Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
Конспект урока
Открытый урок
Тема: «Обобщениезнаний по теме «Имя существительное»
Предмет: «Русский язык»
|
Никитина Ольга Владимировна учитель начальных классов МАОУ НОШ №28 |
2020 г.
Темаурока: «Имя существительное. Обобщение знаний».
Цели: подвестиитоги и закрепить знания по изученной теме.
Планируемые результаты:
Предметные:
· обобщитьзнания об имени существительном,
· уметьклассифицировать имена существительные,
· учитьнаходить признаки имён существительных,
· применятьполученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
· Извлекатьнеобходимую информацию;
· Делатьвыводы на основе сравнения и наблюдения;
· Проводитьсамопроверку и самооценку
· Самостоятельноевыделение и формулирование познавательной цели
· Структурированиезнаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устнойречи.
Личностные:
· Уметьпроводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
· Пониматьи сохранять в памяти учебную задачу урока;
· Осознаватьличную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
· Умениеработать в паре, слушать и слышать другого человека.
· Формированиеценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развитияпознавательных интересов, учебных мотивов.
1.Организационный момент..
Цель: создание условий для осознанноговхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
-Здравствуйтеребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок.
-Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Погладьтесебя по голове
Пожмитесоседу руку
Улыбнитесьдруг другу
-Вашенастроение улучшилось?
-Давайтепостараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
2.Актуализация знаний.
Цель: повторить имеющиеся уучащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализацияизученных способов действий, развитие мыслительных операций.
-Послушайтепословицу: Дерево держится корнями, а человек друзьями.
-Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
— Нам предстоитмного работать на уроке. Работать вы будете в паре. И без дружбы ивзаимопомощи, конечно, не обойтись. Поэтому вам….
1. Нужно иметьзоркий глаз
2. Уметь слушать ислышать друг друга.
Минуткачистописания
-Начнём мы нашурок с минутки чистописания.
— Отгадайте букву,которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитайслова и подбери к ним слова противоположные по смыслу. (направой половинке доски)
короткий -….(длинный)
враг — …(друг)
ночь — …(день)
злая -….(добрая)
-Какую букву мыбудем писать? Объясните свой выбор.
-Верно! Сегодня мыбудем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)
-Поставьте точкупод той буквой, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)
Включаюэкран
3) Словарнаяработа.
-Явыбрала несколько слов, которые начинаются на эту букву
Девочка, дружить, деревня, дятел, дорога, слайд 1
-Прочитайтеих и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружить — обозначает действие,отвечает на вопрос: что делать?).
-Чтомы можем сказать об оставшихся словах?
-Выписываемвсе остальные слова, ставим ударение и подчёркиваем непроверяемые безударныегласные.
Самопроверка.
Выключаю экран
3.Самоопределение к деятельности.
Цель: организация коммуникативноговзаимодействия для восприятия нового материала.
Ребята,сегодня перед уроком, я нашла на столе вот это письмо.
Давайтеего прочитаем.(один из учащихся читает).
—Внимание!Внимание!
Потеряласьчасть речи!
Просимпомощи!
ЦарствоМорфологии.
-Ребята,морфология –это наука о частях речи.
-Что будем делать? (искать)
-С чего начнём поиск? (со сбора информации)
—Какую информацию нам необходимо выяснить?
1.Как называется часть речи ?
2.На какие вопросы отвечает?
3.Что обозначает?
4.Какие имеет постоянные признаки ?
5. Как изменяется? Непостоянные признаки.
Постановкаучебной цели.
-Какова же нашаконечная цель? (ответы детей)
— Наша цель: найтичасть речи и собрать информацию о ней.
Введение в замыселурока.
-Акак называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет или кого-то, добывая информацию?(ответы учащихся)
-Мыбудем сегодня сыщиками.
— Аполученную информацию нужно куда-то записывать!
— У вас на партах лежат Листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы ибудете записывать полученную информацию об этой части речи.
Ну, что же нам пора в путь, юные сыщики! Время неждёт!
4. Работа по теме урока.
Цель: научить отличать именасуществительные от других частей речи.
1.Островок прошлого
— Часть речи, которую мы сегодня должны найтипоявилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней нам нужнозаглянуть в прошлое.
У вас на жёлтых карточках записаны слова встолбиках. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древнихлюдей раньше, чем другие? Подчеркните его.
Карточка №1 |
||
зверь звериный озверел |
рыбачить рыба рыбная |
огненный огнемёт огонь |
— А почему вы выбрали эти слова?
-Конечно, человек сначала придумал имя каждомупредмету.
— А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто?что?)
-Можете ли вы назвать имя этой части речи?
— Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
-Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?
2.Долина Окружающий мир».Включаю экран
-Первобытныелюди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
Чтобы собрать новую информацию об именисуществительном мы отправимся с вами в долину Окружающий мир
— Какие предметы относятся к окружающему миру? (предметыприроды и предметы, сделанные руками человека)
-Рассмотрите картинки, представленные на экране. Назовите их.Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь. (Корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка,линейка, змея, берёза).
Какие получились у вас слова в каждом столбике?
По какому признаку вы их делили? Объясните свойвыбор.
Самопроверка.
Выключаю экран
Как называются слова каждой группы?
— Одушевлённые инеодушевлённые — постоянные признаки имён существительных.
-Запишите эту информацию в таблицу
Физкультминутка.
А теперь вставайте, поиграем. Я называю имя существительное,если оно одушевленное, то Вы хлопаете в ладоши, если неодушевленное, топриседаете.
Морковь, заяц, ворона, мальчик, берёза, март, сон , солнце,мама, ученик, учиться.
Почему на слово «учиться» вы просто стоите? Правильно, это несуществительное, и мы продолжаем учиться. Присаживайтесь.
5. Закрепление.
3. Страна Мультяшкино.
А теперь мы отправляемся в странуМультяшкино.
Вы помните всех героев Трое из Простоквашино? Вотсейчас мы это проверим.
Возьмите зелёную карточку. Вспомни, как звалигероев этого мульфильма и найди соответствия.
кот Шарик пёс Мурка корова Матроскин почтальон Дядя Фёдор мальчик Печкин
|
-Проверим,правильно ли вы справились с заданием.
-Чемразличаются по написанию слова первого и второго столбика?
-Почемуслова во 2 столбике написаны с большой буквы?
-Какиеещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова?(нарицательными)
—Собственные и нарицательные — тоже постоянныепризнаки имён существительных.
— Запишите эту информацию в таблицу.
4. Тайны русского языка
Карточка №3 синяя
-Движемся дальше, мои сыщики. Следующая страницаТайны русского языка
— Выберите однокоренные слова к слову Зверь: дверь,звериный, зверёк, звери, зверюшка. Какой у них корень? Выделите его. Чемотличаются слово зверь и звери? Правильно,запишите в непостоянные признаки – число имени существительного: единственное имножественное.
5. Цветочныйгородок
-Ну а сейчас мыотправляемся на последнюю станцию нашего путешествия Цветочныйгород
-Кто жил в Цветочномгороде? Кто главный герой этого городка, вокруг которого крутятся все события?Незнайка считал, что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро.Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов.Вот эти слова. Левая половина доски
Составь предложения из слов. Запиши их в тетрадь 1.Росли, в, душистые, ландыш, лесу. 2. Соловьи, звонкую, песню, пел, свою. |
— Помоги Незнайке собрать предложения.
— Что называется предложением?
-Когдабудете составлять предложения, будьте внимательны! В каждом из них есть слово,в котором нужно изменить окончание — иначе предложение будет нарушена связь.
-Составлениепредложения. Запишите одно из них в тетрадь.
6.Рефлексия
Цель: зафиксировать новое содержание науроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.
1.Возвращение к поставленной цели и критериям успеха.
-Ну,что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся кпоставленной цели и выясним, достигли ли мы её?
-Какова была нашацель?(наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)
— Какуюинформацию вы собрали?
— Что такое имясуществительное?
— Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?
-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?
Учащиесяозвучивают полученную информацию
2.Горауспеха- самооценка деятельности (на доске прикреплён постер горы)
-Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различныетрудности. Это можно сравнить с поднятием на высокую гору.
-Передвами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.
Вершинагоры — Всё отлично! У меня всё получилось!
Склонгоры — Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
Подножиягоры — Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!
Домашнеезадание. Задание по карточке.
Подберите
Имя существительное собственное
|
|
Имя существительное нарицательное
|
|
Поставьте слово «Молодец» во множественное число
|
|
Поставьте слово «Умнички» в единственное число
|
|
Образуйте существительное от слова «Умные».
|
|
Лист сбора информации
Часть речи |
|
Отвечает на вопросы |
|
Постоянные признаки |
|
Непостоянные признаки |
|
Письмо
—Внимание!Внимание!
Потеряласьчасть речи!
Просимпомощи!
Царство Морфологии.
Карточка №1 |
|
||
зверь звериный озверел |
рыбачить рыба рыбная |
огненный огнемёт огонь |
|
Карточка№2
кот пёс корова почтальон мальчик |
Мурка Шарик Матроскин Дядя Фёдор Печкин |
кот пёс корова почтальон мальчик |
Мурка Шарик Матроскин Дядя Фёдор Печкин |
Карточка №3
Выберите однокоренные слова к слову Зверь:
|
дверь, звериный, зверёк, звери, зверюшка.
|