X-PDF

Программа социализации по предмету окружающий мир Делаем добро вместе

Поделиться статьей

Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная  школа

Сычёвскогорайона Смоленской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ПРОГРАММА

                   «Делаем добро вместе»

 

 

(участие обучающихся всоциально  значимых проектах по предмету «Окружающий мир»)

                                                   1 – 4 класс

Срок реализации программы:  4 года

 

 

                                                              Учитель: Яшенкова Светлана Николаевна,

                                                                        высшаяквалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 д. Юшино

                                            2016- 2020 год

 

                                 Пояснительная записка

 

Программа « Делаем добро вместе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального  общего образования. Даннаяпрограмма является одним из вариантов реализации участия обучающихся всоциально значимых проектах по предмету «Окружающий мир».

Актуальной проблемой современногообразования и воспитания является проблема социализации обучающихся.Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаютсясовместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагаетактивное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, вформировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретениизнаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе социализации  ребёнокстановится  в позицию активного члена гражданского общества, способногосамоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное пониманиеокружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовыватьданные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании у юного субъектасоциальной  деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников — этодобровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций,складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личнойинициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора,персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом,общественностью.

На уроках окружающего мира представляютсявозможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности,развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни,воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могуткасаться любых сторон  общественной жизни: отношений между группамишкольников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющимпроблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных делуспешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важномделе, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что дляэтого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное, он учится  делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключаетсяв том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальныхспособностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности,умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Новизна программы «Делаемдобро вместе» состоит в том, что она предусматривает выполнение школьникамитворческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамкахдеятельности по предмету и помогает включению обучающихся в дела класса, школы,деревни, ближайшего социума.  

Цель программы — формированиеличностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом имиром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

1.     Привлекатьучащихся к активному участию в делах класса и школы.

2.     Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.

3.     Формироватьу школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческойдеятельности.

4.    Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основыличностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

 

Описаниеценностных ориентиров содержания курса

 

 В процессе реализации программы«Делаем добро вместе» предусматривается разработка и реализация социальныхпроектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностныхориентиров, как:

-ценность жизни – признаниечеловеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целомкак величайшей ценности;

— ценность человека – осознаниеответственности за себя, своего душевного,  физического и социально-нравственного здоровья;

— ценность общения – понимание важностиобщения как значимой составляющей жизни общества, как одного изосновополагающих элементов культуры;

— ценность добра – направленностьчеловека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатовнравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, какпроявление высшей человеческой способности — любви;

— ценность истины – это ценность научногопознания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,мироздания;

— ценность природы — бережное отношение кней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувствакрасоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

— ценность семьи как первой и самойзначимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традицийнародов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособностьроссийского общества;

— ценность труда и творчества –признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины,которая доступна любому человеку в своей области.;

— ценность социальной солидарности какпризнание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости,милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

— ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу;любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследиемпредшествующих поколений.

— ценность человечества какчасти мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимымир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Общая характеристика курса

 

Программа «Делаем добро вместе»основывается на следующих принципах.

 Принцип неадаптивной социализации,которая предполагает обеспечение возможности создания    школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихсясоциальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальныхситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющихреальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственностимолодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает,что социально -преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов,согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать егосообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность заразвитие самого себя.

Возрастосообразность -одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждомвозрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решениякоторых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённогоуровня физического развития, и формирование познавательных,морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознанияличности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает,что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческихценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормаминациональной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительнок социальной деятельности предполагает, что общественно-полезнаядобровольческая деятельность детей  даёт опыт жизни в обществе, опытвзаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивнонаправленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает,что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессетакого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обменгражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагаетравенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями,неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Нодиалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимногопонимания, признания и принятия.

Принцип патриотическойнаправленности предусматриваетобеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников кнародам России, российской культуре и истории. Это предполагает использованиеэмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических,гражданско-патриотических  явлений и предметов, собственных действий поотношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагаетпоследовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку ивыведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся влогике замысел — реализация — рефлексия.

