Урокгеографии в 11 классе.
Темаурока. Страны Зарубежной Азии
Методобучения: кейс – технология (технология коллективного анализа ситуаций)
Формыорганизации учебной деятельности: индивидуальная, групповая («мозговой штурм»)и коллективная (дискуссия).
Типурока: урок формирования и совершенствования знаний
Средстваобучения: мультимедийное оборудование, презентация по теме урока; раздаточныйматериал (кейсы с репортажами и вопросами; конверты с иллюстрациями, рабочиелисты); справочное пособие; атласы; настенная политическая карта мира; учебник«География 10-11 кл.» авт. Максаковский В.П.)
Планируемыерезультаты урока:
-знать/понимать специфику субрегионов Азии, их географического положения,социально-экономической структуры и проблем.
— уметьсоставлять краткую географическую характеристику разных территорий на основеразнообразных источников географической информации и форм ее представления.
— уметьставить цели, задачи и выявлять проблемы, с их дальнейшим возможным решением.
Методическийзамысел урока заключается в разделении обучающихся на 5 групп, каждая изкоторых получает кейс с заданиями – «репортажами», по определенному субрегионуАзии. Обучающиеся изучают содержимое кейсов – репортажи, вопросы и средстваобучения. Размышляют над постановкой ответа и ищут пути решения проблем,относящихся к субрегионам.
Сценарий урока
1.Организационная часть
2.Целеполагание и мотивация
Вступительноеслово учителя
-Сегодня мы продолжим своё путешествие по Зарубежной Азии, о которой в 80-е годыодин из индийских историков сказал: «Отнимите у людей этот регион, и онилишатся своего прошлого, настоящего и будущего». Что имел в виду индийскийисторик?
Бесспорно,роль региона в современном мире уникальна. Можно сказать, что солнце экономики,политики и даже культуры снова встаёт здесь. На ее бескрайних просторахвозникли древние цивилизации с высокой материальной и духовной культурой. Ихособенности до сих пор в значительной степени определяют хозяйственный уклад испецифику населения. Большую часть региона занимают горы, пустыни, районыс избыточным увлажнением. Здесь сложился богатейший опыт жителей в борьбе завыживание в сложных природных условиях. Жизнь в сложных природных условиях Азиисформировала в культуре народов особое отношение к труду. Удивительноетрудолюбие и высочайшая дисциплина являются характерными особенностямиазиатского человека.
-Перечислите субрегионы Зарубежной Азии. Что лежит в основе этого деления? (Слайдс картой субрегионов Зарубежной Азии)
-Сегодня на уроке – групповая работа, класс поделен на 5 групп.
— О чёмпойдёт речь на уроке? (о субрегионах Зарубежной Азии)
— Что бывы хотели узнать на уроке? (о разнообразии стран). При затруднении – в составесубрегионов – страны, с их разнообразной природой, ресурсами, культурой.
— Именноотдельно взятые страны пяти субрегионов – будут объектами нашего сегодняшнегоисследования.
(Врабочих листах обучающиеся записывают тему урока)
3.Актуализация знаний
— Какиевопросы следует рассмотреть при описании страны? (географическое положение,форма правления и административное устройство, особенности природы, населения,специфичные черты хозяйства)
— Какиеисточники информации вам помогут в решении этой задачи? (географические карты,учебник)
Постановказадачи
— У каждойгруппы на столе лежит кейс в виде репортажа (см. Приложение 1). Ваша задача,ребята, разгадать, из какого субрегиона Зарубежной Азии ведется репортаж иответить на вопросы, характеризующие страну и регион.
В ходеработы каждый из вас будет заполнять свой рабочий лист (см. Приложение 2). Поокончании работы необходимо будет представить результат работы группы(предварительно необходимо выбрать спикера, который будет координировать работугруппы)
Наслайде — задание
4.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Работа вгруппах.
5.Динамическая пауза.
6.Контроль выполненной работы.
Обучающиесяпредставляют результат своей работы; показывают на настенной карте искомуюстрану, указывают субрегион, описывают страну, отвечая на поставленные в кейсахвопросы, выбирают подходящие для их страны иллюстрации, набор с/х продукции,обосновывая свой выбор.
