ЭССЕ
«Связанали нравственность с уровнем образования».
Ещёшесть лет назад в своём ежегодном послании Президент России В.В. Путин сказал онравственности и об образовании. Президент РФ процитировал академикаД.С.Лихачёва: «Нравственная основа — это главное, что определяетжизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Безнравственной основы не действуют законы экономики и государства»
Чтодумали великие философы о нравственности? И.Песталоцци писал, чтонравственность заключается в современном познании добра, в совершенном умении ижелании творить добро. Философы Просвещения – Сократ, Платон, Аристотельсчитали, что составной частью образования является воспитание высокихнравственных принципов. Гегель утверждал, что Просвещение «делает человекаумным, но не делает его лучше».Философ Гегель считал, что нравственность-формаиндивидуального сознания, формируется вместе с личностью и составляет принципеё бытия. Делаю вывод, что в разные исторические эпохи в философской мысливозникало своё понимание нравственности.
Атеперь попробуем разобраться: «Связана ли нравственность с уровнемобразования».
Явзяла эту тему, потому что она мне близка. Воспитывалась в семье педагогов:мама, бабушка, сестра мамы, тётя. Все они работают в школе, в которой яучилась. Постоянно от них слышала, что пришли новые времена, новые современныетехнологии, изменился и учебно – воспитательный процесс в школах. Особоевнимание стало уделяться вопросам качества образования, а также проблемесохранения, как физического здоровья, так и духовно – нравственного будущихграждан России.
А всё почему? Да потому что за последние тридцать лет усилилось падение нравственностисреди взрослых граждан нашей страны, а ещё страшнее среди подростков. И главнойзадачей в образовании стало формирование духовно – нравственной личности.
ПервыеФГОСовцы, так называли учителя наш выпуск. И портрет выпускника школы состоялиз критериев, где нравственность была на первом месте. Педагоги старались насвоспитывать творчески развитыми личностями, способными строить достойную жизнь.В классе висел плакат «Красота и нравственность спасут мир». Наш учительтвердил нам, что спасёт мир духовно красивый человек, красота его души. Человекнравственный — это и есть духовно красивый человек. Нас учили: «Поступай поотношению к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы они поступили по отношениюк тебе. Как трудно иногда приходилось моим педагогам. Ведь в школу приходятнемало детей с негативными качествами: жестокость, лень, безнравственность. Ичтобы «излечить» таких детей, нужно педагогам не мало сил, чтобы детинаучились строить в своей душе храм, или, хотя бы, идти по дороге к храму.
Ввыпускных классах от педагогов мы впитывали, что качество образования являетсягарантией качества жизни человека. Нравственное воспитание и качествообразования неразрывно связаны должны быть между собой. Если знания будутзакладываться без воспитания нравственных качеств у личности, это можетпривести к жутким последствиям. Без нравственности не действуют экономические июридические законы, начинается национальная вражда.
Аравнозначны ли понятия образованный и нравственный человек?
Изучаяисторию и литературу было много примеров, когда не только просто образованныелюди были безнравственны, но и гении тоже. Существует ведь недаром понятие«Злой гений»-человек оказывающий дурное влияние.
Можетли человек необразованный или малообразованный быть высоконравственным?
Да,таких людей очень много. Они есть и на моей малой родине. Поступают по совести,помогают ближнему, не делают зла никому, живут по чести. Это и естьнравственные признаки человека. Получается, образованный и нравственный человек– это не одно и то же. Образованный человек может быть и безнравственным сплохими манерами и отсутствием этикета.
Оказываетли нравственность влияние на образование?
Аможет нравственность на образование не оказывает никакого влияния. Были вистории величайшие злодеи мира в большинстве своём весьма образованные люди. Авот образование может оказать на нравственность человека заметное влияниевплоть до воспитания в нём совершенно других нравственных принципов. Это урокиобществознания, которые учат основам нравственности, уроки литературыпоказывают примеры высокой нравственности в качестве мотивации длясамосовершенствования личности. В моей родной школе проводились акции «Поделисьулыбкою своей», «Братья наши меньшие», «Память, опалённая войной». Я считаю,что они должны проводиться в каждой школе нашей страны, для того, чтобы нашеобщество выжило, сохранило уникальную свою культуру. Должна быть передачадуховных ценностных ориентиров от учителей, родителей, старшего поколения.Духовная радость педагогов должна передаваться детям, а от них их детям.Наставники в школах должны выводить детей в жизнь, для этого бытьответственными и культурными людьми, на которых дети должны брать пример.Ребёнок прекрасно отличает красоту от безобразия. Народная мудрость гласит: «Чтопосеешь, то и пожнёшь» И как говорил великий древнегреческий философ Демокрит:«Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобренаценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с какимдругим»
БИБЛИОГРАФИЯ
1. БаркхольтК. Болонский процесс и теория интеграции: сближение и независимость // Ректор. Вып.
2. Высшееобразование в Европе. — Екатеринбург, 2006. — 71 c. 2.Бекяшев К. А. Международное публичное право. — М. : Проспект,2009 г. — 947 с.
3. Болонскийпроцесс : глоссарий / отв.ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезнева ; Исслед.центр проблем качества подготовки специалистов. — М., 2009. —142 c.
4. ГегельГ. Философия права. — М., 1990. — 524 с.
5. ГегельГ.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. — М. :Наука, 1977. — Т. 3.— 452 с.
6. КантИ. Критика практического разума // URL:http://e-libra.ru/read/316187-kritika-prakticheskogorazuma.html (датаобращения: 05.03.2017).
7. КантИ. Основы метафизики нравственности // URL:http://e-libra.ru/read/91803-osnovy-metafizikinravstvennosti.html (датаобращения: 05.03.2017).
8. КантИ. Сочинения : в 6 т. — М., 1965. Т. 4. Ч. 2. —544 с.
9. КолинК. К. Проблемы глобализации: этнос и нация в культурологическойперспективе // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. —2004. — № 4. — С. 17—23.
10. КузнецовВ. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIXвека. — М., 1989. — 480 с.
11. ЛарионоваМ. В. Совершенствование правовой базы и инструментов сотрудничества // Ректор. Вып. 2 : Высшее образование в Европе. —Екатеринбург, 2006. — 71 c.
12. ЛихачевД. С. Русская культура. — М. : Искусство, 2000. — 440 с.
13. ЛукашукИ. И. Международное право. Общая часть : учебник для студентов юридическихфакультетов и вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. —М. : Волтерс Клувер, 2005. — 415 с.
14. Настройкаобразовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонскийпроцесс // URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82228236(дата обращения: 05.03.2017).
15. ПутинВ. В. О нравственности, образовании и воспитании //URL:http://pravera.ru/index/putin_v_v_o_nravstvennosti_obrazovanii_vospitanii/0-4123 (дата обращения: 05.03.2017). 16.Учение Г. Гегеля о свободе и нравственности // URL:http://lektsii.org/8-3327.html (дата обращения: 05.03.2017).