10класс
Пояснительнаязаписка
Контрольная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательнойподготовки по курсу Астрономия обучающихся10 классов общеобразовательных учреждений. Онапозволяет проверить уровень подготовки учащихся в рамках обязательного минимумасодержания образования, установить качество подготовки обучающихся.
Основнаяцель -оценка качества подготовки деcятиклассниковпо курсуАстрономия. Объектами проверки выступают элементы содержания, а такжеумения, способы познавательной деятельности, определенные требованиямиФедерального компонента государственного образовательного стандарта.
1. Назначение контрольно-измерительныхматериалов
Определениеуровня образовательных достижений обучающихся 10 класса в усвоениипредметного содержания курса Астрономия.
2. Документы, определяющие содержаниеработы
Содержание работы определяется на основе следующихдокументов:
· примернымиучебными планами основного среднего общего образования по астрономии;
· Федеральногозакона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Программыкурса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М.Чаругин). Методическое пособие. 10 класс «Просвещение» 2017г.
3. Подходы к отборусодержания, разработке структуры работы
Кодификаторэлементов содержания и структура контрольной работы:
Элемент содержания |
Тип вопроса |
Часть 1: |
|
1. Астрометрия |
задание с выбором ответа |
2. Движение Луны и Солнца. Конфигурации планет. |
задание с выбором ответа |
3. Строение Солнечной системы |
задание с выбором ответа |
4. Строение Солнечной системы |
задание с выбором ответа |
Часть 2: |
|
5. Система Земля-Луна |
установление соответствия |
6. Единицы измерения астрономических величин. |
упорядочивание последовательности |
7. Физические характеристики небесных тел. |
задание с множественным выбором |
8. Законы небесной механики. |
задача с открытым ответом |
Часть 3: |
|
9-10. Движение планет. Законы Кеплера. |
задачи с развернутым ответом |
Переченьтребований к уровню подготовки, проверяемому на контрольной работе поастрономии.
• Получитьпредставления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнатьо средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённыеуголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Землидиапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналахполучения информации о небесных телах с помощью нейтринных игравитационно-волновых телескопов.
• Узнатьо наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какуюроль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история ихнаучного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научилисьизмерять время и вести календарь.
• Узнать,как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрическойсистемы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Какна основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, ипозднее, закон всемирного тяготения.
• Напримере использования закона всемирного тяготения получить представления окосмических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётовкосмических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирноетяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
• Узнатьо современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли какпланеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы ипланет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и новогокласса небесных тел карликовых планет.
• Получитьпредставление о методах астрофизических исследований и законах физики, которыеиспользуются для изучения физически свойств небесных тел.
4.Структура контрольной работы и
система оценивания результатов выполненияработы.
Работасостоит из 3-х частей и включает 10 заданий.
Часть1 содержит 4 задания (1–4). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, изкоторых только 1 верный. При выполнении задания «Часть 1», проставьте номеразаданий по порядку и запишите номер выбранного ответа. Максимально количествобаллов за часть А: 4 баллов
Часть2 включает 4 задания с кратким ответом (5–8). При этом делается запись: «Часть2», проставляются номера заданий по порядку и записывается последовательностьцифр или заданияс самостоятельной записью ответа в виде числа. Максимальноколичество баллов за часть В: 8 баллов.
Часть 3 содержит 2 задания (9–10),на которые следует дать развёрнутый ответ. Полное правильное решение каждой иззадач части С должно содержать законы и формулы, применение которых необходимои достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчётыс численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение. Задания части С:
-приведено полное правильноерешение, запись физических формул, отражающих физические законы, применениекоторых необходимо для решения задачи выбранным способом, проведеныматематические преобразования и расчеты, представлен ответ – 3 балла,
— при правильном ходе решения задачи допущены ошибки вматематических расчетах – 2 балла,
— при правильной идее решения допущена ошибка (неболее одной) в записи физических законов или использованы не все исходныеформулы, необходимые для решения – 1 балл;
— отсутствие решения, более одной ошибки в записяхфизических формул, использование неприменимого в данных условиях закона и т.п.– 0 баллов.
Максимально количество баллов за часть С: 6 баллов.
Максимальноеколичество баллов 18.
Отметка5 ставится за более 88% выполненной работы (16–18 баллов).
Отметка4 ставится за более 70% выполненной работы (13–15 баллов).
Отметка3 ставится за более 55% выполненной работы (10–12 баллов).
Таблицаперевода баллов работы в пятибалльную шкалу оценивания
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Балл |
0-9 |
10- 12 |
13-15 |
16-18 |
5.Время выполнения работы
Навыполнение работы отводится 45 минут.
Нижеприведены справочные данные, которые могут понадобиться вам при выполненииработы.
Наиболее важные величины, встречающиеся в астрономии |
|
Видимый угловой диаметр Солнца и Луны |
0,50 |
Продолжительность звездного года (период обращения Земли вокруг Солнца) |
365 сут. 5 ч 49 мин |
Продолжительность синодического месяца (период изменения фаз Луны) |
29,5 сут. |
Продолжительность звездного месяца (период обращения Луны вокруг Земли) |
27,3 сут. |
Средний радиус Земли |
6 370 км |
Среднее расстояние от Земли до Луны |
384 000 км |
Среднее расстояние от Земли до Солнца |
150 млн. км |
1 парсек |
206265 а.е. = 3, 26 св. года = 3*1013 км |
Вариант 1
Часть1
Ккаждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный.
1.Самаявысокая точка небесной сферы называется …
А) точка севера.
Б) зенит.
В) надир.
Г) точка востока.
2.Как называется фаза Луны, изображенная на рисунке? В какое время суток Лунавидна в этой фазе?
А)Первая четверть. Видна вечером.
Б)Последняя четверть. Видна утром.
В)Полулуние. Видна вечером.
Г)Полнолуние. Видна всю ночь.
3. Метеоры — это…
А) …твёрдые тела измежпланетного пространства, упавшие на поверхность Земли.
Б) …вспыхивающие в земнойатмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромнойскоростью.
В) …небольшие космическиетела, вращающиеся вокруг Солнца.
Г) …рой образованныйраспавшейся кометой, обращающийся вокруг Солнца с постоянным периодом.
4. Укажитепланеты земной группы.
А) Меркурий, Венера, Земля,Марс.
Б) Юпитер, Сатурн, Уран,Нептун.
В) Венера, Земля, Юпитер,Сатурн.
Г) Земля, Марс, Юпитер,Сатурн.
Часть2
Привыполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать
номер вопроса ипоследовательность цифр – номера выбранных ответов.
5. Что собойпредставляют лунные моря, цирки и кратеры? К каждой позиции первого столбцаподберите позицию из второго столбца.
1. Синодический месяц – это… 2. Лунные сутки – это… |
А) …период обращения Луны вокруг Солнца. Б)…период обращения Луны вокруг своей оси. В)…промежуток времени между двумя последовательными новолуниями. Г)…период обращения Луны вокруг Земли.
|
6. Расположите астрономическиевеличины в порядке их возрастания. Запишите в получившуюся последовательностьцифр ответа.
1) 200а.е.
2)12пк
3) 500 000 000 км
4) 5 св. лет
7. Названиекакого небесного тела переводится с греческого как … К каждой позиции первогостолбца подберите позицию из второго столбца.
1. Метеор 2. Астероид |
А) Волосатая Б) Парящий в воздухе В) Звездоподобный Г) Летящий |
8.Скаким периодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца былавдвое больше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых.
Ответ:______________г
Часть3
Для ответа назадания части 3 (задания 9-10) запишите сначала номер задания, а затемразвернутый ответ на него: (необходимо записать полное решение,которое включает запись каткого условия задачи: дано; рисунок; запись формул,применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а такжематематические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу).
9.Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Европа совершает оборот вокругпланеты за 3,55 суток, а большая полуось его орбиты 6,71∙105 км.
10. За какоевремя Юпитер, находящийся от Солнца примерно в пять раз дальше, чем Земля,совершает полный оборот вокруг Солнца? Экзаменационная работа
Вариант 2
Часть1
Ккаждому из заданий 1-4 даны 4 варианта ответа, из которых только 1 правильный.
1. Линия пересечения плоскости небесного горизонта и меридиана называется …
А) полуденная линия.
Б) истинный горизонт.
В) прямое восхождение.
Г) отвесная линия
2. Укажите, какой изследующих фактов опровергает гипотезу о неподвижности Земли и движении Солнцавокруг нее.
А)Ежедневная кульминация Солнца.
Б)Движение звезд, наблюдаемое в течение ночи.
В)Движение Солнца на фоне звезд, происходящее в течение года.
Г) Ни один из этих фактов.
3. Метеориты- это…
А) …твёрдые тела измежпланетного пространства, упавшие на поверхность Земли.
Б) …вспыхивающие в земнойатмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромнойскоростью.
В) …небольшие космическиетела, вращающиеся вокруг Солнца.
Г) …рой образованныйраспавшейся кометой, обращающийся вокруг Солнца с постоянным периодом.
4. Какая изперечисленных планет вращается с востока на запад?
А) Венера.
Б) Земля.
В) Меркурий.
Г) Марс.
Часть2
Привыполнении заданий с кратким ответом (задания 5-8) необходимо записать
номер вопроса ипоследовательность цифр – номера выбранных ответов.
5. Чтособой представляют лунные моря и кратеры? К каждой позиции первого столбцаподберите позицию из второго столбца.
1. Лунное море – это… 2. Лунный кратер – это… |
А) …кольцевые валы, окружающие большие круглые впадины. Б)…низменные области на поверхности Луны, простирающиеся на многие километры. В)…световые лучи. Г)…низменности, заполненные водой.
|
6.Расположитеастрономические величины в порядке их убывания. Запишите вполучившуюся последовательность цифр ответа.
1)200 а.е.
2)12пк
3) 500 000 000 км
4) 5 св. лет
7. Названиекакого небесного тела переводится с греческого как … К каждой позиции первогостолбца подберите позицию из второго столбца.
1. Комета 2. Астероид |
А) Волосатая Б) Парящий в воздухе В) Звездоподобный Г) Летящий |
8.С какимпериодом обращалась бы вокруг Солнца Земля, если бы масса Солнца была вдвоебольше? Ответ выразите в годах и округлите до десятых.
Ответ:______________г
Часть3
Для ответа назадания части 3 (задания 9-10) запишите сначала номер задания, а затемразвернутый ответ на него:(необходимо записать полное решение,которое включает запись каткого условия задачи: дано; рисунок; запись формул,применение которых необходимо и достаточно для решения задачи; а такжематематические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу).
9.Вычислить массу Юпитера, зная, что его спутник Европа совершает оборот вокругпланеты за 3,55 суток, а большая полуось его орбиты 6,71∙105 км.
10.За какое время Юпитер, находящийся от Солнца примерно в пять раз дальше, чемЗемля, совершает полный оборот вокруг Солнца?