Предмет: русский язык
Класс: 3
УМК: Школа России
Тема: Собственныеи нарицательные имена существительные.
Тип урока: получениеновых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
1. Что обозначает имя существительное?
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,карточки с заданиями, кластер, смайлики.
Цель: формироватьпонятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубитьзнания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавнойбуквы в именах собственных.
Планируемые результаты:
Личностные –формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитиетворческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД –организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос,подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени ифамилии.
Коммуникативные УУД –умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждениипроблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнитьпредставления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепитьзнания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), сменавидов деятельности на уроке.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать. Только лишь отметку «пять»! |
Дети: Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать! |
–Я желаю вам хорошего настроения. Будьте активны и внимательны!
Отработка запоминалочки
Кто раскрывал свои таланты,
Ну а я показывала бАнты.
II. Минутка чистописания
Учитель: Открываемтетради, записываем число и классная работа.
Запишите слова.( Проверка с помощью доски)
Аккуратно, альбом, алфавит, берег, быстро, вместе, вокруг, ворона,восемь, воскресенье, восток, вторник)
— Распределите слова по группам –
· имя человека,
· отчество,
· фамилия.
Если слова не подходят ни к одной группе,запишите их в четвёртую — другую.
(Ваня,Ивановна, Маша, ученик, Попов, Алексеевна, Лаптандер, дом, Окотэтто)
— Давайте проверим. Какиеслова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3столбик?
— Какие слова не попали ни водин из этих столбиков?
— Молодцы. Чем отличается написание словпервых трёх столбиков от последнего?
— Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Словапервых трёх столбиков назвали собственными именами существительными,а последнего – нарицательными именами существительными.
— Каквы думаете какая тема нашего урока?
(Имена существительные собственные инарицательные)
— Поставьте цель урока.
Сегодняна уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
-Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся ксобственным, а какие к нарицательным, научимся ихразличать, попробуем свои знания применить на практике.
– Молодцы! Всёправильно. А подтвердить ваши ответы нам поможет правило на странице 15. Имена,отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия ( стран,городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественныхпроизведений – это имена существительные – собственные.
Остальные имена существительные называются нарицательными.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва,Волга.
III. Актуализация знаний
– На доске написано предложение. Прочитайте и найдите ошибку.
Иван скворцов нарисовал скворцов.
– В чем ошибка?(ответы детей)
IV. Изучение нового материала
– Чтобы нам отработать наши умения, обратимся к нашему учебнику.Рассмотрим Упр 22, с. 15
1) Работа с учебником.
Упражнение 22 (устно), стр. 15.
Беседа. Фронтальная работа.
Упражнение 22
Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, городВологда, площадь Победы, страна Болгария, озеро Байкал, улица Мира, богатырьИлья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус.
Задание:
1) Прочитайте. Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные?Ответы детей: поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица,богатырь, корова, кот, гора – это нарицательные; Василий Андреевич Жуковский,Алёша, Алиса, Вологда, Победы, Болгария, Байкал, Мира, Илья Муромец, Зорька,Базилио, Эльбрус – это собственные).
2)Почему имена существительные, которые написаны с большой буквыназываются – собственные?
Ответы детей: Имена существительные, которые написаны с большой буквыназываются – собственными, потому что они называют конкретное лицо, город,озеро, улицу, кличку животного, страну).
– Молодцы! Всё правильно. А подтвердить ваши ответы нам поможет правило на странице 15. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия ( стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные – собственные. Остальные имена существительные называются нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга. |
–Давайте сделаемвывод. Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Ответы детей:Эти слова называются имена собственные
– Как пишутся именасобственные?
Ответы детей: Имена собственные пишутся с большой буквы.
– Все именасуществительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительныепишутся с заглавной буквы, другие – строчной. Давайте поработаем в тетрадях.Рассмотрим упражнение 23 на странице 16. Как вы думаете, какое задание вампредстоит выполнить?
Ответы детей: Распределить слова на две группы. В одну группу записатьимена собственные, во вторую — нарицательные.
Упражнение 23
(Р,р)ека, (Н,н)ева, (Ц,ц)веток, (Р,р)омашка, (С,с)трана, (Р,р)оссия,(С,с)обака, (Ж,ж)учка, (К,к)омпьютер, (С,с)ерёжа, (Б.б)асня, (М,м)осквич,(Я,я)рославль, (Н,н)ебо, (М,м)арс, (К,к)осмонавт.
