Проект «Формирование лексико-грамматических категорийпосредством дидактической игры»
Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из актуальных в современнойлогопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенокправильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает этизакономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическаяструктура предложения.
В исследованиях Р.Д. Триггербыло показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.
Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи,которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушенииграмматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное –смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но ипредпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем ипредметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороныречи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и неразвиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух иготовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковойстороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-хнаправлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, сдругой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной,познавательной функции и функции деятельности.
Данныенарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру,как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры двецели: одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действуетребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокуюрезультативность в формировании лексико-грамматических категорий.
Решение проблемы по формированию лексико-грамматическихкатегорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т.к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой, детис задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, иих наиболее характерными видами аграмматизмов в высказыванияхявляются: пропуски или избыточность членовпредложения, ошибки в управлении исогласовании, ошибки в употреблении служебныхслов, ошибки в определении времени глагола, структурнаянеоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают нанесформированность внутреннего программирования.
В связи с этим был создан проект по формированиюлексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.
Срокреализации проекта: 2021-2022 учебный год.
Участники:педагог,дети старшей группы обучающиеся в группе ЗПР, родители.
Цельпроекта – формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий черездидактические игры.
Задачипроекта:
· Выявить уровень сформированности лексико-грамматическихкатегорий у детей в начале и в конце учебного года.
· Содействовать освоению грамматически оформленных высказываний:
изменение слов, образованию уменьшительно-ласкательных форм, употреблению глаголов совершенного инесовершенного вида, употреблению предлогов, образованию притяжательных и относительных прилагательных,употреблению существительных в родительном и винительном падеже,согласованию числительных с существительными, формировать словообразовательныенавыки.
· Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики,координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.
· Развитие умения анализировать, рассуждать.
· Включать в работу по формированию лексико-грамматическихкатегорий родителей.
· Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
· Повышать заинтересованность родителей в результатахвоспитательной работы с детьми.
Гипотеза: развитиелексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста будетболее успешным при условии использования дидактических игр.
Ожидаемые результаты: Показателем успешнойреализации проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего группы ЗПР.
Методы обучения:
1. Словесный;
2. Наглядный;
3.Практический
Работа с родителями:
• Информационнаясреда
• Мастер-класс«Дидактическая игра своими руками»
• Дниоткрытых дверей
• Родительскоесобрание
• Анкетирование
• Круглыйстол
• Конференции
• Индивидуальныеи групповые консультации
Этапыпроекта:
1.Организационно-подготовительный
üПодбори изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по лексическимтемам, грамматическим категориям.
üСоставлениекартотеки дидактических игр и словесных упражнений
üПроведениедиагностики о компетентности детей по лексико-грамматическим категориям языка.
üРазработкаперспективного плана работы с детьми.
üОбсуждениес педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.
2.Аналитический
ü Внедрениеразвивающих технологий.
ü Совместнаядеятельность взрослого с детьми по формированию грамматического строя речи.
ü Комплексная работанад всеми компонентами речи.
3.Заключительный.
ü Анализ результатовработы.
ü Размещение насайте творческих учителей методической разработки для воспитателей на тему:«Формирование лексико-грамматических категорий языка»
ü Выпуск буклета дляродителей.
ü Презентацияпроекта на педагогическом совете.
ü Разработкаметодических рекомендаций для родителей по обогащению и развитиюлексико-грамматического строя языка.
Компетентностьдетей старшей группы по использованию лексико-грамматических категорий 2021-2022г.
*Технологияобследования лексико-грамматического строя речи предложеннаяО.Е. Грибовой.
Результативность.
• Повысилсяуровень обучения детей лексико – грамматическим категориям.
• Существеннообогатилась предметно – развивающая среда речевого центра.
• Сформироваласьинтеграционная система взаимодействия специалистов ДОУ и воспитателей.
• Работас родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированностьродителей о речевом развитии детей.
• Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых.
• Активизироваласьсвободная деятельность детей.
• Реализованыиндивидуальные потребности каждого ребенка.
Дляуспешной реализации проекта были
разработаны:
-перспективный план по формированию у старших дошкольников лексико-
грамматических категорий;
— дидактическийматериал, способствующий формированию лексических и грамматическихкатегорий;
подобраны:
-игры для развития мелкой моторики пальцев рук по лексическим темам;
-загадки по лексическим темам;
-дидактические игры и упражнения по лексическим темам;
оформлены картотеки:
— «Дидактическиеигры и упражнения» (по лексическим темам);
-«Загадки» (по лексическим темам);
-«Упражнения по развитию мелкой моторики» (по лексическим темам);
-«Предметные картинки»;
-«Сюжетные картинки»;
Используемаялитература:
1. Жукова И.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление лексико-грамматическогонедоразвития речи у дошкольников, СПб, Детство – Пресс, 2004.
2. АлександроваТ.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи удошкольников. 2005.
3. ТкаченкоТ.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)