Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусанинскаяшкола Первомайского района Республики Крым»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей-филологов
Протокол №6 от «22» августа 2022г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________Ю.В.Севастьянова «23» августа 2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Сусанинская школа ____________С.П. Мудрая Приказ №217 от «23» августа 2022г. |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
СРЕДНЕГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
роднойязык (русский)
(ФГОС)
Учебный предмет: роднойязык (русский)
Класс: 10-11
Учитель: МудраяСветлана Павловна
Количество часов: 68часов
Сусанино 2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родной(русский) язык» в 10-11 классах разработана на основетребований федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) крезультатам освоения основной образовательной программы среднего общегообразования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему впредметную область «Родной язык и родная литература», а также концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовую и методическую основуизучения родных языков из числа языков народов России при получении среднегообщего образования составляют:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Обобразовании в Российской Федерации».
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона№ 185-ФЗ).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями идополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017.
4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 №ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».
5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Ореализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ вобщеобразовательных организациях».
6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595«Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, повопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составеРоссийской Федерации».
7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Обутверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которыедопускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования».
8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родныхязыков из числа языков народов РФ».
9. Письмо Департамента государственной политики всфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации поприменению норм законодательства в части обеспечения возможности полученияобразования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации,изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языковиз числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского какродного».
10. Методические рекомендации по разработке иоформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык иродная литература», разработанные Институтом развития родных языков народовРоссийской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерствомпросвещения РФ 25 марта 2020г.
11. Примерные рабочие программы по учебным предметам«Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru вразделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов,дисциплин (модулей)».
12. Постановление Главного государственного санитарноговрача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи».
13.ООПСОО и Учебного плана МБОУ Сусанинская школа на 2022-2023 учебный год.
Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основногообщего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельныхобязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению народном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметныхрезультатов. Таким образом, предметная область «Родной язык и роднаялитература» является обязательной для изучения в рамках обязательной частиучебного плана ООП СОО.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета«Родной (русский) язык»
Личностные результаты:
—формирование способностик осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувствопричастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,готовность к служению Отечеству, его защите;
-формирование уважение к русскому языку какгосударственному языку Российской Федерации;
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям иобычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
-готовность и способность обучающихся к отстаиваниюличного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатыватьсобственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого инастоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей идостижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитиюи самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеаламигражданского общества; принятие гуманистических ценностей, осознанное,уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению;
-развитие компетенций сотрудничества вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.
Метапредметные результаты:
-самостоятельно определять цели, задавать параметры икритерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— оценивать возможные последствия достиженияпоставленной цели в деятельности,
— оценивать ресурсы, в том числе время и другиенематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
— сопоставлять полученный результат деятельности споставленной заранее целью;
-искать и находить обобщенные способы решения задач;
-критически оценивать и интерпретировать информацию сразных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационныхисточниках;
-выстраивать индивидуальную образовательнуютраекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсныеограничения;
— осуществлять деловую коммуникацию как сосверстниками, так и со взрослыми;
-координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия;
— развернуто, логично и точно излагать свою точкузрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации ипредотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую иобразовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
— использовать языковые средства адекватно целиобщения и речевой ситуации;
— использовать знания о формах русского языка присоздании текстов;
— создавать устные и письменные высказывания,монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловойпринадлежности;
— выстраивать композицию текста, используя знания оего структурных элементах;
— подбирать и использовать языковые средства взависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
— правильно использовать лексические и грамматическиесредства связи предложений при построении текста;
— сознательно использоватьизобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
— использовать при работе с текстом разные видычтения и аудирования;
— анализировать текст с точки зрения наличия в немявной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему,проблему и основную мысль;
— выбирать тему, определять цель и подбирать материалдля публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;
— соблюдать в речевой практике основныеорфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические ипунктуационные нормы русского литературного языка;
— оценивать собственную и чужую речь с позициисоответствия языковым нормам;
— использовать основные нормативные словари исправочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрениясоответствия языковым норма
Содержание учебного предмета «Родной(русский) язык».
1. Русский язык в кругу других языков. Общиесведения об истории и происхождении русского языка. Русский язык в кругуславянских языков. Русский язык в кругу других индоевропейских языков. Русскийязык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языкематериальной и духовной культуры русского и других народов.
2. Структура русского национального языка. Общеепредставление о структуре русского языка. Литературная и нелитературныеформы. Функциональные стили как разновидности литературной формы русскогоязыка. Язык художественной литературы. Просторечие. Территориальные исоциальные диалекты. Лексическое и грамматическое богатство и выразительные возможностирусского языка в свете структурного разнообразия его форм.
3. Общие сведения из истории русского языка. История создания русской письменности. Кириллица и глаголица. Отражение вславянской письменности духовной и материальной культуры славян. Краткаяистория развития русского языка и русского литературного языка. Рольцерковнославянского языка в истории русского языка. Церковнославянизмы и ихвыразительные возможности. Роль заимствованных слов в истории формированиясловарного богатства русского языка.
