Технологическая карта урока
Предметнаяобласть: ОРКСЭ. Основы православной культуры.
Темаурока: Христианская семья
Типурока: Изучение нового материала.
Класс: 4
Учитель:Еловенкова Татьяна Александровна
Цельурока: Формирование мотиваций к нравственномуповедению, основанному на знании православных традиций.
Задачиурока:
1. Объяснить, что такое христианская семья; рассказать, какие качестванеобходимы ее членам — мужу и жене, детям.
2. Поговорить с ребятами о том, что такое настоящая любовь, безкоторой невозможна счастливая семья; рассказать о Таинстве венчания.
3. Обсудить с детьми ценности христианской семьи на примере жизни святых Петраи Февронии и святых царственных страстотерпцев.
4. Рассказать о радости, которуюдает многодетная семья.
Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов обучения:
— развитие положительной мотивации и познавательного интереса к изучению темы;
— развитие чувства доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамродных людей;
— развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками;
— осознание своей социальной роли в семье и личнойответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормаххристианской семьи.
Учебные задачи,направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
а) познавательные:
—развитие умения ориентироваться в учебнике и другихисточниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изученияданного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые и сложныевопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
-развитие умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, строитьлогическую цепь рассуждений;
-формирование способности решать проблемы поискового характера;
-развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза, сопоставления и др.
б) регулятивные:
— формирование умения принимать исохранять цель и учебные задачи в результате поисковой деятельности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
в) коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышатьсобеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции всовместной деятельности
Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:
— формирование умения использоватьполученные знания для объяснения окружающим «Что значит христианскаяправославная семья?»;
-развитие умения выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательство;
-развитиеумения понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
-развитиеумения понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятныхотношений в семье.
Оборудование: компьютер,презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, ромашки, мультфильм,карточки.
Вконце урока дети должны:
Отличатьпонятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», сказать о тех ценностях, накоторых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историюПетра и Февронии, царской семьи
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.
|
Создаю эмоциональный настрой на урок: -С добрым утром! Начат день! Первым делом гоним лень! На уроке не зевать, А активно отвечать!
-Прошу вас, дети, ответить на мое приветствие хлопком в ладоши после той фразы, которую посчитаете обращением именно к вам. — Здравствуйте те, кто пришел с улыбкой на урок. — Здравствуйте те, кто готов творчески работать. А сейчас каждая маленькая семейная группа возьмется за руки и пожелает друг другу успехов. |
Дети слушают и выполняют действия учителя. |
Личностные: положительное отношение к уроку, понимать необходимость учения; следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Мотивация к учебной деятельности Цель: мотивировать обучающихся к изучаемой теме
|
Создаю условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность с просмотра мультфильма -Начнем наш урок с просмотра мультфильма «Кукушка и Скворец» |
Смотрят мультфильм |
Личностные:
развивать положительные мотивации и познавательный интерес к изучению темы;
|
3.Формулирование темы, цели и задачи урока Цель: создание условий для формулирования темы и цели урока детьми
|
Создаю условия к подведению темы и цели урока. Озвучиваю тему и цель урока. -Кто догадался из моего приветствия к вам, из просмотра мультфильма о теме нашего урока? -Да, сегодня мы поговорим о православной семье. -Сформулируйте цели и задачи урока.
|
-Будем говорить о семье.
-Узнаем , что такое православная христианская семья. -Узнаем, как образуется семья (таинство венчания). -Познакомимся с православными семьями. |
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .
|
4. Актуализация опорных знаний. а) определение понятия «семья»
Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.
б) качества идеального мужа и жены
в) Таинство венчания
г) ценности христианской семьи на примере жизни святых Петра и Февронии и святых царственных страстотерпцев.
д) царская семья
4.Счастливая многодетная семья Цель: рассказать о том, как хорошо и весело можно жить в многодетной семье. |
Узнаю, что знают дети о семье с помощью вопросов. Веду интересную беседу о святых Петре и Февронии, царской семье -Дети, как вы понимаете, слово «семья»? -А сейчас узнаем, как раскрывается это понятие в разных источниках.
-Именно в семье возможна настоящая любовь, бережная забота взрослых и детей друг о друге. В семье нужно много трудиться, учиться довольствоваться малым, тем, что есть, иначе случится, как в сказке А.С. Пушкина « О рыбаке и рыбке», можно остаться у разбитого корыта. -Возьмите карточку и напишите, какими качествами должен обладать муж, что он должен делать? И какими качествами должна обладать идеальная жена, что она должна уметь делать?
-У каждого в семье есть свои обязанности. Любовь не терпит равенства. Поэтому у каждого из нас есть свое предназначение, кто-то физически сильнее, а кто-то слабее, кто-то может выполнять тяжелую работу, а кто-то петь колыбельные песни малышам. Муж- глава семьи, кормилец, жена- хозяйка и воспитатель детей, помощница мужа, от нее зависит «погода» в доме. — А кто еще должен быть в семье? -Какая есть главная заповедь о семье ? -И снова я зачитаю дневник императрицы Александры Федоровны: «Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим…» -А как можно проявить любовь к ближнему?
Мы поговорили о том, какими должны быть идеальные муж и жена, что они должны уметь делать. Но есть еще одно важное занятие в христианской семье. Это –молитва совместная, а также друг за друга. Брак- это благословение Божие, без Бога невозможно сохранить добрые отношения в семье, воспитать хороших детей. Поэтому надо по возможности всем вместе молиться утром, вечером, перед едой и после, в сложных жизненных обстоятельствах. -Какое есть в Церкви важное христианское Таинство при создании семьи? -Давайте узнаем, что это такое? (учебник стр.86) — Есть у нас особые святые, которые являются образцом православной семьи. Кто это, кто знает? Давайте познакомимся с жизнеописанием святых Петра и Февронии.
-Какие семейные ценности можно выделить, читая житие Петра и Февронии? -Настоящая любовь не умирает и это видно на примере святых Петра и Февронии, даже физическая смерть не разлучила их. -Ребята, когда вы слышите слова «царь», «царица», что вы себе представляете? -Но Николай Александрович и Александра Федоровна Романовы свое предназначение видели в другом. Своих детей-дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея- они приучали жить по христианским заповедям. Царская семья –это идеал любви и образец семейной жизни. Будущие супруги встретились, когда Николаю было 16 лет , а Алисе-12 лет. И между ними зародилась дружба, которая с годами крепла, перерастая в самоотверженную любовь. В 21 год он пришел к своим родителям за благословением на брак с его любимой. Но ответ отца был краток: «Ты еще молод, ты- наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем выбрать.» И еще 5 лет ждали молодые люди, когда им разрешат создать семью. -Посчитайте, сколько же лет ждал Николай II разрешения отца на свадьбу? В 16 лет увидел свою суженую, в 21 год просил разрешения отца на свадьбу и еще ждал 5 лет? -Как вы думаете, это много или мало? -Да, только настоящая любовь выдержит испытание временем. -Во главу воспитания детей было положено благочестие. На праздничные и воскресные службы ходили всей семьей, читали молитвы, любили посещать монастыри и святые места. В царской семье считали, что дети не должны сидеть без дела. Уроки, рукоделие, прогулки на свежем воздухе- вот обычный круг занятий царских детей. Царица и ее дочери вышивали покрова и рассылали их по монастырям и бедным церквам. И царица и ее супруг, подавали живой пример детям своими поступками. С начала I мировой войны царица с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, ежедневно они ухаживали за ранеными. Господь сподобил членов царской семьи принять мученическую кончину в один день и час. В ночь на 17 июля 1918 г. вся царская семья и слуги были зверски убиты в Екатеринбурге. Ныне они прославлены в лике святых. -Можно считать эту семью православной или нет? Докажите.
-Какая семья считается многодетной? В нашем классе есть ребята из таких семей, но самая многочисленная семья – это семья Паниной Вирсавии, давайте послушаем её небольшой рассказ о своей семье Подвожу итог, как важна семья, опираясь на просмотр мультфильма, на знания детей. Сообщаю о празднике, руковожу групповой работой. Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111
-До революции все семьи в России были многодетными. Детей дает Бог, Он же посылает средства для их возрастания. Посмотрите, как живут многодетные семьи. Казалось бы, в трудное время они должны быть бедными, а они не бедные. Должны быть грустными, а они радостные. И куда более довольные и счастливые чем те, у кого мало детей. Потому что « у кого детей много, тот не забыт у Бога». — А сейчас вспомните мультфильм, который мы смотрели и скажите, в чем разница между Скворцом и Кукушкой? Как они относились к своим детям?
-Почему погибла Кукушка? Что спасло Скворца?
-Завершая наш урок, хочу вас спросить, а есть ли такой праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности? Когда его отмечают? 8 июля в честь союза Муромских святых Петра и Февронии. Символом этого праздника является какой цветок?
-Достаньте из конверта ромашки и напишите на лепесточках, что вы хотите видеть в своей семье, чтобы у вас была счастливая семья?
|
Дети отвечают. (на столах у учеников разные источники информации) —Толковый словарь В.И.Даля: «Семья-совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.» Из книги «Семья. Прочность, цель и назначение» : «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел, устраняет своё благосостояние внешнее от внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными.»- святитель Феофан Затворник. Библия: « оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Послание апостола Павла к Ефесянам гл.5, ст.22-33) Дневник русской императрицы, супруги государя Николая II Александры Федоровны: «Брак- это благословение Божие человеку. Смысл брака- в том, чтобы он делал жизнь и мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл. А оба выиграли»
Муж: сильный, трудолюбивый, добрый, любящий, иметь золотые руки, заботливый, работящий… Жена: добрая, внимательная, хорошая хозяйка, любящая, заботливая, ласковая…
-Дети, бабушки и дедушки. -Дети должны почитать отца и мать свою, помогать им по мере сил.
— В добрых поступках, в приветливых словах, в словах поддержки, в умении уступить, попросить прощения…
— Венчание. Дети читают.
-Муромские святые Петр и Феврония.
Два ученика рассказывают. -Благочестивый князь Петр княжил в Муроме с 1203 года. Однажды Петр заболел страшной болезнью-проказой, от которой никто не мог его излечить. И вот в сонном видении князю было открыто, что ему поможет благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Князь Петр поехал в указанное место, повстречал Февронию, крепко полюбил ее и дал обещание жениться после исцеления. Благочестивая Феврония, обратившись к Богу, вымолила его исцеление, после чего пара обвенчалась. -Однако муромские бояре не захотели видеть простую крестьянку, сказав Петру: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Верный долгу христианского супруга, Петр отказался от княжества и уплыл с супругой по Оке из родного города. Феврония утешала его: « Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете». -В Муроме же скоро возникли раздоры, искатели власти схватились за мечи и многие из них умерли злой смертью. После чего бояре вынуждены были просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром. -Правление Петра было счастливым и милостивым. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, покоили странников, облегчали участь несчастных. -В старости святой благоверный князь принял монашеский постриг с именем Давид. Феврония также постриглась в иночество с именем Евфросиния. Скончались они 25 июня 1228. -Вот как это было. Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал , что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух- покрывало Чаши для Причастия. «Пусть подождет, мне надо закончить…»-просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и затихла навеки. -Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза и похоронили супругов вместе.
-Верность Богу и друг другу — оба приняли монашество, не отказались друг от друга в трудную минуту.
Праздники, пышные балы, красивые платья, веселая жизнь, дворец.
-Всего 10 лет.
-Много.
-Да. Детей воспитывали в трудах, молитвах, скромности. В семье была любовь, взаимное уважение, вера в Бога. — Семья, в которой 3 и более детей. Рассказ ученицы о членах её семьи, о домашних обязанностях детей в семье.
-Кукушка подбрасывала свои яйца в гнезда других птиц, предпочитая развлекаться, а не заботиться о своих птенцах. Скворец трудился, кормил и воспитывал малышей, радуясь этому. -Кукушка оказалась одна, когда на нее напал Коршун, а за Скворца вступилась вся его семья.
-Да. Отмечают летом, в июле.
-Ромашка.
Под «Гимн Любви» дети выполняют задание, а потом прикрепляют свои ромашки к своим фотографиям ( на доске открывается стенгазета с фотографиями семьи)
|
Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные: уметь ценить и принимать следующие семейные ценности: «любовь», «верность», «семья».
Коммуникативные: формировать умение договариваться, находить общее решение, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Предметные: понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
Личностные: воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям.
Предметные: понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные: проявлять интерес к учебному материалу.
Познавательные: умение вести диалог с учителем, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные: проявлять интерес к учебному материалу.
Личностные: готовность слушать собеседника, проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению темы.
Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.
|
5.Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
|
Организую рефлексию, самооценку учебной деятельности, подвожу итог. Выберите любое начало предложения и закончите его: -Сегодня мы поняли… -Сегодня мы задумались… -Больше всего нам понравилось… -Самым интересным сегодня для нас было… -Самым сложным для нас сегодня было…
Оцените свою работу, показав карточку зелёного цвета, кому всё было ясно на уроке и может сделать для себя выводы; — жёлтого цвета- не совсем разобрался;
|
Дети проводят самооценку. |
Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, развивать умения давать оценку своей работы.
Коммуникативные: формировать умение договариваться, находить общее решение, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
|
6. Домашнее задание |
Даю комментарий к домашнему заданию, предлагаю на выбор домашнее задание: 1) Какие обязанности выполняете вы сами? Всегда ли это получается? Напишите небольшое сочинение о своих обязанностях, которые вы сможете выполнять, согласуясь с кем-нибудь из взрослых. Красиво оформите свое сочинение. 2) Найдите пословицы о семье.
-А какое задание выбы еще предложили? |
-Нарисовать рисунок о своей семье, найти и прочитать стихи, рассказы о семье. |
Регулятивные: формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу, самостоятельность |