7.Рефлексия и самооценка
— Прошувас высказать свое отношение к изучаемой сегодня теме и вашей работе на уроке.Составьте синквейн (в рабочих листах) (на слайде)
· перваястрока содержит одно слово — название темы урока (или близкое к теме урока);
· вторая –описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
· третьястрока – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;
· четвертаястрока – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке
· последняястрока – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1строке.
(Несколькосинквейнов зачитываются)
-Оцените свою работу, поставив оценку в рабочих листах:
Оценкаработы ученика (оценка группы)_____________
Оценкаработы ученика (самооценка) _______________
Оценкаработы ученика (учитель) ____________________
8. Итогурока
ПознаватьАзию желали многие — путешественники, журналисты. Сегодня и мы были в их числе.Наше виртуальное знакомство с этим регионом Земли не заканчивается. Надеюсь,что сегодняшний урок был продуктивным и полученные знания пригодятся вам вдальнейшем.
9.Домашнее задание
Творческоезадание: подготовить рекламу изучаемой сегодня страны с позиции турагентства (сцелью привлечения туристов).
Кейсдля первой группы
«Репортаж1»
Добрый день,сегодня наш репортаж ведется в одной из стран Азии. Данная страна расположенана побережье самого большого по площади озера мира и входила в состав СССР. Поэтой территории в древности пролегал «Великий Шелковый путь», своего рода,символ культурной интеграции Востока и Запада. Символом страны являютсязнаменитые ахалтекинские жеребцы. Это грациозные, быстрые и невероятновыносливые скакуны. Недаром эти удивительные животные изображены на гербегосударства. Страна расположена в пределах Туранской низменности, более 80%территории – пустыни, знаменитые Каракумы – Чёрные пески. Южную часть страныпересекает горная система Копетдаг, чьи изумрудно-зеленые предгорья являютсобой яркий контраст бескрайним волнам песка. Климат резко континентальный, сжарким, затяжным и очень сухим летом. Зимой наблюдаются осадки в виде дождя иснега, температура воздуха, как правило, не опускается ниже 0 ° Мне, каккорреспонденту из страны с умеренным климатом, погода показалась малокомфортной. Жители живут, в основном, в оазисах, которую имеют узкую ивытянутую форму и располагаются вдоль течения рек и каналов.
Экономическоеразвитие государства обеспечивают добыча и экспорт нефти и природного газа.Текстильная промышленность является второй по значимости отраслью страны. Дляеё развития есть природно-климатические предпосылки: в долинах рек растёт многохлопка-сырца. Страна известна на весь мир удивительными коврами. Несмотря напорой сорокаградусную жару мужчины пожилого и среднего возраста ходят здесь вбольших бараньих шапках, чем вызывают немалое удивление туристов. Однако, этотуникальный головной убор – тельпек, спасает летом от перегрева на солнце, а зимойслужит защитой от холода. Жители этой страны отличаются дружелюбием игостеприимством. В каждом доме, как радушного гостя, вас угостят пловом («аш»),мантами, айраном. В целом, этот солнечный, уникальный уголок Азии занимает 53место в мире по площади, но вмещает в себя много интересного.
Вопросы
1. О какой странеидет речь?
2. В какомсубрегионе Азии находится данная страна? Воды какого озера омывают её берега?
3. С какимистранами граничит?
4. Какова площадьэтой страны и численность населения?
5. Какойгосударственный строй у этой страны (форма правления)?
6. Опишите климат.
7. На развитиекакой отрасли сельского хозяйства указывает тельпек, традиционный мужскойголовной убор.
1 группа. Рабочийлист
ФИ обучающихся:
Тема урока:
Информация остране (дополните)
1.Страна:
2.Регион Азии______________________________, омывающееозеро_________________________
3.Страны-соседи:
4.Площадь страны________________, численностьнаселения_______________________________
5.Форма правления_________________________________________________________
6.Климат____________________________________________________________
7.Отрасли специализации______________________________________________________________
Составьтесинквейн
__________________________________________________________________
(1слово, близкое к теме урока)
__________________________________________________________________
(описаниетемы в двух словах-признаках, прилагательных)
__________________________________________________________________
(3глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)
__________________________________________________________________
(фразаиз четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)
__________________________________________________________________
(однослово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)
Оценитесвою работу, поставив оценку в рабочих листах
Оценкаработы ученика (оценка группы)_____________
Оценкаработы ученика (самооценка) _______________
Оценкаработы ученика (учитель) __________________
Кейсдля второй группы
«Репортаж2»
Добрый день, мыведем свой репортаж из небольшого государства, которое по праву считаетсякрасивейшей страной Азии. Данный уголок нашей планеты с древности манил к себедрагоценными камнями и разными пряностями. Местные жители имеют возможностьлюбоваться горным и пляжным пейзажем. В переводе с санскрита название этойстраны означает славная, благословенная земля. Остров, на котором расположенаэта страна, отделён от южной оконечности Индостана отмелью – Адамовым мостом.Глубокие традиции местного населения и в то же время свобода вероисповедания,многочисленные священные реликвии и храмы привлекают сюда множество паломников.Туристы едут в эту страну, чтобы увидеть красочный мир, полный экзотики,насладиться природой и искупаться в теплых водах Индийского океана. Климатздешних мест для жителя средней полосы России является экзотическим:среднегодовая температура на равнинах около +30°С (сезонные колебаниянезначительны), в горной части — от +16°С до +24°С. Температура морской водыкруглый год выше +25°С. Официальная столица – город Шри-Джаяварденепура-Котте,однако роль культурного и экономического центра выполняет расположенный рядом сней другой город страны. Национальная кухня этой страны отличается обилиемпряностей и остротой. В национальном меню практически отсутствует мясо.
Вопросы
1. О какой странеидет речь? Как раньше, до обретения независимости, называлась эта страна?
2. В каком регионеАзии находится данное государство?
3. Какую странуотделяет Адамов мост от этого островного государства?
4. Какова площадьэтой страны и численность населения? Определите плотность населения страны,сравните её со средним показателем плотности населения этого субрегиона(средняя плотность населения этого субрегиона 190 чел./км²).
5. Формаправления? Какой город выполняет главную культурную и экономическую функциюстраны?
6. Какой климатпреобладает на территории страны?
7. Какие отраслиспециализации характерны для страны?
2группа. Рабочий лист
ФИ обучающихся:
Тема урока:
Информацияо стране (дополните)
1. Страна:
2. Регион Азии_____________________________________________________
3. Страна-сосед:
4. Площадьстраны_____________ численность населения__________плотность________________
5. Формаправления_______________________, экономический центр_________________________
6.Климат__________________________________________________________
7. Отраслиспециализации ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
(1слово, близкое к теме урока)
__________________________________________________________________
(описаниетемы в двух словах-признаках, прилагательных)
__________________________________________________________________
(3глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)
__________________________________________________________________
(фразаиз четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке)
__________________________________________________________________
(однослово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)
Оценитесвою работу, поставив оценку в рабочих листах
Оценкаработы ученика (оценка группы)_____________
Оценкаработы ученика (самооценка) _______________
Оценкаработы ученика (учитель) ___________________
Кейсдля третьей группы
«Репортаж3»
Это страна тысячихрамов и тысяч улыбок, страна свободных и гордых людей. С детства нам знакомоназвание загадочной восточной страны Сиам, это её древнее название. Поочертаниям контур страны по форме напоминает голову слона. Мордочка смотрит всторону Мьянмы, уши в сторону Лаоса и Камбоджи, хобот расположен междуАндаманским морем Индийского океана и Сиамским заливом до границы с Малайзией.
Это странабесконечного разнообразия с высокими горами, с чистыми реками, непроходимымиджунглями, экзотическими животными и растениями. При средней температуре в 28градусов эта страна орхидей приглашает туристов на свои курорты практическикруглый год. «Сезон дождей» приходится на летне-осенний период. Практически всенаселение этой страны — приверженцы самой старой по времени возникновениямировых религий. Чувство уважения ко всему живому и восхищение каждыммгновением жизни – жизненная философия жителей этой страны. При входе в храм ив частный дом, принято снимать обувь. Жители это страны отвергают похлопываниепо спине, по плечу, также нежелательны дружеские объятия.
