Применение методикиопорных конспектов в своей работе
«Чувство достоинства не возникает напустом месте и в один момент, а взращивается в ежедневной упорной работе каждуюминуту и на каждом сантиметре школьной жизни, в повседневном сотрудничествеучителя и учеников. Все действия, поступки учителя, большие и малые находки,средства и приёмы обучения не будут ничего значить, если они не одушевлены этимглавным стремлением и не вытекают из воспитательной задачи»[1]. Применение этого метода, помогает мне воспитать у своих учеников веру в своисилы, в успех, ответственность и самодисциплину, культуру общения ивзаимодействия в коллективе.
В своей работе я применяю:
1) Работупо изучению теории с использованием опорных конспектов.
В зависимости от содержания темы,класса, который придет на урок, задач, которые ставятся на урок, я выбираю различныеформы объяснения: беседу, лекцию, проблемную задачу и т.д. Изложение материаладолжно соответствовать последующему конспекту, но первичный рассказ может бытьшире, интереснее, разнообразнее из-за дополнительного материала, различныхисторических дополнений, интересных материалов. В опорном конспекте должен бытьтолько материал который обязателен к усвоению. Во время первичного объясненияобучающиеся ничего не записывают, а только слушают или ведут беседу с учителем.Главное – это размышления учеников, их осознание темы, понимание объясняемогоматериала. А задача учителя — добиться, чтобы каждый ученик понял каждую частьконспекта. После объяснения материала составляется опорный конспект совместносо всеми учениками класса. В конспекте используются условные обозначения, всеформулы прописываются красным цветом, основные понятия – синим цветом,дополнения и пояснения – зеленым цветом. Далее на готовом конспекте быстроповторяется тема. После этого для проработки и запоминания даю на листочкахнеполный опорный конспект, который нужно заполнить. Данный вид работы диктуетсянеобходимостью активизации моторной памяти. В оставшееся время рассматриваем простейшиезадачи на применение данной теории. Работа с учебником и опорным конспектомпродолжается дома. Также домой даю задания, которые похожи на классные, но снебольшими изменениями. Как правило это 10-12 небольших задач.
Следующий урок начинается сповторения опорного конспекта и основных этапов решения задач. На данном этапестараюсь добиваться не машинального воспроизведения, а понимания сущностиданной темы, глубокого осмысления опорного конспекта и самостоятельногообъяснения. Для этого использую такие формы контроль как написание по памятиопорного конспекта (полностью или частично), «тихий» опрос (рассказ возлеучителя во время написания работы классом), взаимоопрос (рассказ соседу),иногда использую такой метод как «объясни другому классу» (приглашаю некоторыхучеников, которые уже прошли эту тему для объяснения этой темы параллельномуклассу).
После этого ребята смело выходят кдоске и озвучивают опорные сигналы перед всем классом. Здесь каждый получит засвои знания адекватную оценку, в большинстве случаев, положительную. Ведь передучеником лежит лист с опорными сигналами, который полностью выучен и понятсамим учеником. Ошибки, разумеется, возможны, но с каждым разом их становитсявсе меньше и меньше. Если же кто-то не смог сдать тему – может прийти в любоевремя после уроков и сдать тему учителю.
2) Методические приёмы решения задач.
— Самостоятельное воспроизведение решениязадач, решённых на доске, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
— Решение задач «в четыре руки»
— Решение задач в парах.
— Решение задач циклами по спирали спостепенным нарастанием сложности.
3) Работа по листам взаимоконтроля.
Обучение в течение какого-топромежутка времени — это одно, а контролирование полученных за определенныйэтап знаний — совсем другое. Помочь в этом случае могут листы взаимоконтроля. Онипредставляют собой сборник вопросов, отражающих изученный материал. Контроль зазнаниями учеников также важен, как и процесс обучения. Ведь если за такойбольшой промежуток времени у кого-то возникнет пробел в знаниях, вовремя непроверенных, последствия возможны различные. На учителя возлагается огромнаяответственность за качественность и полноту знаний, которые уносят с его уроковученики. Надо исключать первые же пробелы в знаниях, пока они ещенезначительны, чтобы впоследствии это не создало неисправимой ситуации дляребенка.
Вопросы для листов взаимоконтроля изадачи стараюсь составлять сама, чтобы обучающиеся не использовали ГДЗ. Письменныйответ на них занимает довольно много времени, поэтому предлагается устнаяработа с листками взаимоконтроля, причем учитель непременно должен дать ответына все вопросы. А уже после этого ребята готовятся к тому, чтобы отвечатьсамостоятельно, но уже на следующем уроке. Этот урок можно назвать обобщающимили урок-зачёт. Детальное объяснение каждого вопроса учителем облегчаетподготовку. Но, тем не менее, могут появиться те личности, у которых какая-точасть вопросов западает. Опрос происходит в циклах, ребята разделяются нагруппы отвечающих. Учителю не обязательно опрашивать всех по всем вопросам.Достаточно задать определенное минимальное количество вопросов ученику, чтобыпонять какой процент вопросов, возможно, не подготовлен. В первом потокеотвечают более сильные ученики, это улучшит подготовку остальных во второйгруппе. Несколько раз, прослушав ответ на один и тот же вопрос, сначала ответучителя, затем ответ товарища, трудно не суметь ответить самому. Но такиеученики имеются, кто или в силу слабой памяти, или в силу своей нерадивостивынуждены просить помощи, но теперь не у учителя, а у товарищей. К таким ребятамсразу прикрепляется ученик из числа ответивших, которому поручается сначалаобъяснить непонятное, а затем провести итоговый опрос. Такие консультанты неостаются без привилегий. Но не только в этом суть терминавзаимоконтроль. Подготовка к опросам проходит при активнойвзаимопомощи, общении, контактировании и сотрудничестве.
4) Открытые домашние задания.
Для домашних работ я составляюнебольшие брошюры с заданиями различной сложности. Как правило брошюра содержитпорядка 150-200 заданий. Цветом выделены обязательные и сложные задания,которые ребята выбирают и решают самостоятельно. От того, какие задачи выбраны,будет зависеть их отметка. В конце изучения темы проводится релейнаяконтрольная работа по ключевым задачам домашних работ.
5) Табель с оценками.
Теперь обратимся к форме оцениванияответов, как письменных, так и устных. Контроль должен быть доброжелательным,соответствующим силам ученика, его способностям. За безукоризненновыполненную письменную работу без каких-либо дополнительных требований должнабыть выставлена только пятерка. Это значит, что у каждого школьника появляетсявозможность в любой день и на любом уроке начать жизнь сначала!.[2] Методуопорных сигналов сопутствует табель, туда вносятся все полученные оценки,какими бы они ни были, но любую неудовлетворяющую ребенка оценку он вправеисправить, при этом в табель она записывается карандашом. Это очень удобно.Ребята получают возможность отчасти самостоятельно контролировать собственнуюуспеваемость, демонстрировать свои успехи перед товарищами.
Таким образом, система оценивания,предлагаемая В.Ф. Шаталовым обладает следующими преимуществами по отношению ктрадиционной:
1. Бесконфликтность в оцениваниизнаний: ученик сам видит и может сравнить свои успехи с одноклассниками,понимает, что всё зависит только от него, его прилежности и способностей
2. Номера упражнений длясамостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы и продифференцированы.
3. Увеличение количества оценок.
4. Гласность успехов каждого,открытые перспективы для исправления и роста.
Блочную систему Шаталова я используюуже два года, и убедилась в том, что эта система помогает развить умениевыделять главное, анализировать, создавать свои «точки опоры» для понимания изапоминания материала. Развивать зрительную память, обобщать и повторятьизученное. Об этом говорят результаты моей работы в данной школе. 16 обучающихсяпо физике и 12 обучающихся по математике участвуют в региональном этапеолимпиады ВсОШ. 5 человек ездят регулярно в Сириус и МФТИ, уровень качества -85% (до моего приходы в данную школу и работы по данной методике было 7%),успеваемости — 100% (в 2019-2020 году этот процент составлял – 72%).