Муниципальноебюджетное образовательное учреждение
Детскийсад № 162 « Сказка»
«Процесссоциализации дошкольников
посредствомнародных подвижных игр»
Подготовила:
инструкторпо физическому
воспитанию
Кузнецова О.П.
г.Ульяновск, 2023
Естественныйспутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий способностьюразвивать социальные качества в дошкольнике – это игра. Именно игра являетсяведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сегодня мы говорим об одном извидов игры – народной.
Она способнасоздавать ситуации взаимодействия детей согласно игровым ролям и в процессереальных отношений. Народные подвижные игры являются традиционным средствомпедагогики. Испокон веков в них ярко отражаются: образ жизни людей, их быт,труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желанииобладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, умениемпроявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, умение достойнопроигрывать и при этом волю и стремление к победе. Радость движения в игресочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивоезаинтересованное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональноположительная основа для развития положительных чувств, любви и преданностиРодине.
Народнаяподвижная игра способствует интенсивному проникновению национальных культур.Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что люди все разные и разные понациональности. Однако, они могут дружить помогать друг другу. Эти добрыеотношения отражаются в народных песнях, сказаниях, движениях танца и играх.Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, расширяютпредставление об окружающем мире, развивают все психические процессы. Педагогспособен увидеть отраженные в игре впечатления и переживания ребенка, и можетумело корректировать их в игровой ситуации через выявление отношения персонажа,через поведение в игре. Правила игры это огромный источник для воспитанияволевых качеств личности. Они обеспечивают условия, в которых все типысоциализации личности открыто проявляют себя. И педагог с помощью игровыхмотивов может воздействовать на процесс социализации дошкольников.
Для социальногоразвития личности ребенка в реальном сотрудничестве главной целью будетявляться формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к сверстникам.
Для успешнойреализации цели необходимо решать следующие задачи:
1. Формироватьспособность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
2. Развиватькоммуникативные способности.
3.Воспитыватьпривычку проявлять доброжелательность к окружающим, готовность к взаимопомощи исочувствию, стремление общаться друг с другом.
Таким образом,народная подвижная игра является одним из механизмов социализациидошкольников.
Игрыотбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностямидетей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Также учитывается место игры,время года и другие условия. Нужно учитывать народность игры, чтобы её сюжетбыл интересен детям.
Игровойдеятельностью детей руководит воспитатель. Его роль зависит от характера игры,от численности и возрастного состава группы, от поведения участников: чемменьше возраст детей, тем активнее должен проявлять себя педагог. Если играочень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, алучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры,дополнить основной рассказ деталями.
При повторном проведении игрыправила уточняются. Когда игра знакома детям, можно привлекать их самих кобъяснению. Объяснение содержания игры и её правил должно быть кратким, точными эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особонужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры,в младших группах это обычно делает сам воспитатель, в старших группахкто-либо из детей по его выбору.
Воспитатель подает командыили звуковые и зрительные сигналы к началу игры, звуковые сигналы не должныбыть слишком громкими. Взрослый делаетуказания, как в ходе игры, так и перед её повторением, оценивает действия иповедение детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживаярадостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу– все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог следитза действиями детей и не допускает длительных статических поз, вызывающихсужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общимсостоянием и самочувствием детей; регулирует физическую нагрузку, котораядолжна увеличиваться постепенно. Народные игры большой подвижности повторяются3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями – 25сек. Общаяпродолжительность народной подвижной игры постепенно увеличивается до 15 минут.
Правила игры:
1. Воспитатель объясняет правилаигры сам, а затем дети их повторяют.
2. Если игра знакома, дети самивспоминают правила игры.
В процессе игрывоспитатель следит за выполнением правил, так как их нарушение являетсяпризнаком утомления детей. В этом случае игру надо прекратить, переключитьдетей на более спокойную деятельность.
Распределение ролей:
1. Воспитательназначает водящего или сам включается в игру.
2. Воспитательпользуется считалками. Если в игре есть игровой зачин, воспитатель предлагаетего сказать кому-либо их детей.
Подведение итогов игры должно проходитьв интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раздобиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекатьвсех детей.
Постепенное усвоениесодержания игры, ее правил, и в результате возрастающая самостоятельностьдетей доставляет им радость, поддерживает интерес к игре. Необходимо приповторении немного видоизменять и усложнять игры. Это можно сделать, изменивправила, движения, слова, темп. Повторение игры в течение года должно проходитьв разных условиях. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет ихсодержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре,побуждая их к большей активности, выдумке.
Подводя итог, можносказать, что единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Организуяпроведение народных подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательнойактивности, педагог может достичь следующих целей:
1. Помочь детям ощутить единение сдругими.
2. Показать детям, что значитуважение.
3. Развить в детях открытость имужество выражать свое отношение к другим.
4. Развить в детях чувство юмора.
5. Помочь детям развить в себесильные стороны.
Ведущая педагогическая идеяопыта заключается в том, что использование народных подвижных игр в работе своспитанниками старшего дошкольного возраста в условиях дошкольногообразовательного учреждения будет иметь положительное значение всоциально-нравственном и эмоционально-личностном развитии дошкольников.