МБОУ СОШ №5
Учалинский район РБ
Учитель: Суродина Светлана Васильевна
Тема урока: «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
Урок музыки
Цели урока: Познакомить детей с историей возникновения праздника ёлки. Разучитьпесню «Здравствуй Елка!»
Задачи урока:
Создать условия для формирования исследовательских умений учащихся, умений находить и пользоваться различнымиисточниками информации. Совершенствовать навыки работы в группах, развиватьтворческое и воссоздающее воображение учащихся через взаимосвязь разныхвидов искусства: изо, поэзии и музыки, что будет способствовать воспитанию толерантности,чувства коллективизма, интереса к формам совместной работы. эмоциональномуотношению к музыке и к миру в целом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся даватьопределения общего характера музыки; исполнять песни; выполнять заданиятворческого характера.
Музыкальное сопровождение: « Здравствуй ёлка»
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор,презентация « Как ёлка наряжалась»,презентация « Снегурочка» Римского -Корсакова, слайды « Ёлочные игрушки», музыкальное приложение слайдов («Снежинкане растает», трек«Снежинка не растает», «Кабы не было зимы», «Добрый жук» иразличные виды снежинок), минусовка группы Блестящие «За четыре моря» к песне«Здравствуй ёлка», песня « Маленькой ёлочке холодно зимой», « Кто же это к нампришёл?», 6 новогодних плакатов нарисованные детьми и их родителями, выставкарисунков и детских поделок, объёмная бумажная ёлочка( в центре доски), растяжка«С Новым годом!», ёлочные игрушки сделанные самими учащимися, снежинки,различные новогодние украшения( мишура, дождь, конфетти, серпантин и мн. др.),костюм Деда Мороза, Санта – Клауса, эмблемы групп: «Снеговичок», «Ёлочка», «Снежинки»,искусственная ёлочка.
Формы работы: урок – презентация.
Тип урока: Обобщение знаний.
Методы работы:. Объяснительно- иллюстративный в сочетании с частично-поисковым, метод рассказа и беседы.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методический комментарий |
1 |
Организационный момент. Актуализация знаний.
|
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу. Приветствие учащихся. -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация проектов. “Презентация” в переводе с латинского языка обозначает представление, предъявление. Мы достаточно долго на протяжении 2 недель работали над проектом. Сегодня мы можем показать, чего добились. Представить результаты нашего совместного труда.
|
Дети входят в класс под песню « Маленькой ёлочке холодно зимой». ( приложение № 1)
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
Выбранный прием позволяет создать эмоциональный настрой на уроке. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
|
2 |
Мотивационно-целевой этап.
|
Цель: учитель на уроке создает условия для формулирования темы урока Подводящий к теме диалог. Почему стала традиция Новый год праздновать 1 января?
— В начале нашего пути работая в группах, мы поставили перед собой задачи: * собрать информацию об истории празднования Нового года; * выяснить: почему ёлку выбрали главным атрибутом праздника; * ответить на вопросы: кто такой Дед Мороз? * узнать новогодние приметы.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
Ответы детей: «Здравствуй, здравствуй Новый год!!!» ( чтение стихотворения 1 уч-ся) С Новым годом поздравляю Всех ребят, учителей; Счастья, радости желаю, Быть счастливей, стать добрей! Скоро Новый год наступит, Все подарки люди купят, Дома ёлку нарядят, Всех знакомых пригласят, Все в костюмы нарядятся, С старым годом все простятся, Новый встретят год они И зажгут везде огни! Учащиеся распределяются по группам. |
Выбранный метод позволяет связать в единое целое учебное время прошлого и настоящего уроков. Помогает постепенно осознавать предмет изучения на уроках и постановки цели урока .
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. Совершенствует навыки выразительного чтения, развивает творческое и воссоздающее воображение учащихся, что будет способствовать обогащению словарного запаса, воспитанию прекрасного, интереса к традициям праздника.
Групповая работа позволяет осознать причастность вклада школьника в результат совместной учебной деятельности, стремление к расширению круга своих возможностей.
Метод беседы помогает учащимся сформулировать тему урока и включить их в активную познавательную деятельность на уроке
|
3 |
Информационный этап.
|
Цель: Подготовить эмоциональную сферу и создать условия для восприятия информации об истории празднования Нового года. 1.Выступление группы ребят, первого ряда, об истории празднования Нового года. Учитель: (загадка) Жил я посреди двора, Где гуляет детвора. Но от солнечных лучей Превратился я в ручей? (снеговик) 1-я группа «Снеговичок» работала по сбору информации об истории празднования Нового года на Руси.
2. Выступление группы ребят, второго ряда, о главном атрибуте новогоднего праздника Учитель: (загадка) Кто на праздник к нам спешит? Чей наряд волшебный сшит Из игрушек пёстрых, Из иголок острых? Из снежинок челка, Это наша…ЁЛКА! — Вторая группа «Ёлочка» ответит нам сегодня на вопрос: почему ёлка является царицей праздника Новый год?
Просмотр презентаций « Как ёлка наряжалась», «Ёлочные игрушки». Учитель: Раньше украшали ёлку бумажными цветами, яблоками, пряниками. Затем на елках появились позолоченные и посеребрённые картофелины, они были редкостью на Руси и в Европе. Позже появились стеклянные игрушки и электрические гирлянды. — Ребята, посмотрите на нашу ёлку. Она уже начала примерять на себя новогодний наряд, а в этом ей помогали вы – ребята. (Учитель наряжает елочку игрушками сделанные детьми на уроках труда и дома с родител.). 3. Выступление группы ребят, 3 ряда, о Дедушке Морозе, а называется она… Учитель: ( загадка) С неба падают зимой И кружатся над землёй Лёгкие пушинки, Белые … СНЕЖИНКИ! -Что интересного узнали о Дедушке Морозе и Санта – Клаусе ребята из группы « Снежинки»?
Учитель: Со всех уголков страны идут от ребят письма к деду Морозу. Дети пишут дедушке круглый год. А он со своими помощниками отвечает на письма ребят. (Учитель демонстрирует письмо от Деда Мороза). Проведение физминутки: Цель: снятие эмоционального напряжения и усталости детей. — Ой, ребята, а кто это к нам стучится? (под песню « Кто же это к нам пришёл?» в класс заходят Дед Мороз и Санта – Клаус).
Подведение итога эстафеты загадок.
Учитель: — Ребята, а в каких сказках, музыкальных произведениях вы встречали образ Снегурочки? — Ребята, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение Н. А. Римского – Корсакова, оперу « Снегурочка». ( краткая характеристика прослушанного произведения) — Уже более ста лет слушают миллионы людей — и детей, и взрослых эту оперу, и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке. Краткий анализ произведения.
Учитель: Ребята, ваша задача – передать настроение песни. Спойте её звонко, весело.
Ребята, вы хорошо поработали и Дедушка Мороз приготовил для вас сюрприз. А где он может быть?
|
(2 ряда ребят являются слушателями) 1 2 3 4 Ученик: В глубокой древности начало нового года связывали с пробуждением природы, с весной. На Руси началом нового года считалось 1 марта. 5 Ученик: С принятием Христианства новый год на Руси стали праздновать по византийскому календарю – 1 сентября. Так продолжалось 200 лет. 6 Ученик: Обычай праздновать новый год ввел на Руси Петр первый. Это он своим указом в 1699 году установил отмечать новый год 1 января. Царь повелел жителям Москвы отмечать его встречу торжествами: жечь на улицах костры, украшать дома зеленью.
1 ученик: Самый главный атрибут новогоднего праздника – украшенная ёлка. Уважение к этому дереву проявляли ещё древние племена, они задабривали духа леса, который жил в ёлке. Приносили к дереву гостинцы. 2 ученик: Позже ёлку стали называть «деревом Христа» и в рождественские Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250 праздники наряжать её. 3 ученик: Царь Петр первый издал Указ, в котором говорилось, что на главных улицах, а также перед домами знатных людей должны стоять украшенные ёлки. А бедным людям повесить ветки еловые над воротами.
Учитель совместно с детьми наряжают искусственную елочку игрушками сделанные детьми на уроках труда и дома с родителями.
1 ученик: Сколько лет Деду Морозу? Точного ответа не даст никто. В любом случае, можно утверждать, что Дед Мороз родился много тысяч лет тому назад. По мнению одних «биографов», он- потомок добродушного великана Гаргона, другие считают, что прадедом Деда Мороза был Святой Николай, который очень любил делать неожиданные подарки. Сторонники этой версии утверждают, что само имя « Санта – Клаус»есть не что иное, как искажённое имя « Святой Николай». 2 ученик: В древние времена русские сказки и легенды рассказывали о Морозе – хозяине лесов и полей, злом старике, который мог погубить всё холодом. Называли его Мороз Иванович и задабривали подарками. У восточных славян есть образ Мороза – Богатыря – кузнеца, который сковывает воду « железными морозами». 3 ученик: Главным героем новогоднего праздника в России Дед Мороз стал 150 лет назад. Теперь он добрый и приносит детям подарки под ёлочку. 4 ученик: У разных народов разные Деды Морозы. Во Франции – Дед -Январь, в Германии и Австралии Деда Мороза зовут – Господин Нимант( Никто), в Англии – Батюшка Рождество, в Италии — Баббо Натали и т.д. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года объявлен город Великий Устюг.
Учащиеся приветствие Деда Мороза и Санта – Клауса. Дед Мороз: — Здравствуйте, ребята! Слышу, слышу, что разговор о новом годе ведете, о ёлке – красавице, да и обо мне не забыли. — Ребятушки, много интересного рассказали вы здесь об этом празднике, а кто из вас знает новогодние приметы? ( дети перечисляют Новогодние приметы). Санта – Клаус: — А загадки вы тоже умеете отгадывать? ( эстафета отгадывания загадок трёх групп, за каждую отгаданную загадку получают снежинку). — Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием! — Ребята, а кого же не хватает у нас в гостях, как вы думаете? ( ответы детей) Да, конечно же Снегурочки, она ещё в пути! (ответы уч – ся)
прослушивание оперы Н.А. Римского – Корсакова « Снегурочка», в сопровождении просмотра презентации к опере.
Дед Мороз -А песни новогодние вы знаете? Порадуйте, дедушку весёлой песней! ( Дети исполняют новогоднюю песню «Здравствуй ёлка!») — Ох, порадовали вы меня! — Ребята, а вы можете ответить мне на вопрос: что такое Новый год? (Ответы детей). Дети: Под ёлкой. (Дед Мороз раздает детям сладости). Дед Мороз и Санта – Клаус: — До свидания, ребята! Пора нам в путь – дорогу! |
|
В качестве подготовки к восприятию была выбрана загадка учителя, которая позволяет учащимся познакомиться с историей празднования Нового года, было выбрано это так, чтобы подготовить детское восприятие.
Просмотр презентаций «Как ёлка наряжалась», «Ёлочные игрушки».
Коллективная работа учителя и детей создаёт условия и гордость за свои достижения. Совместная деятельность позволяет обеспечить субъект – субъектные отношения по поводу задачи, деятельности, строить свои действия с учётом действий партнёра.
.
Демонстрация письма от Деда Мороза.
Физминутка(приложение №1)
под песню «Кто же это к нам пришёл?» в класс заходят Дед Мороз и Санта – Клаус
Метод театрализации.
эстафета отгадывания загадок трёх групп, за каждую отгаданную загадку получают снежинку. Загадки (приложение № 2)
Прослушивание отрывка оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка»,в сопровождении просмотра презентации к опере. Краткий анализ произведения
Исполнение песни учащимися «Здравствуй ёлка»( на мелодию песни « За четыре моря» группы « Блестящие»). Слова песни «Здравствуй ёлка» (приложение № 3) Минусовка песни «Здравствуй ёлка»
Дед Мороз и Санта – Клаус уходят. |
||||
4 |
Этап. Самостоятельная работа. |
Учитель: -Ребята, я предлагаю посмотреть и послушать материал о красоте снежинок. — А сейчас, ребята, нарисуйте каждый свою снежинку. |
Выполнение самостоятельной работы в тетрадях (рисование снежинок) |
Просмотр слайдов «Если снежинка не растает». Сопровождение песней « Если снежинка не растает», трек«Снежинка не растает», «Кабы не было зимы», «Добрый жук» и различных видов снежинок. |
5 |
Этап. Итог урока. |
Цель: подвести итог проделанной работы на уроке. Беседа с учащимися. |
Дети отвечают на вопросы, анализируют работы учащихся.
|
Важно проявить внимание к духовно – эстетического отношения детей, их эстетического сознания.
|
6 |
Этап. Рефлексия деятельности, настроения и эмоционального состояния . |
Цель: развитие способностей учащихся обобщать, анализировать свою деятельность. Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. -Вы хорошо поработали на уроке . -Я благодарю вас за работу. Мне было с вами интересно, а вам? Если вам было интересно, подарите мне снежинки, а если было скучно- подарите тучку. |
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
На данном уроке целесообразно проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце урока. Применяются фигурки с изображением тучки и снежинки. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. |
7 |
этап. домашнее задание |
Цель: повторить песне о Новом годе. Учитель пишет Д/З на доске |
Учащиеся записывают Д/З в дневники и готовятся исполнять изученную песню на Новогоднем празднике. |
Регулятивные: способность осознать уровень усвоения. |