Тема урока: Саша ЧёрныйРассказ «Рождественский ангел»
Слагаемые«чуда»: доброта, милосердие, любовь.
Класс 9
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работыучащихся:индивидуальная, групповая, фронтальная
Цели:
Предметные: рассмотреть нравственныепроблемы, поставленные в рассказе; формировать умение находить нужнуюинформацию в тексте, умение принимать учебную задачу.
Метапредметные: учить определятьнравственное содержание поступков героев рассказа, строить монологическоевысказывание, участвовать в диалоге.
Личностные: способствовать осознанию такихнравственных ценностей, как: доброта, милосердие; работать над расширениемсловарного запаса.
Воспитательные: воспитывать чувствомилосердия, сострадания, сопереживания героям рассказа, стремление к выполнениюнравственных норм.
Оборудование: текст рассказа С. Чёрного«Рождественский ангел», «Толковый словарь» С.И. Ожегова, иллюстрации крассказам С Чёрного проектор, экран, компьютер.
Ключевые понятия: милосердие,сопереживание, нравственные нормы.
Ходурока
1.Мотивация учебной деятельности.
Прочитайте слова. Что их объединяет?
Доброта,любовь, милосердие, человек, сострадание, сопереживание.
2. Создание проблемнойситуации
Учитель обращает вниманиена иллюстрации к рассказу «Рождественский ангел».
Учитель: Кто изображён наиллюстрации?
Какому событию посвященыиллюстрации?
Учитель: Эти иллюстрации посвященыРождеству Христову. В русской литературе существует немало произведений,посвящённых этому событию. Со второй половины 19 века до 1917 года в России вканун Рождества выходили специальные выпуски газет, журналов, сборниковрассказов. В них печатались особые, рождественские рассказы, предназначенныедля чтения в семейном кругу. Истории, описываемые в них, заключали в себе мечтыо доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердномотношении друг к другу, о победе добра над злом.
На экране появляется словосочетание«Рождественский рассказ».
Учитель: совместно с учащимисяопределяет тему и цели урока.
2.Решение проблемнойситуации.
1. Сообщение обучающегося «Особенностирождественских рассказов».
Основные положения: в рождественскихрассказах утверждается христианская добродетель, на людях лежит отсветРождества Христова. В успешном стечении обстоятельств и авторы, и герои видятмилость Божию. Большинство рассказов начинается с описания несчастий героев, носияние великого праздника приносит чудо в их жизнь.
Авторы рассказов не толькосоздавали праздничную атмосферу, но и напоминали о необходимости проявленияверы, милосердия и любви.
Темой рассказов часто становится нетолько изменение жизненных обстоятельств, но и внутреннее преображениечеловека.
2. Учитель.: Итак, тема нашего урока:рассказ Саши Чёрного «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда»: доброта ,милосердие, любовь.
Учитель: А что будет являться, повашему мнению, целью нашего урока? Чему мы должны научиться?
Ответы учащихся.
Учитель: научиться находить нужнуюинформацию в тексте, строить монологическое высказывание, работать в группе.Кроме того, понять, что такое милосердие, кого можно назвать милосердным.
3. Реализация проблемнойситуации.
1.Сообщение ученика о жизниписателя Саши Чёрного. (презентация)
Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. Родился он в 1880 году в Одессе, скончался в1932 году во Франции. Семья была зажиточная, отец работал провизором. В семьебыло пятеро детей, двоих звали Саша: один Саша (белый), другой Саша (черный).Так впоследствии появился псевдоним. У будущего писателя и поэта в детстве былабуйная фантазия (что-то изобретал, проводил какие-то опыты). В 15 лет сбежал издому, терпел нужду и лишения. Успех пришел со стихами. Саша Черный много писалдля детей. Скончался после участия в тушении пожара у соседей.
Учитель: Прежде чем мы познакомимсяс рассказом, выясним значение отдельных слов, которые встретятся в тексте имогут быть непонятными.
2. Словарная работа.( можно использовать «Толковый словарь» С.И. Ожегова)
Слова: экипаж, конура, милостыня,благовест, всенощная, муфта.
Обучающиеся объясняют лексическоезначение слов.
.3Учительчитает текст рассказа. «Чтение с остановками»
4. Первичное закрепление
Беседа- диалог
Учитель: какое событие Священной истории нашлоотражение в рассказе? Кто герой рассказа? Кто помог бедным детям и их маме?
5 Самостоятельная работа. Работа вгруппах (каждаягруппа готовит ответ на вопрос, с подтверждением цитатами из текста) (текстырозданы учащимся)
1 группа
Как описывает автор великую ночь под РождествоХристово?
2 группа
Где просит помощи бедная, отчаявшаяся мать и почему?
3 группа
Какое чудо произошло в «мрачной конурке»?
4 группа
Почему рассказ называется «Рождественский ангел»?
Ответы обучающихся.
Учитель: Рождественские праздникистановились днями милосердия, примирения, любви. События, о которых говорится врассказе, происходят в великую ночь Спасения — родился Спаситель, поэтому ичудо в обычной жизни также должно совершиться.
6. Обобщение изученногоматериала.
1.Работа с понятием«милосердие»
Учитель: Итак, что же означаетслово милосердие? Обратите внимание на состав слова: милосердие — милоесердце, милостивое сердце. Лексическое значение слова милосердие (в «Толковомсловаре» С.И. Ожегова). Подберите синонимы к слову милосердие: отзывчивость,сочувствие, сострадание, способность откликнуться на чужую боль…
Милосердие — это милость кповерженным и пострадавшим.
Какого человека можноназвать милосердным?
Учащиеся записывают синонимическийряд, составляют предложения со словами милосердие, милосердный.
7. Рефлексия
1.Чарльз Диккенс говорил: « Рождество Это единственныедни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят всвоих ближних таких же людей, как они сами…»
Как вы думаете, можно ли в чём-то не согласиться сословами этого высказывания? Только в период Рождества люди должны бытьмилосердными?
2.Над чем меня заставил задуматьсярассказ Саши Черного «Рождественский ангел»?
3.Подведение итогов урока, оценкаработы учащихся, комментирование оценок. 4.Домашнее задание. Напишите сочинение -миниатюру на тему «О чём заставил задуматься рассказ С Чёрного «Рождественский ангел»?»