В сельскомхозяйстве широко используются прирученные слоны и буйволы. Тропический климатобеспечил страну фруктовым разнообразием, причем употреблять плоды принято всоставе салатов или рагу, а не по отдельности. Одних бананов здесь 20 видов!
Богатое культурноенаследие сочетается в этой стране с темпами современной жизни. Сверкающие золотомдревние храмы, переливающиеся на солнце здания монастырей, удивительногармонично соседствуют с небоскребами и неоновой рекламой, а неторопливость исердечность улыбчивых жителей не нарушает динамику современной жизнимегаполисов Сиама.
Вопросы
1. О какой странеидет речь?
2. В каком регионеАзии находится данное государство?
3. Какова площадьэтой страны и численность населения?
4. Какойгосударственный строй у этой страны (форма правления)?
5. В какое времягода вы посоветовали бы приехать в эту страну? Почему?
6. Как во временаанглийской колонизации называлась эта страна?
7. О какой, самойраспространённой в стране религии, идёт речь в репорта
3группа. Рабочий лист
ФИ обучающихся:
Тема урока:
Информацияо стране (дополните)
1. Страна:
2. РегионАзии_____________________________________________________
3. Площадьстраны________________, численность населения_______________________________
4. Формаправления_________________________________________________________
5. Климат____________________________________________________________
6. Название страныв прошлом__________________________________________________________
7.Религия___________________________________________________________
Составьтесинквейн
__________________________________________________________________
(1 слово, близкоек теме урока)
__________________________________________________________________
(описание темы вдвух словах-признаках, прилагательных)
_______________________________________________________________
(3 глагола,определяющих вашу деятельность на уроке)
__________________________________________________________________
(фраза из четырехслов, раскрывающих смысл слова на первой строке)
__________________________________________________________________
(одно слово –ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)
Оценитесвою работу, поставив оценку в рабочих листах
Оценка работыученика (оценка группы) _____________
Оценка работыученика (самооценка) _______________
Оценка работыученика (учитель) ____________________
Кейсдля четвёртой группы
«Репортаж4»
Добрый день! Мыведем свой репортаж с территорий не тронутой человеком. Главной достопримечательностьюэтой страны является ее уникальная природа, привлекающая людей, увлеченныхэкотуризмом. Бескрайние просторы степей, безжизненные пустыни и солончаки,величественные горные районы, голубые озера и, конечно же, самобытное местноенаселение — вот на что приезжают посмотреть люди со всего мира. В рельефе этойстраны представлено плато приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря.Юг, юго-запад и юго-восток этого государства занимает пустыня Гоби, гденаходятся редчайшие на земном шаре кладбища ископаемых животных юрского имелового периодов. Страна не имеет выход в Мировой океан. Здесь резкоконтинентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом.
Главной отрасльюэкономики является животноводство. Здесь разводят коней, крупный рогатый скот,коз, овец и верблюдов, естественными пастбищами для них являются степи,занимающие немалую часть территории этой страны. Поэтому основу национальнойкухни составляют мясные блюда из баранины, говядины. Специи практически недобавляют в блюда.
Богата полезнымиископаемыми, на добыче и обработке которых построена промышленность этойстраны. Значительное число предприятий обрабатывающей промышленностисосредоточено в столице страны.
Несмотря наурбанизацию, уклад степной жизни является определяющим в жизни жителей этойстраны. И юрта — удобное и практичное жилье, по – прежнему, как и много летназад, используется скотоводами сегодня. За час семья может спокойно собратьили разобрать жилье.
Эта страна сдревнейшей историей, таит в себе немало загадок из прошлого.
Вопросы
1. О какой странеидет речь?
2. В каком регионеАзии находится данное государство?
3. Какова площадьэтой страны и численность населения? Определите плотность населения страны,сравните её со средним показателем плотности населения этого субрегиона(средняя плотность населения этого субрегиона 18 чел./км²).