– После выполненияработы, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. Укого всё выполнено верно поставьте на полях тетради отметку «5», у когодопущена 1 или 2 ошибки поставьте отметку «4», у кого более 3-х ошибок ставимотметку «3».
V. Физкультминутка
– Встали ровно! Немножко отдохнем. Я называю слова, а вы, еслиуслышите имена собственные будете хлопать, а нарицательные – приседать.
Море, Лена, трава, астра, Енисейская, улица, Индия, кошка, ноутбук,Мурка, москвич, Красноярск, тучи, Орел, Аленушка, теленок, Зорька.
– Хорошо, тихо садитесь!
VII. Первичное закрепление.
1) Работа по учебнику.Упр. 24, с. 16.
– Прочитайте задание к упражнению. Спишите предложения.
Аксаков Сергей Тимофеевич написал сказку «Аленький цветочек».
Сергей Александрович Есенин написалстихотворение «Береза».
Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекозаи Муравей».
Лев Николаевич Толстой написал рассказ«Акула».
– Прочитайте ниже сведения о языке.
– Что такое инициалы?
2) Диагностическая работана карточках
VII. Закрепление.
· Парная работа
–В каждой паре даны по 2 задания: 1) «Лови ошибку» Иван блинов съел много блинов. 2) «Прочитай без ошибок» УКОНДРАИАКУРТКАКОРОТКОВАТА
|
–В каждой паре даны по 2 задания: 1) «Лови ошибку» Наш шарик поймал воздушный шарик. 2) «Прочитай без ошибок» ПОШЛАПОЛЯПОЛОТЬВПОЛЕ |
–ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (на доске)
– Справились с заданиями молодцы!
VIII. Подведение итогов
– Давайте вернемся кнашей схеме и дополним её. Какими словами мы дополним нашу схему? (Собственные,нарицательные)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧАСТЬ РЕЧИ
ПРЕДМЕТ
КТО? ЧТО?
ОДУШЕВЛЕННЫЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
СОБСТВЕННЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
– Вернемсяк схеме на следующем уроке.
IX.Домашнее задание
Индивидуальная работа с карточками.
– Каждый человек с самого рождения первое, что получает – это имясобственное. У каждого человека имеется свой родной дом, этот дом имеетконкретный адрес. У нас у всех имеется родина, родное село в котором вы живетеи растете. Теперь предлагаю вам заполнить карточки с личными данными.
Фамилия |
|
Имя |
|
Отчество |
|
Улица |
|
Дом |
|
Село |
|
Район |
|
Округ |
|
Страна |
|
«5»-1)Запиши в тетрадь всех членовсемьи: ФИО-кем является.
2)Упр. 26, с. 17
3)выучить правила на с. 15,16
«4»-1) Упр. 26, с. 17
2)выучить правила на с. 15,16
X. Рефлексия.
Блиц-опрос с опорой на кластер
— Чтотакое имя существительное?
— Как называются именасуществительные, которые обозначают людей, животных, птиц?
— Что такое имена собственные? Как они пишутся?
–Как пишутся имена нарицательные?
–У каждого есть карточки с словами. Если вам все понятно, то повесьте этикарточки на соответствующий ряд.
Собственные имена существительные |
Нарицательные имена существительные |
«Золушка», Енисей, А. С. Пушкин, Бурен-Хем, Мурка, Зорька, Байкал. |
Фабрика, газета, река, улица, голубь, щенок, сказка, писатель |
–Спасибо,за урок.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия Имя____________________________ рисунок
Выбери и выполни любое понравившееся задание
1 задание:
Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.
Москва.
Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.
Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башняхблестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремлеработает Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Правительство работаетв Белом доме.
2 задание:
Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.
Я живу в (П, п) осёлке (М, м) едвенка. Вместе со мной живут (К,к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок. А ещё у нас есть(К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой.
3 задание:
Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке (нарисуйв прямоугольнике рисунок):
-если было легко и интересно – нарисуй солнышко
-если было немного трудно, но интересно – нарисуй солнышко с облаком
-если было трудно и непонятно – нарисуй тучку