МОУ «ГИМНАЗИЯ №1»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУЯЗЫКУ
(система развивающего обученияЭльконина – Давыдова)
НА ТЕМУ:
«Типысклонений имен существительных. Составление таблицы склонений».
(4 класс)
Составила: Шпыхова ОльгаВладимировна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2023 год
Тема: «Типы склонений имен существительных.Составление таблицы склонений».
Цель: дать понятие о трёх типахсклонения имён существительных по окончанию и по роду.
Задачи:
- формировать представление о типах склонения имен существительных;
- учить распознавать склонение по роду и окончанию;
- формировать умение заниматься групповой работой;
- развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- формировать обще-учебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Типурока: урок изучения нового материала.
Формирование метапредметных образовательных результатов:
Личностные:
формированиеучебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознаниесмысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открытовыражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Регулятивные:
умениесоставлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельностиспособом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс ирезультат деятельности.
Познавательные:
умениестроить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиски выделение необходимой информации; структурирование знаний и построениемодели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов;установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
умениеслушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другимилюдьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в группе, формулироватьсобственное мнение.
Ход урока
1. Организационный момент
—Я рада приветствовать сегодня на нашем уроке не только васребята, но и наших гостей.
Икак гостеприимные хозяева вначале окажем гостям внимание:
Пустьв нашем классе вам будет светло
Пустьбудет уютно, очень легко
Мырады Вас дружно сегодня встречать
Начнемже урок, не будем зря время терять…
2. Актуализация знаний
—Запишем дату. Классная работа.
-Давайте повторим то, что мы уже знаем об именах существительных.
-Для этого мы поиграем в игру «Да-нет». Повторим правила игры: если вы согласныс моим утверждением, поднимаете зеленый круг, если не согласны – красный круг.
Начинаем:
№ вопроса п/п |
Вопросы учителя |
Ответы детей |
1. |
Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Где я ошиблась? Исправьте моё утверждение. |
Нет |
2. |
Имена существительные, изменяются по числам и падежам. |
Да |
3. |
Имена существительные изменяются по родам. |
Нет |
4. |
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? Исправьте моё утверждение |
Нет |
5. |
Начальная форма имени существительного всегда стоит в И.п. единственного числа. |
Да |
6. |
Имена существительные изменяются по временам. Исправьте моё утверждение |
Нет |
7. |
Имена существительные можно спрягать по падежам. Исправьте моё утверждение |
Нет |
8. |
Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением |
Да |
Подведемитог нашей игры: что же вы знаете об именах существительных:
üИмя существительное — это часть речи, которая обозначаетпредмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
üИмена существительные изменяются по падежам и числам, но неизменяются по родам.
üНачальная форма имени существительного всегда стоит в И.п.единственного числа
üИзменение имен существительных по падежам и числам называетсясклонением.
3. Самоопределение к деятельности
—Прочитайте слова на доске и составьте с ними предложение
Автобус, и, по улице, Менделеева, едет, по площади, Ленина
— Запишите предложение в тетради. (Чистописание)
Автобус едет по улице Менделеева и по площади Ленина.
— Какие слова из данного предложения вам знакомы? (улица Менделеева,площадь Ленина – это название улицы и площади нашего города)
— Назовите все имена существительные в данном предложении.
(Автобус, по улице, Менделеева, по площади, Ленина)
— Определите у имен существительных по улице и по площади род и падеж.(Ж.р., Д.п.)
— Что общего у этих слов? (Род и падеж)
— Как вы думаете, почему у этих существительных одного рода водном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть ещёкакой-то признак, по которому эти два слова различаются и от которого зависитокончание).
— Прочитайте тему урока: «Типы склонений именсуществительных.Составление таблицы склонений».
4. Работа по теме урока
Мысвами уже знакомы с понятием склонения имен существительных. Сегодня мы откроемеще одну тайну этого слова. А так как это тайна, раскрывать мы с вами будем еёпостепенно, согласно плану.
1.Что такое склонение?
2.Отчего зависит склонение.
3.Как определять тип склонения.
— Работаем по первому пункту плана.
Что такое склонение имен существительных? (Изменениеимен существительных по падежам и числам называется склонением)
— Наблюдая за окончаниями имен существительных, при изменениипо падежам ученые заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они ивыделили три склонения имен существительных: 1, 2, 3.
— Чтение второго пункта плана.
Узнать, отчего зависит склонение, предстоит вам.
Вы сейчас будете работать в группах. Вспомните правила работыв группе:
— Умей слушать собеседника, не перебивай.
— Не согласен – объясни, почему.
— Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
— Будь внимательным.
— Говори только по делу.
— Работайте дружно, помогайте друг другу.
Работа в группах.
-Прочитайте алгоритм, написанный на карточке. На отдельных листах рядом задание. Работая по алгоритму, выполняете задание.
Договоритесь,кто будет выступать от группы.
Готовностьпоказываете поднятыми вверх руками.
Алгоритм:
1.Укажирод.
2.Выделиокончания
3.Выберик какой из колонок в таблице на доске подходят слова.
4.Поработайс алгоритмом и сделай вывод.
1группа – деревня, сестра, ошибка, тоска, вода. (Слова ж.р. с окончанием –а, — я).
2группа – дядя, юноша, Витя, мужчина, дедушка. (Слова м.р. с окончанием –а, — я).
3 группа – стол, конь, забор, парень, осадок. ( Слова м.р. с нулевымокончанием).
4 группа – море, окно, веселье, озеро, лето. (Слова с.р. с окончанием –о, — е).
5 группа – постель, новость, печаль, степь, мышь. (Слова ж.р. с нулевымокончанием).
Поокончании работы, один представитель от группы прикрепляет слова в таблицу иобъясняет выбор группы.
Сущ. ж.р. — а; — я. |
Сущ. м.р. — а; — я. |
Сущ. м.р. — ∟ |
Сущ. с.р. — о; — е. |
Сущ. ж.р. — ∟ |
деревня |
дядя |
стол |
море |
постель |
сестра |
юноша |
конь |
окно |
новость |
ошибка |
Витя |
забор |
веселье |
печаль |
тоска |
мужчина |
парень |
озеро |
степь |
вода |
дедушка |
осадок |
лето |
мышь |
/ 1 с к л о н е н и е /
|
/ 2 с к л о н е н и е /
|
/ 3 с к л о н е н и е /
|
— По каким признакам мы сгруппировали имена существительные? (Породу и окончанию)
— От чего же зависит склонение имен существительных?
(Склонение имен существительных зависит от рода и окончания).
Сделайте вывод по таблице. Какие имена сущ. относятся к 1, 2,3.скл.
Вывод: Кпервому склонению относятся имена существительныеженского и мужского рода с окончаниями — а, — я.
Ко второму склонению относятся имена существительныемужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е.
К третьему склонению относятся имена существительныеженского рода с нулевым окончание и мягким знаком на конце.
Работа с правилом.
— Проверим, правильно ли вы рассуждаете. Откройте учебник настранице 137. Прочитайте правило.
(Первичное чтение про себя, вторично читает ученик)
— Делая вывод по таблице, о чем вы несказали, но узнали, прочитав правило? (Все существительные при определениисклонения должны быть в И.п. и ед.ч., по-другому в начальной форме).
— Как же определить тип склонения? Кто может ответить на вопрос3 пункта нашего плана?
Чтобы определить тип склонения, нужно поставить имясуществительное в начальную форму, определить род и выделить окончание. Еслиимя существительное ж.р. с окончанием –а, -я, то слово 1 склонения: если имясуществительное м.р. с нулевым окончание или с.р. с окончанием –о, -е, то слово2 склонения; если имя существительное ж.р. с нулевым окончанием, то слово 3склонения.
5. Физкультминутка.
—Какие спортивные объекты нашего города находятся на улицеМенделеева? (Ледовый дворец спорта «Подмосковье»).
Многиедети нашего города занимаются в спортивных секциях ледового дворца. И у нас вклассе есть девочка, которая занимается женским хоккеем. Она проведет сейчасдля вас физкультминутку. (Музыка «Трус не играет в хоккей»).
6. Закрепление изученного материала
— Работа в тетради. (слайд)
Запишитеслова по типу склонения: 1группа – слова 1 скл, ж.р; 2 группа – слова 2скл.,м.р.; 3 группа – слова 2 скл., с.р.; 4 группа – слова 1 скл., м.р.; 5 группа– слова 3скл., ж.р.. (Самопроверка – смайлик).
Слова:жизнь, метель, лошадь, пейзаж, туман, корабль, платье, болото, богатство, секунда, тётя, потеха, слуга, Дима, коллега.
7. Рефлексия
-Работапо карточкам (слайд)
Соединитестрелками типы склонения и их признаки
1-е склонение |
Имена существительные среднего рода с окончанием –о, -е. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. |
2-е склонение |
Имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
|
3-е склонение |
Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. |
-Взаимопроверка.
8. Подведение итогов урока
Воти раскрыта тайна типов склонений.
-Вернемся к предложению, которое мы с вами записали в начале урока, к словам поулице и по площади. Кто- то догадался и скажет, от чего зависит написаниеокончаний в именах существительных? ( Написание окончаний в именахсуществительных зависит от склонения!)
-Мы говорили о нашем родном городе.
-Прочитайте предложения о Воскресенске(слайд). Найдите имена существительные иопределите склонение.
Нашгород Воскресенск. В нём много улиц и площадей. Он стоит на берегу реки Москвы.Много здесь озёр и полей.
-Мы любим наш город. Вас, мы приглашаем к нам в гости.
Ас вами ребята, на следующем уроке будем учиться применять склонение длянаписания окончаний в именах существительных.
9. Домашнее задание.
Уч.стр.138 упр.78
Все молодцы! Урок окончен.Спасибо за урок!