Государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледжимени П.И. Пландина»
Утверждаю
Директор ГБПОУ
«АПК им. П.И. Пландина»
___________
__ _______ 2022
рабочая Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
Арзамас 2022
Программа учебнойдисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательногостандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования12.02.01. Авиационные приборы и комплексы, 11.02.01. Радиоаппаратостроение,15.02.08. Технология машиностроения, 09.02.02.Компьютерные сети, 09.02.04.Информационные системы (по отраслям) и приказа Минобрнауки России от 07.06.2017№506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственныхобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образованияРоссийской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»
Организация-разработчик:ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина».
Разработчик: СангаловС.С., преподаватель физики ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина».
Одобрена Методическимсоветом ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина».
Протокол Методическогосовета колледжа № __ от «__» июня 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины……………………………….. |
4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………. |
8 |
3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………. |
16 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………. |
17 |
1 Паспорт рабочей программыучебной дисциплины
1.1Область применениярабочей программы
Рабочая программаучебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательнойпрограммы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
15.02.08 «Технологиямашиностроения», входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 «Металлургия,машиностроение и металлообработка»;
12.02.01 «Авиационныеприборы и комплексы», входящей в укрупненную группу специальностей 12.00.00«Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии»;
11.02.01«Радиоаппаратостроение, входящей в укрупненную группу специальностей» 11.00.00«Электроника, радиотехника и системы связи».
Рабочая программаучебной дисциплины может быть использована впрофессиональной подготовке:
11.01.01 |
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов |
Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре |
24.01.03 |
Слесарь-механик авиационных приборов |
Слесарь-механик по ремонту авиационных приборов Слесарь-сборщик авиационных приборов |
24.01.04 |
Слесарь по ремонту авиационной техники |
Слесарь по ремонту агрегатов |
15.01.25 |
Станочник (металлообработка) |
Оператор станков с программным управлением Станочник широкого профиля |
1.2 Место учебнойдисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательныеучебные дисциплины, ОУД.05 Астрономия.
1.3 Цели и задачиучебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение астрономии набазовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижениеследующих целей:
— осознание принципиальной роли астрономии в познаниифундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучнойкартины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел исистем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабахВселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитиенауки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движениенебесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическимобъектам, навыками практического использования компьютерных приложений дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии сиспользованием различных источников информации и современных информационныхтехнологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решенияпрактических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных иособенно физико-математических знаний для объективного анализа устройстваокружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии икосмонавтики.
В результате изученияастрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
— смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система,видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда,Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
— смысл физических величин: парсек, световой год,астрономическая единица, звездная величина;
— смысл физического закона Хаббла;
— основные этапы освоения космического пространства;
— гипотезы происхождения Солнечной системы;
— основные характеристики и строение Солнца, солнечнойатмосферы;
— размеры Галактики, положение и период обращения Солнцаотносительно центра Галактики;
уметь:
— приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации,использования методов исследований в астрономии, различных диапазоновэлектромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной,получения астрономической информации с помощью космических аппаратов испектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
— описывать и объяснять: различия календарей, условиянаступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптическоготелескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованиемдиаграммы цвет-светимость, физические причины, определяющиеравновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов,красное смещение с помощью эффекта Доплера;
— характеризовать особенности методов познания астрономии,основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определениярасстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звездразличной массы;
— находить на небе основные созвездия Северного полушария, втом числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея,Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,Сириус, Бетельгейзе;
— использовать компьютерные приложения для определения положенияСолнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенногопункта;
— использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:
— понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, воснове которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
— оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ,Интернете, научно-популярных статьях.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимисяосваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии стребованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб):
Коды результатов |
Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 04 |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 07 |
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ЛР 09 |
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 13 |
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 14 |
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности |
МР 01 |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
МР 02 |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 03 |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
МР 04 |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 05 |
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
МР 07. |
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. |
МР 08 |
Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
ПРб 01 |
Сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной |
ПРб02 |
Понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений |
ПРб03 |
Владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой |
ПРб 04 |
Сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии |
ПРб05 |
Осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области |
Овладеть компетенциями:
OK 1. Понимать сущностьи социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивыйинтерес.
ОК 2. Организовыватьсобственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решенияв стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлятьпоиск и использование информации, необходимой для эффективного выполненияпрофессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использоватьинформационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать вколлективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.
ОК 7. Брать на себяответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнениязаданий.
ОК 8. Самостоятельноопределять задачи профессионального и личностного развития, заниматьсясамообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться вусловиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4 Количество часов наосвоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебнойнагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторнойучебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работыобучающегося 18 часов.
2 Структура исодержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебнойдисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практическая подготовка |
10 |
контрольные работы |
— |
практические занятия |
— |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: — проработка конспекта занятий; — работа с учебной литературой; — решение задач; — подготовка к зачету; — написание сообщений и докладов; — подготовка творческих заданий; — изготовление кроссвордов. |
|
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет |