X-PDF

Взаимосвязь между теоретическими и специальными дисциплинами-залог успеха в обучении

Поделиться статьей

ДШИ №5.

 

 

 

 

 

Методический доклад.  

 

 

«Взаимосвязь между теоретическими

и специальными дисциплинами —

залог успеха в обучении.»

 

 

 

Преподаватели: Полупан

Наталья Григорьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майкоп

Взаимосвязь между теоретическими испециальными дисциплинами.

   «Учитель игры на любом инструменте…должен быть одновременно иисториком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта иигры на фортепиано» — утверждал советский педагог и пианист Г.Г Нейгауз.

         Проблема музыкального воспитания заключается в том, что каждый преподавательработает в своей «стихии». Педагоги по специальности стремятся, прежде всего,выполнить годовые требования учебной программы, подготовить своих учеников кзачетам и экзаменам. А преподаватели теоретических дисциплин считают основнойцелью своего предмета-воспитание музыкального слуха. Получается, что неттесного сотрудничества, не ведется совместная работа над развитием ивоспитанием ребенка. Музыкально эстетическое развитие ученика получаетсяодносторонним. А реализация межпредметных связей, исполнительских и музыкальнотеоретических дисциплин является залогом успеха и воспитания обучающихся науроках специальности.

      Учебные предметы в ДШИ должны воспитывать всесторонне гармонично развитуюличность, поэтому возникает необходимость установления межпредметных связей изадач. Школьник, получая знания посредством изучения отдельных предметов, невоспринимает целостно учебный материал- в результате этого возникает потребностьпреодолеть это противоречие путем использования межпредметных связей.Содержание конкретного урока должно быть взаимосвязано с содержанием другихуроков и предметов, что сделает завершенный период процесса обучения целостным.Теоретическое обобщение знаний и активизация учебной деятельности складываетсяиз нескольких факторов: методы должны быть обоснованы для каждого конкретногоурока, сотрудничество преподавателей разных дисциплин, изучение педагогическогоопыта.

                 Межпредметные связи делают знания более прочнее и глубже, направлены на болеебыстрое развитие ученика — музыканта.  Занятия по сольфеджио и уроки игры наинструменте соприкасаются на всем протяжении обучения. Ученики начинаютпонимать, что без развития слуховых представлений снижаются успехи в игре намузыкальном инструменте, а одну из важнейших форм работы-анализ музыкальныхпроизведений, можно построить путем связи со специальным предметом.

        Для этого репертуар для тематического анализа может быть предложен учениками изпроизведений по специальности, что значительно облегчает их работу по изучениюи запоминанию текста на инструменте. В основе предметов слушания музыки имузыкальной литературы лежит слуховое восприятие, которое учит пониматьхудожественную сущность музыкальных произведений и питать художественнымивпечатлениями от прослушивания разнообразной музыки, а затем оттачивать ее в практикеисполнения на уроках специальности.

     В данной работе остановимся подробно на интеграции предметов в музыкальнойшколе. На уроках слушания музыки ученики начинают изучать основные жанры (песня,танец, марш), малые формы, средства музыкальной выразительности, способыизложения музыкальных тем, инструменты. Для раскрытия этих урока учащиеся демонстрируютпьесы, выученные на уроках специальности. После прослушивания каждый ученикдает название произведению, определяет средства выразительности, которыеиспользовал композитор, определяет форму.

         При изучении тем курса музыкальной литературы вызывает наибольшее затруднение -«сонатная форма». Каждый преподаватель специальных дисциплин понимает, чторедкий ученик способен сам, без помощи учителя, разобраться в этой форме.Поэтому на уроке специальности на музицирование, не остается времени. Здесь напомощь должны прийти знания по музыкальной литературе.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

       На втором году обучения ученики знакомятся с элементами музыкальной темы, ееизменениями в разных пьесах. Далее эти превращения происходят внутри одногопостроения. Так возникает определённый сюжет и действие, которое подводит нас кизучению особой формы-сонатной, содержанием которой является показ контрастныхобразов, их взаимодействие и развитие. Например, слушая и разбирая сонаты, детизамечают, как легко одна тема следует за другой, как автор помещает их в разныеситуации, и они изменяют лад и характер.

        В дальнейшем на уроках музыкальной литературы учащиеся разбирают сонатную формуболее подробно и область ее применения в разных жанрах музыки- симфониях,увертюрах, концертах, сонатах. Уже в младших классах по специальности ученикисталкиваются с миниатюрными моделями сонатной формы- сонатиной.

           Рассмотрим разбор первой части Сонатины А.Лавиньяк.Соч.23.№2. на музыкальнойлитературе в качестве домашнего задания с учащейся 5 класса фортепианногоотделения А.Мугу

Преподаватель:Амина, расскажи, пожалуйста, о форме твоей сонатины?

Ученица:Первая часть написана в сонатной форме. В ней три раздела-

экспозиция,разработка, реприза. Первый раздел –экспозиция.

Главнаяпартия сонатины имеет яркий, жизнерадостный характер, состоит из двух элементов.Второй элемент более напевного характера. Звучит в основной тональности Gdur. Побочная партия –написана в контрастной динамике(пиано), в Ddur певучая, нежная.

Следующийраздел- маленькая разработка. В ней используется интонация побочной партии. Врепризе обе темы звучат в основной тональности, что сглаживает их контраст.

Преподаватель:Покажи нам на инструменте главную и побочную партию в экспозиции, и сравни срепризой.

Наданном примере мы видим, что знания, полученные на уроках музыкальнойлитературы ученица будет использовать на специальности.

            Большое значение для обучения учащихся струнно- смычкового класса имеет работанад концертом, как одной из важных форм изучаемая на уроках музыкальнойлитературы. Подготовительным этапом к концерту служит концертино.

         Рассмотрим пример работы над крупной формой во 2 классе скрипки с учащейсяРумянцевой Богданой. После выбора произведения преподаватель объясняет, чтоозначает термин «Концертино». В качестве домашнего задания ученице предлагаетсяпрослушать это произведение на электронном носителе и познакомиться с биографиейкомпозитора, его творчеством и эпохой. Затем, на уроке музыкальной литературы,с преподавателем теоретических дисциплин разбирается форма этого музыкальногопроизведения, границы основных разделов, фразы, предложения, тональный план, характер,т.е. делается краткий музыкально теоретический анализ произведения. Вдальнейшем это будет способствовать быстрому ориентированию ученика на урокеспециальности.

РумянцеваБ.(ученица) в качестве домашнего задания ознакомилась с творчеством немецкогокомпозитора Ф.Кюхлера. Прослушала Концертино G dur. op 11. в исполнении других музыкантов.

         На уроке музыкальной литературы вместе с преподавателем Богдана сделала разборэтого произведения. Преподаватель; в какой форме написано «Концертино»? Ученица;в «Концертино», как и в любом концерте три части. Я буду исполнять первуючасть, которая написана в форме сонатного аллегро.

Преподаватель;давай вспомним, сколько разделов в форме сонатного аллегро? Назови их.

Ученица:три раздела-экспозиция, разработка, реприза.

Преподаватель:давай определим границы этих разделов.

Ученица:первый раздел называется экспозиция, где композитор знакомит с основнымимузыкальными темами. Главная партия звучит в тональности G dur, мягкая и певучая. Небольшая связка приводит нас в тональность D-dur, вкоторой звучит побочная партия. Между ними нет большого контраста, толькотональный, они обе лирические.

Преподаватель:как называется второй раздел и покажи границы раздела.

Ученица:разработка.

Преподаватель:покажи репризу и чем она отличается от экспозиции.

Ученица:главная и побочная партия звучат в основной тональности.

Ученицаисполняет концертино целиком по просьбе преподавателя. 

        Тема, рассмотренная в докладе, очень актуальна, и используется впедагогической практике на уроках теоретических дисциплин и специальности внашей школе. Таким образом, межпредметные связи являются важным средствомнаиболее всестороннего развития ребенка и способствуют достижению большегоэффекта в общем гармоничном развитии обучающихся.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет