Формированиеи оценка функциональной грамотности обучающихся
Выступление учителя МБОУ СШ № 12 С.Н. Захаровой
В 2021 году Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы приказы о введении в действие обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации. В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющиеответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
«В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия,обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями,составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мирепрофессий»
Основныенаправления функциональной грамотности:
Читательскаяграмотность (2018)- способность человека понимать и использоватьписьменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобыдостигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни. Компетенции (умения):
•Находить и извлекать информацию
•Интегрировать и интерпретировать информацию
•Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
•Использовать информацию из текста
Математическаяграмотность (2022) — это способность индивидуума проводитьматематические рассуждения и формулировать, применять, интерпретироватьматематику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Онапомогает людям понять роль математики в мире.
•формулировать ситуацию математически
•применять математические понятия, факты, процедуры
•интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
•рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом)
Естественно-научнаяграмотность (2015)– это способность человека занимать активнуюгражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и егоготовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремитсяучаствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественнымнаукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
•Научно объяснять явления
•Понимать основные особенности естественно-научного исследования
•Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получениявыводов
Компьютернаяи информационная (цифровая) грамотность – это способностьучащихся использовать компьютеры в личных, исследовательских, творческих икоммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной иобщественной деятельности.
•Практические навыки по работе с компьютером
•Сбор, обработка, создание информации
•Цифровое взаимодействие (обмен информацией в социальных сетях)
Естественнонаучнаяграмотность определяется какосновная цель школьного естественнонаучного образования и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненых ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимыхвопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Существенную роль воценке качества российского образования играют международныесравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению со школьниками других стран в части овладения важными и признанными на международном уровнекомпетенциями. Результаты 15-летних российских школьников в международном исследовании PISA-2015 свидетельствуют о среднем невысокомуровне естественнонаучнойграмотности учащихся. Но даже больше, чем невысокое место России в рейтинге стран, настораживает тот факт, что эти результаты не демонстрируют никакого прогресса на протяжении всех циклов исследования PISA, начиная с 2000 года, в отличие, например, от математической и читательской грамотности.
Таким образом, передроссийским образованием стоит задача повышенияуровня естественнонаучной грамотности российских учащихся, а значит, исоответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования. Необходимость решения этой задачи вытекает также из майских (2018 г.) указов Президента Российской Федерации,согласно которым наша страна к 2024 г. должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования.
Естественнонаучнаяграмотность – это способность человека занимать активную гражданскуюпозицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук иприменением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучнымиидеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать варгументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам итехнологиям, что требует от него следующих компетенций:научно объяснять явления;понимать особенности естественнонаучного исследования;научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получениявыводов.
Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениваниюестественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверкуперечисленных вышекомпетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях
Компетенция: научноеобъяснение явлений – распознавание, выдвижение и оценка объяснений дляприродных и техногенных явлений, что включает способности:
Вспомнитьи применить соответствующие естественнонаучные знания;
Распознавать,использовать и создавать объяснительные модели и представления;
Сделатьи подтвердить соответствующие прогнозы;
Предложитьобъяснительные гипотезы;
Объяснитьпотенциальные применения естественнонаучного знания для общества.
Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования — описаниеи оценка научных исследований, предложение научных способов решения вопросов,что включает способности:
Распознаватьвопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе;
Различатьвопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать;
Предложитьспособ научного исследования данного вопроса;
Оценитьс научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса;
Описатьи оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжностьданных и достоверность объяснений.
Компетенция:интерпретация данных и использование научных доказательств для получениявыводов — анализ и оценка научной информации, утверждений и аргументов иполучение выводов, что включает способности:
Преобразоватьодну форму представления данных в другую;
Анализировать,интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
Распознаватьдопущения, доказательства и рассуждения в научных текстах;
Отличатьаргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов,основанных на других соображениях;
Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета,интернет, журналы)
1 |
Научное объяснение явлений |
|
1.1. Применить естественнонаучные знания для анализа |
|
ситуации / проблемы |
|
1.2. Выбрать модель, лежащую в основе объяснения |
|
1.3. Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее описанные |
|
процессы |
|
1.4. Создать объяснение, указав несколько причинно-следственных связей |
|
1.5. Выбрать возможный прогноз и аргументировать выбор |
|
1.6. Сделать прогноз на основании предложенного объяснения процесса |
|
1.7. Привести примеры возможного применения естественнонаучного |
|
знания для общества |
2 |
Понимание особенностей естественно-научного исследования |
|
2.1. Различать вопросы, которые возможно исследовать методами |
|
естественных наук |
|
2.2. Распознавать гипотезу (предположение), на проверку которой |
|
направлено данное исследование |
|
Понимание особенностей естественно-научного исследования |
Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509 |
2.1. Различать вопросы, которые возможно исследовать методами |
|
естественных наук |
|
2.2. Распознавать гипотезу (предположение), на проверку которой |
|
направлено данное исследование |
|
Оценить предложенный способ проведения исследования / план |
|
исследования |
|
2.4. Интерпретировать результаты исследований / находить информацию в |
|
данных, подтверждающую выводы |
|
2.5. Сделать выводы по предложенным результатам исследования |
|
2.6. Оценить способы, которые используются для обеспечения над ежности |
|
данных и достоверности объяснений |
|
2.7. Предложить способ увеличения точности получаемых в исследовании |
|
данных |
3 |
3. Интерпретация данных и использование научных доказательств |
|
для получения выводов |
|
3.1. Определять недостающую информацию для решения проблемы |
|
3.2. Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания в |
|
научно-популярных текстах |
|
3.3. Находить необходимые данные в источниках информации, |
|
3.4. Преобразовать информацию из одной формы представления данных в |
|
другую |
|
3.5. Интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
|
3.6. Оценивать достоверность научных аргументов и доказательства из различных источников |
|
|
При разработке заданий выделяются следующие ситуации: глобальная, местная (национальная) и личностная. Например, выбор продуктов для сбалансированной диеты – это личностная ситуация, а анализ проблем изменения климата на Земле – глобальная.
Контекст заданийстроится по различным содержательным блокам:
«Процессы иявления в неживой природе»,
«Процессы иявления в живой природе»,
«Современныетехнологии»,
«Техника итехнологии в быту»,
«Сохранениездоровья человека»,
«Опасности ириски»,
«Экологическиепроблемы»,
«Использованиеприродных ресурсов».
Таким образом, одной из характеристик каждого задания является его тематика, т.е. описание тех знаний, которые необходимы для выполнения данного задания. Помимо описания областей содержания для оценки естественно-научной грамотности, была включена единая для предметов характеристика «Знание процедур»: знание о различных методах научного познания (наблюдение, измерение, опыт, моделирование, гипотеза) и приемах проведения исследований и обработки данных (выбор оборудования, способы увеличения точностиизмерений и т.д.).В рамках данного проекта выделяют 3 уровня сложности заданий,как это принято в структуре международного исследования PISA (низкий, средний и высокий уровень).
При разработке заданий по ЕНГ учитываются два вида знания: знание процедури знание содержания. Перечень процедурного знания отражает перечень приемов научного познания. К ним относятся знание методов научного познания(наблюдение, эксперимент, измерение); моделирование явлений и процессов; проведение прямых и косвенных измерений; выбор условий проведения опытов; выбор способа измерений, представление и интерпретация данных; точность измерений и способы уменьшения погрешности; знание правил безопасноготруда при проведении исследований.
Начиная с первых уроков физики у школьников должно формироваться представление обэтапах метода научного познания:
наблюдение явления и установление закономерностей явления;
выдвижение гипотезы для объяснения закономерностей;
создание модели явления и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы;
открытие физических законов или создание физической теории;
объяснение других явлений на основе открытого закона или выдвинутойтеории.
Учащиеся должны понимать, что все теории и законы имеют границы применимости.При расхождении новых экспериментальных данных и существующих законов и теорий ученые выдвигают новые гипотезы и физические теории. Важнейшей задачей при изучении физики в основной школе является освоение обучающимися умений проводить прямые и косвенные измерения на реальном лабораторном оборудовании и записывать результаты измерений с учетомабсолютной погрешности. Перечень содержательного знания для разработкизаданий банка ФИПИ был составлен по каждому классу и построен в соответствиис примерными программами по биологии, физике и химии, представленными вПримерной основной образовательной программе.
Формирующееоценивание – это качественная обратная связь от учителя в виде активной оценки,основанной на установлении того, достигнуты ли учеником учебные результаты. Спомощью получения регулярной и постоянной обратной связи учащиеся вовлекаются всамооценивание и рефлексию, совершенствуют результаты своего обучения. Применениетехнологии формирующего оценивания – это один из способов индивидуализации процесса обучения.
Вопросыдля формирующего оценивания при развитии функциональной грамотности:
o Простые вопросы: Что ..? Как ..? Куда ..? …
o Объясняющие вопросы:Почему ..? Как можно доказать, что ..?
o Обобщающие вопросы: Какможно это организовать? Что бы изменилось, если бы ..?
o Оценочные вопросы: Каквы относитесь к ..? Что лучше ..?
o Практические вопросы:Где может пригодиться знание ..?
Профессиональные уменияпедагога понимать, что проверяет то или иное задание; разрабатывать/подбиратьзадания на функциональную грамотность и системно использовать их в предметномобучении в качестве логичного продолжения цепочки учебных заданийорганизовывать различные виды деятельности в процессе обучения для достижениякомплекса планируемых результатов (предметных, метапредметных функциональнойграмотности) выстраивать межпредметные связи и участвовать в командной работеучителей-предметников в вопросах формирования ФГ школьников.
Для развитияфункциональной грамотности необходима совместная работа всей
школьной командыпедагогов.
