Задания на проверку словообразовательныхнавыков формата ЕГЭ:
типичные ошибки учащихся и пути ихпреодоления»
Хангараева Н.Д.
Калужский государственный университетимени К.Э. Циолковского, Калуга
Научный руководитель – кандидатфилологических наук, Новикова М.В.
Аннотация: Настоящаястатья посвящена проблеме развития словообразовательных навыков на урокахнемецкого языка в старшей школе при подготовке к ЕГЭ. В современной школеформированию данных навыков уделяется недостаточно внимания, поэтому школьным учителямследует включать задания на словообразование в планы уроков в старших классов, самостоятельноподбирая или разрабатывая специальные дополнительные упражнения.
Ключевые слова:словообразование, ошибки, пути оптимизации, виды словообразования.
Третий раздел ЕГЭ по немецкому языку «Грамматикаи лексика» включает в себя 20 заданий двух уровней сложности (базового ивысокого) на контроль языковых навыков: грамматических, словообразовательных илексико-грамматических [7].
В данной статье делается попыткапроанализировать задания 26-31, проверяющие языковую компетенцию учащихся, ихвладение словообразовательными ресурсами немецкого языка вкоммуникативно-значимом контексте, спрогнозировать возможные ошибки учащихсяпри выполнении этих заданий, а также наметить пути оптимизации обучениясловообразованию в старших классах общеобразовательной школы.
Задания 26-31 основаны на связномтексте с шестью пропусками, которые учащиеся должны заполнить, используя даннуюсправа лексему, и образуя от нее однокоренные слова путем аффиксального ибезаффиксального словообразования. Анализ КИМов и пособий для подготовки к ЕГЭпозволил определить основные типы заданий, предлагаемых испытуемым наэкзамене:
1. Образование отглагольныхсуществительных.
1.1. Безаффиксальное образованиеотглагольных имен существительных:
1.1.2. Субстантивация инфинитива,например: Laut einer Umfrage bevorzugen mehr als die Hälfte der Deutschen beim___ESSEN____ im Restaurant ausländische Küche,vor allem die italienische,chinesische und griechische [4]
1.1.3. Образованиесуществительных-девербативов с помощью внутренней флексии, например: Deshalbsei es für jeden Menschen gut,wenn er eine Kompetenz im_____UMGEHEN____ mit Medien erwirbt,meint die deutsche Studentin[4].
1.2.Суффиксальное образование отглагольных существительных, например: In Europastören seine____ÄUßERN____viele Menschen[4].
1.3. Транспозиция,например:Laut einer Umfrage bevorzugen mehr als die Hälfte der Deutschen beim___ESSEN___ im Restaurant ausländische Küche, vor allem die italienische,chinesische und griechische [4].
2. Образованиеотглаголовпричастий1 и 2, используемыхватрибутивнойфункции, например: Zwei Mal proJahr, im Frühjahr und im Herbst, zeigen sie der Welt, was in der ____KOMMEN______ Saison „in“wird [4].
3. Образование однокоренногосуществительного от существительного путем аффиксации, например: Viele KUNST träumen davon,auf seiner Bühne aufzutreten[4].
4. Образование существительного отприлагательного, например: Eine_____RUHIG____ herrscht hier,als ob jeden Tag Sonntag wäre.Dazuder Wohlgeruch [4].
5. Образованиеприлагательногоотсуществительного,например:Viele Kinder können süß, sauer, ______SALZ _____ und bitter nichtunterscheiden [4].
В результате анализа экзаменационныхзаданий была установлена частотность способов словообразования, встречающихся вэкзаменационных заданиях. Результаты статистических подсчетов представлены вТаблице 1.
Таблица 1: Частотностьспособов словообразования в КИМах (задания 26-31)
Источники |
Аффиксальное словообразование |
Безаффиксальное словообразование |
|
суффиксальное |
префиксальное |
||
Демонстрационные варианты 2016-2022 [5] |
31 (73,81%) |
2 (4,76 %) |
9 (21,43%) |
Пособие Матюшенко В.В. [3] |
15 (53,57%) |
2 (7,14%) |
11 (39,29%) |
Пособие Вертинской В.В. [2] |
23 (71,88%) |
1 (3,13%) |
8 (25%) |
Итого: |
69 (67,65%) |
5 (4,9%) |
28 (27,45%) |
Как видно из Таблицы 1, в КИМахдоминирует аффиксация. Реже встречается безаффиксальное словообразование,префиксация (префиксы un-, ur— прилагательных и существительных) представленаединичными случаями.
Данные, опубликованные ФИПИ по итогампроведенного в 2020 г. ЕГЭ и отраженные в Таблице 2, подтверждают, чтобольшинство учащихся справляются с данным типом заданий хуже, чем с остальными заданиямилексико-грамматического блока [7].