Принцип поддержкисамоопределения воспитаника

Самоопределение в социальной деятельности- процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственногоотношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опытасоциального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстникамисоциально-значимой деятельности.

На начальном этапе социально преобразующейдобровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальнойпробы. В контексте социальной деятельности  социальная проба – этоинициативное участие школьника в социально значимых делах, организованныхвзрослыми.

Каждый вид урочной и внеурочнойдеятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опытколлективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своейсовокупности даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся достигают необходимого дляжизни в обществе социального опыта,  формируют принимаемую обществомсистему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития исоциализации каждого обучающегося в учебное и внеурочное время.

Направления развития личности: социальное.

Виды деятельности: познавательная, игровая, социальноетворчество, трудовая, художественное творчество.

Формы организации деятельности:

·  Познавательныебеседы;

·  встречис  людьми различных профессий;

·  просмотри обсуждение видеоматериала;  

·  конкурсы;

·  выставкидетских работ;

·  праздники;

·  викторины;

·  творческиепроекты, презентации;

·  мастерскиеподарков;

·  копилкидобрых дел;

·  трудовыедесанты;

·  социально-значимыеакции,

·  социальныепроекты  

 

Процесс воспитания социальной активностистроится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальнаяинициатива — это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшаяребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

          

                       Описание места программы вучебном плане

 

В соответствии с учебным планом начальногообщего образования МКОУ Юшинская  ОШ  программа «Делаем добро вместе» реализуетсяс 1 по 4  класс на уроках окружающего мира и, как продолжение работы, вовнеурочное время. Общий объем учебного времени составляет 40  часов(по 10 часов в 1,2,3,4  классе).

Программа предполагает как проведениерегулярных  уроков окружающего мира, так и возможность организовыватьпродолжение занятий во внеурочное время.

 

Планируемыерезультаты освоения обучающимися

программы«Делаем добро вместе»

Результаты первого уровня: — получениеэлементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезнойдеятельности;

— приобретение начального опыта участия в различных видахобщественно- полезной деятельности;

Результаты второго уровня:

— получение опыта позитивного отношения к общественно- полезнойдеятельности;

Результаты третьего уровня: —  потребностьв участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.

 

   Личностнымирезультатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду итворчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудовоготворческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основтруда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различныхвидах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражатьсебя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видахтворческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальномтворчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

·        приобретение школьником социальных знаний,

·        понимание социальной реальности и повседневной жизни;

·        приобретение навыков групповой работы;

·         получение опыта разработки социальных проектов и организацииколлективной творческой деятельности;

·        поиск, нахождение и обработка информации  о принятых вобществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; овзаимопомощи и т.п.;

·        способность регулировать собственную деятельность;

·        освоение правил и норм социокультурного взаимодействия совзрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,учреждения культуры в городе, т.д.);

·        приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

·         совершенствование в умениях слышать себя  и других;

·        приобретение школьником опыта самостоятельного социальногодействия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичноговыступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместнойдеятельности с другими детьми.

Предметные результаты:

1.     Вценностно-ориентационной сфере – формирование представленийо целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;

2.     Впознавательной сфере – расширение исистематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира;формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, обизменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейшихэлементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых длядальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарныхисследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решенияпрактических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм иправил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

3.     Вэстетической сфере – развитие эколого-эстетическоговосприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научныеданные образами литературы и искусства;

4.     Всфере правил безопасности жизни – расширениепредставлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемамисамоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легкихтравмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и наприроде.

Впроцессе оценки достижения планируемых результатов используютсятакие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции,творческие работы, самоанализ и самооценка.  

   Результаты деятельности отслеживаются впортфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутыхрезультатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Реализацияданной программы  способствует вовлечению младших школьников  в социально – значимую  деятельность, является средством формированиясоциальной активности и компетенции подрастающего поколения.

 

Содержание программы с указанием форм организации

социальной деятельности на уроке и вне урока

 

«Окружающий мир» 1 класс (автор учебника Плешаков А.А.)

п/п

Название темы урока

Социально значимый проект или акция на уроке и вне урока

1.

Что  растёт на подоконнике?

Акция «Подари цветок школе»

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

 

2.

Кто такие птицы?

Акция « Покормите птиц зимой»

Проект «С каждого по зёрнышку»

3.

Как живёт семья?

Проект «Мои обязанности в семье»

 

4.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Акция «Береги воду!»

 

 

5.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Акция «Экономь электроэнергию!»

 

6.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Акция «Подари вещи другую жизнь»

 

7.

Когда учиться интересно?

Проект «Мы все такие разные»,

акция «Помоги однокласснику»

 

8.

Когда мы станем взрослыми?

Проект «Как быть здоровым»

 

9.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Акция «Подари школе семена цветковых растений»

Проект «Выращивание рассады бархатцев для школьной клумбы»

 

10.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Проект «Доброе дело для парка  весной»

 

                              

                             «Окружающий мир» 2 класс

 

1

В гости к осени (экскурсия)

Проект «Доброе дело для парка  осенью»

 

2

Из чего что сделано.

Экскурсия «В школьной библиотеке»

Проект «Книжкина больница»

 

3

Какой бывает транспорт

Конкурс листовок «Азбука пешехода»

4

В гости к зиме (экскурсия)

Акция « Покормите птиц зимой»

Проект «С каждого по зёрнышку»

5

Если хочешь быть здоров.

Трудовой десант «Мы – за чистый класс»

 

6

Наша дружная семья.

Операция «Уют»

7

В школе.

Рейд «Тихая перемена»

Акция «Помоги тому, кто рядом»

8

Правила вежливости

Акция «Убираем сквернословие»

 

9.

Ты и твои друзья

Создание сборника игр «Поиграем вместе» (подарок детям детского сада)

10.

Мы – зрители и пассажиры.

Проект «Секреты хорошего настроения»

 

 

                             «Окружающий мир» 3  класс

 

1

Природа

Проект «Доброе дело для природы  осенью»

2

Общество

Конкурс «Осенние фантазии»

3

Что такое экология

Акция «Живи, цветок!»

4

Природа в опасности

Акции «Сделай кормушку для птиц»

5

Берегите воду!

Викторина «Вода – основа жизни»

6

Охрана растений

Акция «Сбор макулатуры»

7

Организм человека

Трудовой десант. «Мы – за чистый класс»

8

Для чего нужна экономика

Проект «Доброе дело для природы весной»

9

Растениеводство

Проект «Выращивание рассады календулы  для школьной клумбы»

 

10

Семейный бюджет

Акция «Дети- детям» (сбор книг, игрушек для детского сада)

 

                                   «Окружающий мир» 4  класс

1

Мир глазами эколога

Операция «Забота!»

2

Моря, озёра и реки России

Проект «Доброе дело для природы  осенью»

3

Лес и человек

Акция «Сбор макулатуры»

4

Наш край

Обмен мнениями «Моя копилка добрых дел»

5

Жизнь леса

Акция « Покормите птиц зимой»

6

Растениеводство в нашем крае

Операция «Уют в школе»

 

7

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Акция «Помоги книге»

 

8

Великая война и великая Победа

Мастерская подарков. Изготовление открытки ко Дню Победы.

9

Такие разные праздники

Письма-просьбы, письма-покаяния своим мамам.

10

Путешествие по России

Проект «Моя малая родина»

 

 

Литературадля учителя

1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев,П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010

2.Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

3.Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

4.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие ивозрастные особенности). — Минск, 2000г.

5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образованиепод редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010

6.Программа воспитания и социализации

7.Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1998

8.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. — №9.

9.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальнойшколе. // Нач.школа. – 2004. — №2

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет