X-PDF

Проект «Формирование лексико-грамматических категорий посредством дидактической игры»

Поделиться статьей

Проект «Формирование лексико-грамматических категорийпосредством дидактической игры»

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из актуальных в современнойлогопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенокправильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает этизакономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическаяструктура предложения.

  В исследованиях Р.Д. Триггербыло показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи,которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушенииграмматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное –смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но ипредпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем ипредметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороныречи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и неразвиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух иготовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковойстороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-хнаправлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, сдругой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной,познавательной функции и функции деятельности.

Данныенарушения затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.Актуальным моментом становится решение этой проблемы через дидактическую игру,как основного вида деятельности старшего дошкольника. У дидактической игры двецели: одна из них – обучающая, а другая – игровая, ради которой действуетребенок. Эти две цели дополняют друг друга и помогают обеспечивать высокуюрезультативность в формировании лексико-грамматических категорий.

     Решение проблемы по формированию лексико-грамматическихкатегорий напрямую связано с успешным обучением ребенка в школе, т.к. По результатам исследования Н. Ю. Боряковой,  детис задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, иих наиболее характерными видами аграмматизмов в высказыванияхявляются:   пропуски или избыточность членовпредложения,   ошибки в управлении исогласовании,   ошибки в употреблении служебныхслов,   ошибки в определении времени глагола, структурнаянеоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают нанесформированность внутреннего программирования.

В связи с этим был создан проект по формированиюлексико-грамматических категорий посредством дидактических игр.

 

Срокреализации проекта: 2021-2022 учебный год.

Участники:педагог,дети старшей группы обучающиеся в группе ЗПР, родители.

Цельпроекта  – формирование у дошкольников лексико-грамматических категорий черездидактические игры.

Задачипроекта:

·       Выявить уровень сформированности лексико-грамматическихкатегорий у детей в  начале и в конце учебного года.

·      Содействовать освоению грамматически оформленных высказываний:

изменение слов, образованию уменьшительно-ласкательных форм, употреблению        глаголов совершенного инесовершенного вида, употреблению предлогов,          образованию притяжательных и относительных прилагательных,употреблению   существительных в родительном и винительном падеже,согласованию числительных с существительными, формировать словообразовательныенавыки.

·      Развитие речевого дыхания, артикуляционной  моторики,координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.

·      Развитие умения анализировать, рассуждать.

·      Включать в работу по формированию лексико-грамматическихкатегорий родителей.

·      Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

·      Повышать заинтересованность  родителей в результатахвоспитательной работы с детьми. 

Гипотеза: развитиелексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста будетболее  успешным при условии использования дидактических игр.

Ожидаемые результаты: Показателем успешнойреализации  проекта будет положительная динамика в качественных изменениях развития лексико-грамматической стороны речи у детей старшего группы ЗПР.

Методы обучения:

1.    Словесный;

2.    Наглядный;

3.Практический

Работа с родителями:

        Информационнаясреда

        Мастер-класс«Дидактическая игра своими руками»

        Дниоткрытых дверей

        Родительскоесобрание

        Анкетирование

        Круглыйстол

        Конференции

        Индивидуальныеи групповые консультации

Этапыпроекта:

1.Организационно-подготовительный

üПодбори изучение научно-методической литературы, иллюстративного материала по лексическимтемам, грамматическим категориям.

üСоставлениекартотеки дидактических игр и словесных упражнений

üПроведениедиагностики о компетентности детей по лексико-грамматическим категориям языка.

üРазработкаперспективного плана работы с детьми.

üОбсуждениес педагогами и родителями вопросов связанных с проектом.

2.Аналитический

ü Внедрениеразвивающих технологий.

ü Совместнаядеятельность взрослого с детьми  по формированию грамматического строя речи.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

ü Комплексная работанад всеми компонентами речи.

3.Заключительный.

ü Анализ результатовработы.

ü Размещение насайте творческих учителей методической разработки для воспитателей на тему:«Формирование лексико-грамматических категорий языка»

ü Выпуск буклета дляродителей.

ü Презентацияпроекта  на педагогическом совете.

ü Разработкаметодических рекомендаций для родителей по обогащению и развитиюлексико-грамматического строя языка.

 

Компетентностьдетей старшей группы по использованию лексико-грамматических категорий 2021-2022г.

 

*Технологияобследования лексико-грамматического строя речи предложеннаяО.Е. Грибовой.

 

 

Результативность.

        Повысилсяуровень обучения детей лексико – грамматическим категориям.

        Существеннообогатилась предметно – развивающая  среда  речевого центра.

        Сформироваласьинтеграционная система взаимодействия  специалистов ДОУ и воспитателей.

        Работас родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированностьродителей о речевом развитии детей.

        Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых.

        Активизироваласьсвободная деятельность детей.

        Реализованыиндивидуальные потребности каждого ребенка.

 

Дляуспешной реализации проекта были

разработаны:

-перспективный план по формированию у старших дошкольников лексико-

 грамматических категорий;

— дидактическийматериал, способствующий формированию лексических и грамматическихкатегорий;

подобраны:

-игры для развития мелкой моторики пальцев рук по лексическим темам;

-загадки по лексическим темам;

-дидактические игры и упражнения по лексическим темам;

оформлены картотеки:

 «Дидактическиеигры и упражнения» (по лексическим темам);

-«Загадки» (по лексическим темам);

-«Упражнения по развитию мелкой моторики» (по лексическим темам);

-«Предметные картинки»;

-«Сюжетные картинки»;

 

Используемаялитература:

1.     Жукова И.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Преодоление лексико-грамматическогонедоразвития речи у дошкольников, СПб, Детство – Пресс, 2004.

2.     АлександроваТ.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи удошкольников. 2005.

3.     ТкаченкоТ.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М., Гном и Д., 2003.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет