Технологическаякарта урока
Ф.И.О.учителя:Сивоплясова М.А.
3-й класс
УМК «ШколаРоссии»
Предмет:литературное чтение
Тема: А.Куприн «Слон»
Тип урока:закрепление изученного материала.
Местои роль урока в изучаемой теме:
Даннаятема изучается в разделе «Были-небылицы».
Педагогическиезадачи:создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различныетворческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоциональноблагоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речиучащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
МТБурока:Презентационный материал. Учебник «Литературное чтение. 3 класс» (авт.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий).
Раздаточныйматериал: карточки, индивидуальные задания для сильных, слабых учащихся,карточки творческого характера.
ОжеговС. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008
*Планируемыерезультаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Обучающийся научатся осуществлять переход |
— самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения — совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему — составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом — сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса — в диалоге с учителем и другими обучающимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев — читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью слоников: розовый — было всё понятно, комфортно, работой доволен; синий- понял не всё, чувствовал себя не достаточно комфортно, не всё успел) |
сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находить в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.
|
— доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения — договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), опираясь на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий. |
— придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей — в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести |
Организационная структураурока
|
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности обучающихся |
Действия учителя по организации деятельности обучающихся |
Действия обучающихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
||||||
1. |
Организационный этап |
Включаются в деятельность по организации мотивации к учебной деятельности |
Фронтальная |
Приветствие учителя. Девиз нашего урока: Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума. С. Михалков
— Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. |
Отвечают на вопросы учителя
Положительный эмоциональный настрой на работу
|
Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней. Сообщают о готовности |
Наблюдение. |
||||||
2. |
Постановка учебной задачи. Целеполагание |
Определение темы урока, постановка цели по достижению понимания и осознания темы урока
Построение плана достижения цели и определение средства ее достижения под руководством учителя с помощью исследовательских методов.
Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов Организация постановки цели урока учащимися
|
Фронтальная |
— Какое слово зашифровано на этом слайде? СЛОН — Какие слоны бывают? (фото слонов)
(Слайд 2) –Слоны бывают… (заранее раздаю карточки с текстом о слонах)
— Читаем цепочкой по предложениям (на доске слайд с текстом) Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне. Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Они легко поддаются дрессировке. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами. У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт. Хоботом он защищается от врага. — Какие вопросы можно задать по этому тексту? — Какой это текст по стилю? — Где можно найти такой текст? (в энциклопедии, справочнике…) — С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? «Слон»). — Кто автор этого произведения? (Александр Иванович Куприн) |
Отвечают на вопросы учителя.
Читают цепочкой по предложениям тексты Прогнозируют результат работы на уроке. Сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находят в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное. |
|
Наблюдение за деятельностью обучающихся. |
||||||
3. |
Актуализация опорных знаний. Планирование. |
Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
|
Фронтальная |
Верите ли Вы” Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? другом? Учитель: Верите ли вы в чудеса? Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину” произведения? Получится или нет? —Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю более ста лет тому назад? – цель урока (ответы ) — Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?
— Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом, рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).
— Какие знания нам в этом помогут?
(Знание характеристики героев, знание текста, сравнение их поступков и т.д.)
|
Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050
|
Выражают своё согласие или не согласие с утверждением. Осуществляют актуализацию знаний. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цель и задачу, планируют свою деятельность. Дополняют по существу. Поиск и выделение необходимой информации. |
Наблюдение за деятельностью обучающихся. |
||||||
4. |
Физкульт минутка |
Снятие физического и эмоционального напряжения |
Коллективная |
— Сейчас я попрошу вас встать. Докажите, насколько хорошо вы знаете текст.
-Я буду говорить утверждения, а вы будете показывать, верно, это или нет.
— Если верно — приседаете и хлопаете в ладоши — Если неверно — повороты туловища влево и вправо.
1. К девочке приходил доктор Федор Иванович?(Михаил Петрович)- 2.Надя худела и слабела с каждым днем? + 3. Надя обрадовалась игрушечному слону? — 4. Отец девочки покупает большой круглый фисташковый торт?+ 5.Слона привели ночью?+ 6. Слону принесли поднос с пирогами? – 7. Надя увидела слона во сне?+ 8. Слон был из зоопарка? – 9. Хозяин слона француз? – 10. Проснувшись утром, Надя попросила молочка?+ |
Перерабатывают речевую инструкцию в движения Выполняют движения |
|
|
||||||
5. |
Самостоятельная групповая работа с самопроверкой по эталону
|
При проведении данного этапа используется коллективная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Групповая практическая работа.
|
Выполнение заданий по карточкам. 1 группа. — Каким видит живого слона Надя? Опишите его, выбирая так, как было у автора. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши (большие, маленькие, мохнатые) опущены вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные). — Слон был африканский или индийский? -Докажите это с помощью научного текста.
2 группа: Прочитать по ролям отрывок: (стр. 28-29) Слона заводят ключиком, и он …… -Заканчивая словами: Хоть слонёнышка. -Распределить роли.
3 группа. Пользуясь текстом ответить на вопросы кроссворда. (слайд)
4 группа: (у доски) -Расставить пункты плана в правильном порядке, убрать, если есть лишние. — Сколько частей в рассказе? ПЛАН
Девочка больна. Девочка от всего отказывается. Желание увидеть живого слона. Папа в зверинце. Ночное путешествие слона. Слон в гостях у Нади.
(слайд) -Давайте вместе дадим характеристику героям:
|
Обсуждают правила работы в группе. Совместно в группе выполняют задания. |
Участвуют в коллективной беседе, дискутируют, корректируют, изменяют свою точку зрения. Слушают товарищей в группе. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение.
|
Дискуссия. |
||||||
6. |
Проверка работы в группах. |
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.
|
Индивидуальная. |
Выступление групп. Вывод. Чего боялся папа, если он не выполнит желание дочки? (папа боялся, что она умрет, а меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего, самого последнего желания) |
Отвечают, как справились с заданиями. Доказывают с опорой на текст, презентацию, схемы, свои выписки из словаря, энциклопедии (про размеры слона), личный опыт. |
Придерживаются этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.
Слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовым изменить. |
Оценивание деятельности каждой группы.
|
||||||
7. |
Итог урока. Рефлексия |
Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. |
Фронтальная |
Организую подведение итогов урока обучающимися. Провожу беседу по вопросам: —Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой и здоровой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье, слону) Ребёнок ощутил отцовскую любовь, и это придало силы ребёнку, чтобы справиться с болезнью. У неё появилась цель в жизни, ради которой стоит жить. Чудо произошло! Его совершил обыкновенный слон — частичка живой природы. -Учитель: Давайте вернемся к главному вопросу урока: — Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Что хотел сказать автор этим произведением? Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Они стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство. Учитель: Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к ней, не лениться, сбудутся и ваши мечты. Оцените сами себя: Удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью слоников): розовый — было всё понятно, комфортно, работой доволен; синий- понял не всё, чувствовал себя не достаточно комфортно, не всё успел |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Высказывают свои предположения |
В диалоге с учителем и другими обучающимися учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
Беседа |
||||||
8. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Познакомить обучающихся с домашним заданием, инструктаж по его выполнению
Обеспечить возможность каждому обучающемуся, выбрать домашнее задание самостоятельно. |
Фронтальная
Индивидуальная
|
Выберите для себя задание. • Подготовить творческий пересказ от лица Нади или отца. • Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. |
Слушают учителя, делают выбор домашнего задания. |
Выбрал домашнее задание по желанию. |
Наблюдение |