X-PDF

Химический эксперимент как методобучения химии

Поделиться статьей

Из опыта работы учителя химииВасильевой Т. С.

Химический эксперимент как метод обучения химии.

 

Химия сложныйпредмет, но очень интересный. Когда я училась в школе нам не показывали опыты имы сами их никогда не проводили во время уроков. Наш учитель, Алешина ЛюбовьИвановна, смогла объяснить нам важность изучения химии. Я всегда с большимудовольствием шла на урок, мне было очень интересно решать задачи и составлятьуравнения. Я преподаю химию с 2010 года, когда я пришла на урок химии в 11 классу меня возник вопрос – «Как сделать так, чтобы ученикам было интересно учитьхимию?». В поисках ответа конечно же я изучала и применяла в практике разныеметоды и технологии для роста мотивации обучающихся. И когда мне удавалосьулучшать результат, я безумно радовалась. Многие методы и технологии даютбольшой положительный результат, но с большим интересом и более продуктивнодети работают с химическим экспериментом.  

Химическомуэксперименту отведена значительная роль, ведь в процессевыполнения эксперимента обучающиеся учатся наблюдать, анализировать, делатьвыводы, обращаться с оборудованием и реактивами. Химический экспериментзнакомит обучающихся не только с самими явлениями, но и методами химическойнауки. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы,освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

Классификация химического эксперимента.

Можно выделить несколько видов химического эксперимента.

1.     Демонстрационный химический эксперимент –главное средство наглядности на уроке.

Егоцелесообразно применять в начале курса для привития экспериментальных умений инавыков, ознакомлением с посудой, веществами, оборудованием. Когда химическийэксперимент сложен для самостоятельного выполнения или опасен для учащихся, илинет необходимого оборудования и реактивов.

Конечнопри выполнении демонстрационного опыта должны соблюдаться следующие требования:наглядность, простота, безопасность, надежность (неудавшийся опыт вызываетразочарование у учащихся), техника выполнения эксперимента и объяснение.

Также соблюдаем методику проведения демонстрационного эксперимента:

-постановка цели опыта: для чего проводится опыт, в чем должны убедитьсяучащиеся, что понять;

-описание прибора, где проводится опыт и условий его проведения;

-организация наблюдений учащихся: учитель должен сориентировать учеников, закакой частью прибора должны вестись наблюдения;

-выводы.

2.     Ученический эксперимент включает в себявыполнение лабораторного опыта или практической работы.

Содержитследующие этапы выполнения:

-осознание цели опыта;

-изучение веществ;

-монтаж прибора;

-выполнение опыта;

-анализ результатов;

-объяснение полученных результатов;

-написание химических уравнений;

-формулировка выводов;

-составление отчета.

3.     Практические занятия – это сложный видурока, проводится по экспериментальной инструкции для решения заданных задач.

Поформе организации практические работы могут быть:

-индивидуальными;

-групповыми;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

-коллективными.

4.     Домашний химический эксперимент – один извидов самостоятельной работы учащихся. Используемые реактивы должны бытьбезопасными и приобретаться в хозяйственных магазинах или аптеках.

5.     Виртуальный эксперимент – позволяетимитировать процедуры выполнения опытов в реальной химической лаборатории.Содержит химические опыты, предусмотренные программой школьного химическогообразования.

6.     Так же для химии характерен эксперимент,который носит исследовательский и проблемный характер.

Благодаряхимическому эксперименту можно достичь развития познавательной деятельностиобучающихся. Преподаватель долженпостоянно совершенствовать свое мастерство по технике и методике выполнения химическогоэксперимента, чтобы действительно показывать обучающимся образцы действий.

Впроцессе бучения химии эксперимент является своеобразнымобъектом обучения, методомисследования, источником и средством нового знания. Следовательно, для него характерно формирование универсальныхучебных действий:

1.     Личностные

·        Самоопределение (внутренняя позиция школьника,самоидентификация, самоуважение и самооценка).

·        Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и«незнания»).

·        Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнениеморальных норм, способность решения моральных проблем на основе децентрации,оценка своих поступков).

2.     Регулятивные

·        Управление своей деятельностью.

·        Контроль и коррекция.

·        Инициативность и самостоятельность.

3.     Познавательные

·        Работа с информацией.

·        Работа с учебными моделями.

·        Использование знако-символических средств, общих схем решения.

·        Выполнение логических операций (сравнения, анализа, обобщения,классификации, установление аналогий, подведение под понятие).

4.     Коммуникативные

·        Речевая деятельность.

·        Навыки сотрудничества.

Применяя химический эксперимент на своих уроках япришла к выводу. Систематическое использование на уроках химии экспериментапомогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты иявления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует исовершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планироватьсвою работу и осуществлять самоконтроль; воспитывает уважение и любовь к труду.Эта работа способствует общему воспитанию, всестороннему развитию личности,готовит к деятельности на современном производстве.

В процессе разработки проблемно-развивающихэкспериментов и апробации их в учебном процессе установлено, что подобныеэксперименты: учат формулировать проблему, формируют практические навыкипринятия решения; делают обучающихся активными участниками процесса обучения, апотому полученные знания сохраняются надолго и успешно используются; повышаютучебную мотивацию для получения удовлетворения от реализации своего творческогопотенциала.

К большому сожалению не во всех школах есть доступк организации химического эксперимента даже для демонстрации, не говоря уже облабораторном или практическом занятии. Понимая важность и значение химическогоэксперимента в мотивации к изучению химии не должно допускаться его отсутствие.Современная, социально и культурно-развитая  личность, должна быть химическиграмотной.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет