Класс: 2
Образовательная система: УМК «Перспектива»
Предмет: русский язык
Тема урока: «Что рассказало слово»
Тип урока: урок закрепления
Цель урока(педагогическая): закрепитьпредставление о слове как двусторонней языковой единице, понимание языка какзнаковой системы, выполняющей функцию замещения предметов, действий, свойствокружающего мира; развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
II. Планируемыеобразовательные результаты:
Предметные результаты:
— обучающийсяузнает: для чего в речи нужны слова, что они могут обозначать.
— обучающийсянаучится: подбирать слова для описания предметов.
— обучающийсяполучит возможность научиться:принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Личностные результаты: установка связи между цельюучебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сравнение способа действия и результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IV. Оборудование: учебник, раздаточныйматериал
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент
Минутка чистописания |
— На уроке вы должны слушать внимательно, работать старательно и тогда к вам обязательно придёт успех. -Запишите в тетрадях слова: берёза, четверг, петух, лопата. Выделите: 1)буква, обозначающая непарный звонкий мягкий согласный звук в слове береза 2) безударный гласный в слове четверг 3)Буква обозначает непарный глухой твердый согласный в слове петух 4)Безударный гласный в слове лопата -Ребята, скажите, что обозначает каждое из слов (береза – дерево, четверг – день недели, петух – домашняя птица, лопата – ручной инструмент -Хорошо, молодцы! |
Приветствуют учителя
Выделяют звуки в словах, обозначая их буквами |
Актуализация знаний |
— На уроке мы обобщим изученное на предыдущих занятиях. Напомните, над какой проблемой вы работали? (находить орфограммы, родственные слова, различать в слове звучание и значение, составлять модели слов) -Давайте теперь попробуем определить тему урока. (Что рассказало слово) |
отвечают на вопросы
определяют тему урока |
Целеполагание |
-Какую цель поставим себе на урок? (закрепим представление о слове; его значении) |
Определяют цель урока |
Первичное закрепление: в знакомой ситуации |
— Каждое слово языка обозначает – предмет, действие или признак предмета. Все знания о мире хранятся в слове. То, что слово обозначает и есть его значение. Чем лучше мы знаем и понимаем значение слов, тем лучше знаем окружающий мир. -Откройте учебник на стр. 11 упр.10. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (описать предмет, не называя его словом) (РЕДИС, ОГУРЕЦ, ЯБЛОКО, ГРУША, ЛИМОН, КАПУСТА) — 1.Это овощ, он небольшой округлой формы, красно-белый, плод растёт в земле, листья снаружи. Его используют в летних салатах из свежей зелени. На вкус он островато-сладкий. (редис) 2.Это овощ, он продолговатой формы, зелёного цвета, водянистый, на кожуре имеются пупырышки. Растёт на вьющихся плетях. Его используют в свежем виде для салатов, а также засаливают и маринуют. (огурец) Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251 3. Это фрукт, он имеет форму лампочки, растёт на деревьях, зелёного или жёлто-красного цвета, сладкий на вкус. Его едят в свежем виде или варят из него вкусное варенье. (груша) 4.Это фрукт, он имеет шарообразную форму. Растёт на деревьях. Может быть зелёного, жёлтого или красного цвета. Сладкий и ароматный, кожура плотная, мякоть белая и сочная. Его можно есть в свежем виде. Можно сварить из него варенье, компот. Можно нарезать и засушить. Из него делают соки и детское пюре. (яблоко) 5.Это фрукт желтого цвета. Форма округлая, слегка вытянутая. Под плотной горькой кожурой спрятана сочная мякоть с кислым вкусом. Его мякоть называют цедрой. Растёт на деревьях в странах с тёплым климатом. Его употребляют в свежем виде к чаю, варят из него варенье, делают сок. (лимон) 6.Это овощ светло-зелёного цвета. Форма плода обычно шарообразная. Плод называется кочаном. Внутри кочана есть кочерыжка. Растёт на земле. Используется в свежем виде для салатов, для первых блюд (щи, борщ). Тушится, квасится, маринуется. (капуста)
-Ребята, давайте рассмотрим схему на стр.12. Давайте посмотрим, как интересно живут слова. Некоторые из них имеют значение целой группы слов.
-Растения делятся на деревья, кустарники, цветы. Они же в свою очередь имеют значение для других групп слов. Назовите их. -Что относится к деревьям? (дуб, сосна, берёза) -Что относится к кустарникам? (смородина, шиповник, сирень) -Что относится к цветам? (ромашка, василёк, незабудка)
-Какой вывод мы можем сделать? (что некоторые слова могут иметь значение целой группы слов)
|
Работают устно , по одному человеку по желанию |
Физкультминутка |
-А сейчас мы с вами поиграем в игру, НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ. Вы распределите слова в две группы небо и земля. Небо — руки вверх, земля — приседаем.
(дорога, облака, трава, звёзды, река, солнце, камни, грибы, месяц) |
Выполняют физ. упражнения |
Творческое применение и добывание знаний в знакомой ситуации |
Откройте учебник на стр.11, упр.11. Прочитайте. Что нужно сделать? (ответить каким одним словом можно заменить слова каждой строки; закончить предложения и записать их). Выполняем самостоятельно. На выполнение задания даю 3 минуты. Ромашка, василёк, незабудка – это цветы; Берёза, сосна, дуб – это деревья; Сирень, шиповник, смородина – это кустарники; Деревья, кустарники, цветы – это растения -Что вы сейчас делали? (к данным словам подбирали такое слово, значение которого могло бы их заменить)
|
Выполняют задание письменно в тетрадях, индивидуальная работа
Отвечают на вопросы, делают выводы |
Итог/рефлексия |
-Что мы с вами повторяли на уроке? (представление о слове; что оно может рассказать о предметах) — А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя солнышко, которое лежит у вас на парте. Поднимите солнышки вверх, чтобы в классе стало светлее и теплее. Если вы отлично усвоили тему урока, вам всё понятно – поднимите весёлое солнышко; если вам что-то было не понятно, есть затруднения – грустное солнышко. |
Делают выводы
Оценивают свою деятельность |