4. Какая формаправления в этой стране?
5. Какую религиюисповедует местное население?
6. Каковыотличительные черты климата?
7. Какие отраслиспециализации характерны для страны.
4группа. Рабочий лист
ФИ обучающихся:
Тема урока:
Информацияо стране (дополните)
1. Страна:
2. РегионАзии_____________________________________________________
3. Площадьстраны_____________ численность населения__________плотность________________
4. Формаправления_________________________________________________________
5.Религия___________________________________________________________
6. Климат__________________________________________________________________
7. Отраслиспециализации__________________________________________________
Составьтесинквейн
__________________________________________________________________
(1 слово, близкоек теме урока)
__________________________________________________________________
(описание темы вдвух словах-признаках, прилагательных)
_________________________________________________________________(3 глагола, определяющих вашу деятельность на уроке)
__________________________________________________________________
(фраза из четырехслов, раскрывающих смысл слова на первой строке)
__________________________________________________________________
(одно слово –ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)
Оценитесвою работу, поставив оценку в рабочих листах
Оценка работыученика (оценка группы) _____________
Оценка работыученика (самооценка) _______________
Оценка работыученика (учитель) ____________________
Кейсдля пятой группы
«Репортаж5»
Добрый день,сегодня наш репортаж ведется в одной из стран Азии. Данная страна расположенана побережье Черного моря и входила в состав СССР. Находится на стыке Азии иЕвропы. Герб этой страны является государственным символом. Он представляетсобой щит красного цвета с изображением серебряной фигуры Святого Георгия наконе, поражающего копьём дракона. Страна расположена в Закавказье, на стыкеполувлажного Средиземноморья и континентальных нагорий Передней Азии. Мне, каккорреспонденту из страны с умеренным климатом, погода показалась достаточнокомфортной. Жители живут в высокогорьях и межгорных котловинах (равнинах),расположенных на юге страны. На востоке находятся вулканические образования.Природные условия очень разнообразны. На протяжении исторического времени онине претерпевали резких изменений и не вызывали решающих перемен в социальной ихозяйственной жизни населения. Здесь местные жители угощают путешественников итуристов вином, сыром сулугуни и местным хлебом – шоти, на десерт подаютчурчхелу. Жители этой страны отличаются необыкновенным гостеприимством.Разнообразие ландшафтов, флоры и фауны позволяют насладиться приезжим людямкрасочными пейзажами.
Также, мызаметили, что в данной стране роль мореходства и морского промысла не велико,как в странах восточного субрегиона Азии. Речная сеть развита неравномерно, нострана богата гидроэнергоресурсами. Общая длина оросительных систем превышает1000 км. В целом, этот солнечный, уникальный уголок Закавказья занимает 118место в мире по площади, но вмещает в себя много интересного.
Вопросы
1. О какой странеидет речь?
2 . В какомсубрегионе Азии находится данная страна?
3. С какимистранами граничит?
4. Какова площадьэтой страны и численность населения?
5. Какой государственныйстрой у этой страны (форма правления)?
6. Какой типэлектростанций вырабатывают более 80% электроэнергии в этой стране?
7. Опишите климат
5группа. Рабочий лист
ФИ обучающихся:
Тема урока:
Информацияо стране (дополните)
1. Страна:
2. РегионАзии______________________________________________________________
3.Страны-соседи_____________________________________________________________
4. Площадьстраны________________, численность населения_______________________________
5. Формаправления_________________________________________________________
6. Типэлектростанции_____________________________________________________
7.Климат__________________________________________________________
Составьтесинквейн
__________________________________________________________________
(1 слово, близкоек теме урока)
_______________________________________________________________
(описание темы вдвух словах-признаках, прилагательных)
_______________________________________________________________
(3 глагола,определяющих вашу деятельность на уроке)
__________________________________________________________________
(фраза из четырехслов, раскрывающих смысл слова на первой строке)
_____________________________________________________________
(одно слово –ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке)
Оценитесвою работу, поставив оценку в рабочих листах
Оценка работыученика (оценка группы) _____________
Оценка работыученика (самооценка) _______________
Оценка работы ученика (учитель)_____________