4. Разделы науки о русском языке и ихвзаимосвязь. Общее представление о типологических характеристикахрусского языка в сравнении с языками другого строя. Ярусы русского языка иразделы науки о языке. Взаимосвязь фонетики, орфоэпии и графики; морфемики исловообразования; морфемики, словообразования и морфологии; морфемики,словообразования и лексики; словообразования и морфологии, морфологии исинтаксиса, синтаксиса и пунктуации.
5. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетическийстрой русского языка. Особенности русского ударения. Основные орфоэпическиенормы современного русского литературного языка. Активные процессы в областипроизношения и ударения. История возникновения произносительной нормысовременного русского литературного языка.
6. Морфемика и лексика. Словообразовательныевозможности русского языка для формирования его лексического богатства.Морфемы-синонимы и омонимы. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимыи их различение. Нарушение лексических и словообразовательных норм как прием.Лексические и словообразовательные ошибки в детской речи как иллюстрацияосвоения словообразовательной системы и словаря русского языка. Нарушениелексических и словообразовательных норм как художественный прием.
7. Морфология и словообразование. Типичныеошибки в образовании грамматических форм. Смысловые и стилистические вариантыграмматических форм. Общие сведения из истории возникновения отдельныхграмматических форм, частей речи, грамматических категорий.
8. Морфология и орфография. Принципырусской орфографии. Морфологический принцип как основополагающий принципрусской орфографии. Краткие сведения из истории формирования русскойорфографии.
9. Морфология и синтаксис. Типичныеошибки в словосочетания по типу управления, нагромождение одних и тех жепадежных форм. Типичные ошибки в построении простых и сложных предложений.Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Стилистическиеварианты синтаксических конструкций. Интересные факты из истории русскогосинтаксиса.
10. Синтаксис и пунктуация. Принципы ифункции русской пунктуации. Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Основныесведения из истории формирования русской пунктуации.
11. Стилистика как раздел науки о языке. Стилистическоебогатство русского языка. Источники формирования стилистических вариантов влексике, морфологии, синтаксисе. Лексическая стилистика. Фоника. Стилистикасловообразования. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.
12. Функциональные стили русского литературногоязыка. Система функциональных стилейсовременного русского литературного языка. Научный, официально-деловой,публицистический стили и их подстили. Разговорная речь и разговорный стиль.Художественный стиль и язык художественной литературы. Общие сведения изистории формирования функциональных стилей и их жанров. Практикум по анализу инаписанию текстов различных жанров.
13. Русский речевой этикет. Правиларусского речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевогоэтикета в бытовом общении. Функциональные стили и этикет. Особенности русскихэтикетных традиций в устных и письменных жанрах научного и официально-деловогостилей. Речевой этикет в электронной среде общения. Речевое поведение вИнтернете.
14. Культура русской речи и эффективность общения. Общее представление о принципах истратегиях эффективного общения. Культура русской речи и эффективность общения.Выбор речевых средств для достижения коммуникативных целей.
15. Публичное выступление. Основы ораторскогоискусства. Подготовка к публичному выступлению.Публичное выступление и речевой этикет. Публичное выступление в разныхситуациях официального общения, в разных жанрах в рамках научного,публицистического и официально-делового стилей. История русской риторики.Мастера русского слова и знаменитые ораторы.
Тематическоепланирование учебного предмета «Родной (русский) язык».
10 класс.
Язык,общие сведения о языке, разделы науки о языке — 18 ч.
Речь,речевое общение и культура речи — 16 ч.
Раздел |
Тема |
Часы |
Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке |
Русский язык в кругу других языков |
1 |
Структура русского национального языка |
1 |
|
Общие сведения из истории русского языка |
1 |
|
Разделы науки о русском языке и их взаимосвязь |
2 |
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика |
2 |
|
Морфемика и лексика |
2 |
|
Морфология и словообразование |
3 |
|
Морфология и орфография |
2 |
|
Морфология и синтаксис |
3 |
|
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
Речь, речевое об-щение и куль-тура речи |
Стилистика русского языка |
3 |
Функциональные стили русского литературного языка |
3 |
|
Русский речевой этикет |
2 |
|
Культура русской речи и эффективность общения |
2 |
|
Публичное выступление. Основы ораторского искусства. |
6 |
|
Итого |
|
34 часа |
Тематическоепланирование учебного предмета «Родной (русский) язык».
11 класс.
Язык,общие сведения о языке, разделы науки о языке — 14 ч.
Речь, речевоеобщение и культура речи — 20 ч.
Раздел |
Тема |
Часы |
Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке |
Наш родной русский язык |
1 |
Из истории русской письменности |
1 |
|
Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры |
1 |
|
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды |
1 |
|
История в слове: наименования предметов традиционного русского быта |
2 |
|
Образность русской речи: метафора, олицетворение |
2 |
|
Живое слово русского фольклора |
1 |
|
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки |
2 |
|
О чём могут рассказать имена людей и названия городов |
2 |
|
Речь, речевое об-щение и куль-тура речи |
Современный русский литературный язык |
4 |
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения |
4 |
|
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы |
3 |
|
Стилистическая окраска слова |
3 |
|
Речь правильная. Основные грамматические нормы |
7 |
|
Итого |
|
34 часа |