Департаментобразования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальноебюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчестваСормовского района»
Опыт реализации программысоциально-гуманитарной направленности «Слово нового поколения» в МБУ ДО «Центрдетского творчества Сормовского района»
Выполнил:педагог дополнительного образования
ГиеваяКристина Сергеевна
Контактныйтелефон: 89200304310
e—mail:cdt—sormovo@mail.ru
НижнийНовгород, 2022
Аннотация
Проблемаразвития, воспитания и социализации человека всегда являлась актуальной иостаётся таковой по сей день. Ни один человек не рождается с определённымуровнем духовности: мы развиваемся, социализируемся и приобщаемся к культурномуи духовному наследию, постепенно формируя свою собственную жизненную позицию втечение всей нашей жизни. Данная работа посвящена опыту работы по реализациипрограммы социально-гуманитарной направленности «Слово нового поколения»,которая реализуется на базе МБУ ДО «Центр детского творчества Сормовскогорайона».
__________________________________________________________________
«Воспитание любви к родному краю, к роднойкультуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепеннойважности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь?»(с) Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Когдастираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным,взрослое общество, если оно осознаёт свою ответственность перед подрастающимпоколением, не имеет права оставить его без поддержки и помощи в трудный периодсамоопределения.
Однимиз основных важнейших направлений в педагогической деятельности сегодняобращено к духовно-нравственным ценностям многонационального Российскогообщества, созданные многовековым народным опытом. Вовлечь эти ценности, каксозидательную силу, в трудовую, социально значимую деятельность, в общественнуюжизнь, в человеческие отношения, иным словом – всё это основные задачидуховно-нравственного воспитания, стоящие на современном этапе развитияобразования.
Опыт реализации программысоциально-гуманитарной направленности «Слово нового поколения» в МБУ ДО «Центрдетского творчества Сормовского района»
Опоройдля разработки данной программы являлась Концепция развития дополнительногообразования детей, направленная на определение приоритетных целей, задач, направленийи механизмов развития
дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.Концепция разработана с учетом: статьи 671 Конституции Российской Федерации,согласно которой важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерацииявляются дети.
Врамках реализации дополнительных общеобразовательных программсоциально-гуманитарной направленности, согласно Концепции развития ДО до 2030года, необходимо создать условия для вовлечения детей в практику глобального,регионального и локального развития общества, развития культурымежнационального общения, правовой и медиа-грамотности с применением игровыхформатов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной ивиртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных сэмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Каждыйчеловек должен понимать, что у него есть родной язык и земля, а также история икультурное наследие своего народа. Разработанная программасоциально-гуманитарной направленности «Слово нового поколения»подразумевает воспитание патриотизма, нравственности, интеллектуальности ипредшествует развитию социально-активной и медиа-грамотной личности черезизучение речи как существенного элемента человеческой деятельности, позволяющийчеловеку, вне зависимости от возраста, познавать окружающий мир, передаватьсвои знания и опыт другим людям.
Среди приоритетных задач, решаемых впроцессе обучения в данном объединении, воспитательные ориентиры ставятсянаряду с образовательными:
· Вооружитьучащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активнойличности;
· Формировать знания в области современныхсредств коммуникации и безопасности общения;
· Формировать представления о содержании,ценности и безопасности современного информационного пространства;
· Совершенствоватьорфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст;
· Формироватьу учащихся ответственного отношения к слову как к поступку;
· Воспитыватьэтические нормы поведения, способности работать в
коллективе;
· Воспитыватьуважительное отношение к старшим и друзьям, любовь к языку.
Каждаятема занятий объединения предлагает новую ситуацию общения, новые условияречевого общения. На занятиях используются различные методы и формы работы:лекции с элементами беседы; тестирование, анкетирование; просмотры видеороликови презентаций с использованием мультимедиа технологий, работа с интернет-ресурсами;работа со словарём; решения ситуативных задач, сюжетно-ролевые игры.
Духовно-нравственноеразвитие осуществляется под влиянием многих факторов. Немаловажную роль играетокружающая среда, и, прежде всего, семья. Взаимоотношения в семье проецируютсяна отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Иговоря о важности прививаемых семейных ценностей, в данном объединении был опытпроведения встречи учащимися и их родителями, тематика которой быласформулирована так: «Семья – это теплота, забота и любовь». На совместнойвстрече была создана благоприятная обстановка для дружеской беседы: дети иродители активно рассказывали про климат в их семье, делились ценным опытом исоветами по выстраиванию совместного досуга. Также было проведено анкетирование«Традиции и ценности семьи…» на выявление семейных привычек, традиций иценностей, которые соблюдаются и прививаются индивидуально в каждой из семей.Совместное творчество сближает ребят и родителей, помогает лучше узнать другдруга. Данные воспитательные мероприятия нацеленына выявление уровня благоприятной атмосферы в семье, знаний своей родословной,а также на развитие семейного творчества и сотрудничества семей с педагогом и собразовательным учреждением.
Назанятиях поднимаются такие темы как история возникновения и последующееразвитие русского языка, о его постепенном историческом распространении средидругих народов и государств, о его месте среди мировых языков и мировыхсовременных функциях. Красота и богатства русского языка – одна изосновополагающих тем деятельности занятий. Учащиесяучатся совершенствовать навыки написанияэссе/сочинений. Например, ребята готовили самоанализ на тему «Как я оцениваюсвою речь», в котором оценивали собственный речевой уровень. Также излагалимысли в сочинениях на тему «Сила слова», совместно с педагогомсоставляли систему доводов для доказательства тезиса «Образованный человек –полезный человек». Одна из учениц объединения стала одним из победителей Всероссийскогоинтернет-конкурса «Мой родной русский язык», заняв Iместо.
Программаимеет метапредметные связи с географией и историей, исходя из этого, учащиесяподготавливали доклады, тематику которых составляли разнообразные факты окультуре других стран, их языках и сложностях иностранцев при изучении русскогоязыка, об уровне заинтересованности в изучении русской культуры. Совсем недавноучащиеся данного объединения вместе с педагогом приняли участие в Большомэтнографическом диктанте 2022, где средний балл большинства результатов составлял75 баллов из 100.
Помимоприобщения к языковым культурным традициям, программа, как уже упоминалосьранее, направлена на развитие социально активной личности, идёт упор наразвитие коммуникативных способностей на основе общения, формируются некоторыежурналистские навыки. Например, учащиеся в процессе освоения программыпрактикуются в составлении собственных речевых высказываний в приветственном, деловом,информационном, агитационном и др. видах речи, писать отзывы, рецензии наразличные материалы, ориентируясь на собственные интересы. Происходитнепосредственная работа над созданием структуры написания различного родадокладов и плана для публичных выступлений, а также тренировка ораторскихспособностей.
Назанятиях проводится работа над получением знаний в области современных средствкоммуникации, медиа-грамотностии безопасности общения. Учащиеся принимают участие в различных разноуровневыхинтернет-конкурсах с целью продемонстрировать свои знания. Например, в Международномконкурсе «Безопасность в сети Интернет», где двое стали дипломатами 3степени, а один из них получил сертификат участника. Средний балл за ответы ввходящем в конкурс тестировании составлял 13 из 15 баллов.
Уменияи навыки, сформированные в ходе реализации программы, могут использоваться вдальнейшей практической деятельности: в написании эссе или сочинений, статей,ведение собственного интернет-блога с грамотным выражением собственных мыслей,публичные выступления, а также на уроках русского языка, литературного чтения вшколе.
Вначале и в конце учебного года на занятиях проводится диагностикаинтеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся. Из упомянутогоранее, для этого используются разные формы контроля: наблюдение, использованиеинтерактивных упражнений и игр, анкетирования, тестирования, просмотртематических роликов, обращения к литературным источникам. Для выявлениядиагностики устанавливаются уровни освоения программы: низкий, средний, высокий.В ходе реализации был выявлен прогресс: если в начале года учащиеся не особопонимали важность повышения уровня владения словесным творчеством и непроявляли интереса к изучению русского языка и относящихся к нему других наук(например, стилистика, риторика), то уже к концу года у учащихся значительноповысился интерес к изучению русского языка, устранён страх публичныхвыступлений и повысилось стремление к словесному самовыражению любымидоступными способами.
Одной из перспективных задач у объединения «Слово новогопоколения» является подготовка и принятие участие воВсероссийском ежегодном литературном конкурсе Герои Великой Победына лучший литературный рассказ, очерк, стихотворение, рисунок, фотографию итекст песни эпического, исторического и военно-патриотического содержания дляподдержания патриотического духа в умах и сердцах детей и призыва не забыватьисторию страны и её героев.
В завершении, возвращаясь к мыслям ипоставленному вопросу Дмитрия Сергеевича Лихачёва о том, как же всё-такивоспитывать любовь ко всем имеющимся духовно-нравственным ценностям инационально культурным традициям, хочется добавить: воспитательная работа должна строиться наоснове единства знаний, убеждений и действий в совместной работе педагогов иродителей. Всем педагогам необходимо помочь родителям осознать, что именно всемье и близком окружении должны сохраняться и передаваться нравственные идуховные обычаи и ценности, и что в первую очередь родители – главныеответственные за воспитание своих детей.