопрос на который ядала ответ это кто такие поморы. И выяснила, что поморы — это субэтносрусского народа, потомки древних новгородских поселенцев, селившихся начиная сXII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этогоэтнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря — Поморскийберег.
Ихпривлекал богатый промысел: на суше – пушнина и птица, на море – морская рыба,зверь и «рыбий зуб» – высоко ценившийся моржовый клык.
Основным занятием населенияПоморского Севера были звериные и рыболовные промыслы.
Поморы были отважными арктическими мореплавателями.
Поморы создали уникальную промысловуюкультуру, приёмы строительства судов, навигацию, промысловую одежду.
Жизнь на берегах «Студеного моря» вусловиях сурового климата сделала поморов сильными и трудолюбивыми. В Поморьевитал дух вольности, свободомыслия и товарищества.
Далее я нашла на территории Беломорского района традиционные поморские поселения,где проживают поморские династии, занимаются поморским морским промыслом,строят поморские суда, бережно сохраняют поморские традиции и обычаи. Всепоморские сёла расположены на побережье Белого моря и впадающих в него рек:Сума, Вирма, Нюхча, Шуя. И Сумский Посад, и Нюхча, и Колежма, и Шуерецкое, иВирма в XV—XVI в.в. находились всобственности Марфы Борецкой, а затем Соловецкого монастыря. Немалую прибыльжителям приносили лов и продажа сельди, семги, наваги, камбалы, трески ипалтуса
В Сумском Посаде вследствие частых нападений шведов был построенСумский острог. Сумляне участвовали в строительстве «Осударевойдороги». Суму называют родиной моряков, родинойкапитанов. Братья Воронины, среди них Владимир Иванович, знаменитый капитан ледового флота, Рюхины,Вязмины, Лузгины, Падорины — известные сумские капитаны.
Особую известность село Нюхчаполучило в петровскую эпоху. В связи со строительством Осударевой дороги.
Колежма — историческое поселение XII-XIII вв. Близ селабыл построен первый в Карелии железоделательный оружейный завод (Железнаяпустынь). Является Колежма и одним из главных центров судостроения в крае.
Старинное село Шуерецкое — один изважных центров поморского мореходства и торговли Поморского берега в ХIХ -начале ХХ вв. Существовал и особый промысел – доставкалодками богомольцев, приезжавших в монастырь из разных губерний
Вирма — древнейшее поморское село.Главной достопримечательностью его является красивое здание церкви Петра и Павла, поставленнойна скалистой возвышенности, чуть в стороне от домов.
Мне стало ясно, что морской промысел на протяжении многих вековявляется главным занятием поморов.
Для многих поморских сел главным был тресковый, или иначемурманский, промысел. Людей, занимавшихся рыбными и зверобойнымипромыслами на море, называли «промышленниками», ходившие на Мурман, звалисьмурманщиками.
Хозяева обряжали покрут, т. е. нанимали артель рабочих дляловли трески и другой рыбы. На каждую шняку — рыболовное судно — крутилисьчетверо: кормщик, тяглец, весельшик и наживочник; у каждого из них определенныеобязанности при ловле: наживочник насаживает на крючки приманку; рольвесельщика — грести веслами, а тяглеца — вытаскивать из воды снасть. Главнымбыл кормщик. В кормщики выбирались люди бывалые и опытные, которые знали лучшиерыбные места, знали, куда закинуть снасть и умели солить и разделыватьпойманную рыбу. Кроме главных работников на промысел отправлялись мальчики10-15 лет, называемые зуями. Зуи исполняли различные мелкие работы: варилипищу, распутывали снасти, мыли кадки.
Для лова рыбы в море употреблялась очень длинная снастьярус. Ярус вынимался на шняку через 6 или 12 часов после запуска, при отливеморской воды. На берегу рыба разделывалась, сушилась, солилась.
Помимо мурманской трески, у берегов Белого морятрадиционно добывалась сельдь беломорка. Наважий промысел вошел вчисло ведущих беломорских промыслов в конце ХIХ в. Били поморы морского зверя,занимались звериным промыслом, охотой на тюленей, ловили семгу в Белом море. Большуюроль для поморов играли промыслы, связанные с дальними путешествиями за пределыБелого моря за такой дорогостоящей добычей как пушнина и моржовый клык, а такжедругие морские звериные промыслы
Такие умелые рыбаки и промысловики не могли не строитьсвоих судов. И изучив литературу мы пришли к выводу, что в XII веке Поморьестановится центром русского судостроения – этому способствует развитиеморских и речных промыслов. Там строились самые совершенные по тем временамсуда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов, нонаиболее известен коч. По мнению историков, кочи появились в XIII веке.
Коч (в разных говорах — коча, кочмора, кочмара) – этосудно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока.Ученые считают, что название судна произошло от слова «коца» – ледовая обшивка,ледовая шуба.
Так называлась вторая обшивка корпуса, предохранявшаяосновную обшивку от ледовых повреждений, ее делали из прочных дубовых илилиственных досок в месте переменной ватерлинии. Еще одной особенностью коча былкорпус, по форме напоминающий скорлупу ореха. Такая конструкция предохраняласудно от разрушения при столкновении с крупными льдинами. Когда коч застревалво льдах, его не сжимало, а просто выдавливало на поверхность, и судно моглодрейфовать вместе со льдами.