Таблица 2. Pезультатывыполнения заданий ЕГЭ по немецкому языку (Раздел 3: Грамматика и лексика)
Раздел 3. Грамматика и лексика |
|
Номера заданий |
Качество выполнения заданий КИМов 2020 год |
Задания 19-25 |
78,9 % |
Задания 26-31 |
61,8 % |
Задания 32-38 |
62,2 % |
Представляется возможнымпредположить, что в ходе выполнения заданий данной части раздела ЕГЭ у учащихсямогут возникнуть определенные проблемы. Эти потенциальные трудности позволилвыявить анализ предлагаемых на сайте ФИПИ заданий на словообразование [7]. Учащиесямогут: 1) забыть, что в данном части блока необходимо менять частеречнуюпринадлежность лексемы или добавлять один из словообразовательных формантов; 2)не сразу понять, слово какой части речи нужно образовать в конкретном случае; 3)образовывать только новое слово без учета его грамматической формы в контексте;4) перепутать синонимичные аффиксы ( например, суффиксы прилагательных -ig /-lich / -isch или суффиксы существительных –heit/ —keit)5)забыть о возможности прибавления к слову двух или более аффиксов, а такжесуффиксов множественного числа или отрицательного префикса; 6) не использоватьвозможности безаффиксального словообразования; 7) перепутать два разных способадля образования лексемы со значением процесса, исполнителя (например, глагол –существительное без аффикса и суффиксальный способ образования); 8) не написатьчастицу sich при образовании возвратныхглаголов; 9) не знать некоторые специфичные аффиксы (например, суффиксыприлагательных –sam,-bar,-kund).
С цель оптимизации обучениясловообразовании в старших классах общеобразовательной школы можно предложитьучителям следующие рекомендации: 1) выработать стратегию выполнения заданийданной части; 2) найти время на занятии для регулярной работы сословообразованием; 3) разработать систему упражнений для отработки материала.
При выполнении на уроке заданий 26-31следует: 1) учить анализу контекста икаждого предложения, а также структуры предложения, чтобы определить, например,какая часть речи необходима для заполнения пропуска, установить необходимуюформу числа имен существительных или необходимость использования лексемы сотрицательным значением; 2) повторить значения основных аффиксов, типичных длякаждой части речи; 3) использовать в работе специальный комплекс упражнений, уделяятеме словообразования время на каждом уроке немецкого языка.
Представляется, что такой комплексупражнений может включать в себя следующие типы заданий: 1) задания, аналогичнымиформату ЕГЭ (связный текст с пропусками); 2) задания на тренировкуотдельных способов словообразования и повторение известных словообразовательныхмоделей; 3) задания на образованиерядов однокоренных слов.
Следуетподчеркнуть, что количества заданий на словообразование, представленных вдействующих УМК (УМК И.Л. Бим [1]), явно недостаточно, чтобы научить школьников10-11 классов основам немецкого словообразования. Данные статистическогоанализа заданий одной из тем УМК И.Л. Бим [1, с.43–85], которые отражены в Таблице 3, показывают,что в корпусе заданий по данной теме доминируютлексические и грамматические упражнения (95% от общего количества заданий), аупражнения на словообразование представлены незначительно.
Таблица №3: Частотностьвидов упражнений в УМК “Deutsch” (10 класс)
Тип упражнений |
Лексические упражнения |
Грамматические упражнения |
Словообразовательные упражнения |
Учебное пособие |
23 |
7 |
2 |
Рабочая тетрадь |
19 |
8 |
1 |
Итого |
42 (70%) |
15 (25%) |
3 (5%) |
В заключениенеобходимо отметить, что в анализируемом УМК не только явно не хватаетупражнений на словообразование, но и имеющиесязадания не сориентированы на целенаправленное употребление учащимися в речи отрабатываемыхв них словообразовательных моделей. Поэтому преподаватель, готовя учащихся квыполнении заданий ЕГЭ на словообразование, должен продумать систему упражнений,которая бы включала этаптренировки материала, этап его автоматизации и его дальнейшее использование вразличных видах речевой деятельности.
Список литературы
1.Бим И.Л.Немецкий язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.Л. Бим,Л.В. Садомова.– М.: Просвещение, 2019 г. – 272 с.
2.Ветринская, В. В. Немецкий язык. ЕГЭ 2017. Комплекс материалов для подготовкиучащихся + CD / В. В. Ветринская. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 181 c.
3.Матюшенко, В. В. ЕГЭ 2017. Немецкий язык. Оптимальный банк заданий дляподготовки к ЕГЭ / В. В. Матюшенко. – Москва: Интеллект-Центр, 2016. – 88 c.
Электронные ресурсы
4.Гущин, Д. Д. СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ Образовательный портал для подготовки кэкзаменам Немецкий язык / Д. Д. Гущин. – Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://de-ege.sdamgia.ru/(дата обращения: 21.03.2022).
5.Демоверсии, спецификации, кодификаторы. – Текст: электронный // Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институтпедагогических измерений». ФИПИ: [сайт]. – URL:http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения:21.03.2022).
6.Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основнойобразовательной программы СОО и элементов содержания для проведения ЕГЭ поНЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ [Текст] // URL:[http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-12/]./ (дата обращения: 16.02.2022).
7.Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральныйинститут педагогических измерений». ФИПИ: [сайт]. – URL: https://fipi.ru/