Лодейные мастера не имели чертежей и при постройкеопирались на опыт и чутье. Постройка коча начиналасьс днища, которое предохранял фальшкиль. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовализарубежные мастера.
Сочленения досок бортовой обшивкиимели свою особенность: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными кбортам небольшими скобами. Поверх основной обшивки крепилась «шуба» (коца) –ледовая обшивка, доски которой прибивались «вгладь».
У коча была оригинальная судоваядеталь, не имеющая аналогов ни в древнерусском, ни в западноевропейскомсудостроении XVI-ХVIII веков, – «коряник», которая устанавливалась на скулесудна и предназначалась для формирования перегиба борта и придания емудополнительной жесткости.
Ровнаяпалуба давала возможность нахлынувшей штормовой волне свободно стекать за борт.
Корма делалась почти отвесной, нос –сильно наклоненным. Малая осадка и наклонный форштевень свидетельствуют оприспособленности коча к плаванию на мелководье, битом льду и волоку.
На кочах Семен Дежнев и Федот Поповсовершили плавание от реки Колымы вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырьв 1648 году.
Вэпоху Петра Iбыл нанесен жестокий удар поморскому судостроению. 28 декабря1715 года Петр I направил архангельскому вице-губернатору указ, который запрещалстроить поморские традиционные суда. В 1719 году поморы написали царю жалобу и Петрразрешил оставить имевшиеся суда. Впрочем, указ впоследствии не выполнялся:традиционные конструкции поморских судов значительно больше соответствовалиусловиям прибрежного мореплавания и плавания во льдах.
В 30-е годы XVIII века авторитет кочабыл вновь признан официально. Была организована Сибирская (Великая Северная)экспедиция ее целью было описание берега от Архангельска до устья Оби. И здесьправительство вынуждено было использовать его как наиболее надежное судно дляплавания в этих условиях.
Хвалебную песнь «староманерному» кочупропел Фритьоф Нансен. Выдающийся полярный исследователь при строительствесвоего «Фрама» пришел к похожей конструкции судна.
Одним из самых интересных открытийпри подготовке проекта стало знакомство с поморскими лоциями. Рукописные лоции — описания навигационныхопасностей на побережьях Белого и Баренцева морей — яркий памятник мореходныхтрадиций жителей Беломорья. Авторам известно о существовании 12 списковпоморских лоций.
Каждый из публиковавшихся списков содержит свою местнуюверсию лоции, бытовавшую в том или ином районе Поморья. При внимательномизучении текстов лоций можно географически локализовать место составлениябольшинства этих списков. Есть два маркера: 1) общий километраж от местаназначения до конечного пункта, 2) первый заголовок описания мореходных курсов.Исходя из этого, списки распределяются следующим образом: Лоция Козлова илоция Фрейганга – Сороцкие, лоция Морозова и лоция Гемп – Сумские, лоцияКомягиной и Тропиной – Кушерецкая. Лоция Тошакова, возможно, происходит израйонов устья Северной Двины.
Поморские лоции четко делятся на двенеравные группы: ранние, не имеющие устойчивого названия и более поздние,которые называются Мореходными книгами. Композиция текста поморских лоцийтакова: зачин (молитва), вводная часть (краткий указатель направлений ирасстояний), основная часть (подробное описание навигационных опасностейрайонов устья Сев. Двины, Терского и Мурманского берегов). Первая частьприсутствует не во всех списках, но вторая и третья, различаясь по своейвеличине и составу, являются основным содержанием любой поморской лоции.
В практическом применении традиционные лоции не уступалипо точности описания и возможностям применения. Для многих поморов лоции былигораздо проще и понятнее, так как не требовали особых специальных познаний.Исчезновение рукописных лоций, вероятно, нужно соотнести с разрушениемтрадиционных промыслов и формированием специализированного рыболовного флота вМурманске, то есть с 1920–1930-ми годами.
Завершив работу над проектом и познакомив учащихся школыс результатами работы, я вновь провела социологический вопрос. Вопросы, заданныереспондентам были следующие: Кто такие поморы? Какие занятия поморов вызнаете? Где на территории Беломорского района проживают поморы? Результатыразительно отличались от первоначальных. Практически 100% участникованкетирования дали полные ответы на вопросы.
Я достигла цели, познакомиться с морской культуройпоморов. Верной оказалась выдвинутая мной гипотеза. Я убедилась в том, что поморыбыли великолепными мореплавателями, использовали свои особенные приёмы пристроительстве судов, создали свои принципы навигации, свои приёмы морскогопромысла и эти традиции по сей день сохранились в некоторых населённый пунктахБеломорского района. Т.е. среда обитания сформировала поморов, определила кругих занятий, традиции, образ жизни.
Я убедилась, насколько важно знать, изучать и сохранятьтрадиции, обычаи, промыслы, памятники истории поморского этноса, населяющеготерриторию нашего района. И очень надеюсь на то, что моя работа помогла кому-тоиз её участников выбрать свой путь в жизни, профессию, связанную с традиционнойпоморской морской культурой.
