ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А.Смотряева
МАОУ Домодедовская средняяобщеобразовательная школа №7 с УИОП
«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости илюбознательности». (В.А. Сухомлинский).
Игровая технология занимает важное место в учебно — воспитательномпроцессе, так как способствует воспитанию познавательных интересов иактивизации деятельности учащихся. Игра — это наиболее эффективный инаиболее естественный для ребенка способ познания мира. Вы хотите научитьдетей вежливости и трудолюбию — играйте с ними. Вы хотите научить ребенкабуквам и цифрам, привить ему любовь к учебе — играйте с ним. Для детей игра –это жизнь, учеба и работа.
Игроваятехнология – самая актуальная для начальной школы. Благодаря ейзакладывается основа формирования учебной деятельности ребенка. Первый год обучения является стартовым икрайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно вэтот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Значениеигры для младшего школьника огромно:
1)правильно организованная, с учётомспецифики материала, игра тренирует память, помогает учащимся выработатьречевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственнуюдеятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра — один из приёмов преодоленияпассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несётответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результатесвоей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться сзаданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособностивсех учащихся.
Игровые технологии позволяют сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочеенастроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игровые технологииможно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, чтоначальная школа — новый этап в жизни детей: из детского сада — в школу, в миручителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время -сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а,наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальныхклассов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почтиежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными иинтересными. Вот здесь на помощь приходят уроки — игры, уроки -путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду страдиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву длялучшего восприятия большого и сложного материала.
На таких урокахученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которыеучатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок
построен в форме соревнования, то,естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, чтосвидетельствует об успешности урока.
Понятие «игровые педагогическиетехнологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организациипедагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообщепедагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной цельюобучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут бытьобоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательнойнаправленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуацияклассно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в такназываемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровуюдеятельность детей.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровыхприёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулированияучащихся к учебной деятельности.
Реализация игровыхприёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровойзадачи;
· учебная деятельность подчиняется правилам игры;
· учебный материал используется в качестве её средства,
· в учебную деятельность вводится элемент соревнования, которыйпереводит дидактическую задачу в игровую;
· успешное выполнение дидактического задания связывается сигровым результатом.
·
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому,что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенныезнания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать тоили иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить,повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует болееглубокому усвоению пройденного материала.
Одно из эффективных средств развитияинтереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами,используемыми на уроках, дидактическая игра.
Дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровойситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться навсех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуреурока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в началеурока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятиюучебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельностимладших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Ценность дидактических игр заключается и втом, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая другдругу и взаимно себя проверяя.
Разнообразные дидактические игры можновзять из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе сприменением ИКТ» из серии «Современная школа».
С помощью увлекательных игр на урокахобучения грамоте ребенок изучает буквы, учится читать, запоминаетправильность написания слов, осваивает основы фонетики.
Любая игра, и не только относящаяся кразделу логические игры, развивают логические способности ребенка, егофантазию. Первоклассники любят выполнять графические диктанты, раскрашивать получившиеся фигуры, давать им названия и придумывать небольшие истории проних. Это способствует развитию воображения детей.
Уроки русского языка для многихучащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса.Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.
Чтобы пробудить интерес к занятиям,повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разныхэтапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыханиипроходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов снепроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное илогическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать,тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащаютлексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова. Большинствотаких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение котороговыполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игрусоревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Развивать детям фонематический слух ипамять, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи. Надо проговаривать их сначаламедленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. В 1 классе полезнопроводить речевые разминки.
Одна из самых сложныхзадач, стоящих перед первоклассником – научиться правильно и красиво писать.Пальчиковые игры на уроках в этом очень сильно помогают.
Пальчиковые игры -это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Входе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигаетхорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятноевлияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Первоклассника спомощью игровых ситуаций нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычноерешение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучнойи утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательныйхарактер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватываетдетей, и они с удовольствием выполняют задание Можно использовать такие игры «Забей мяч в ворота» для устного счета, «Велотрек» -круговые примеры и другиесоревновательные игры по рядам или по командам. При использовании игр и игровыхситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Всезависит от профессионализма и творчества учителя.
Урокиокружающего мира пройдут более эффективно, если это будут уроки-путешествия,уроки – исследования. Привлекательность игры заключается ввозникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Привлекательностьигр обеспечивают:
· игровой сюжет
· возможность действия для каждого ученика.
· игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнениебыло связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны бытьдоступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры изадания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнениекоторых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
· вариативность – в игре не должно быть единственно возможного путидостижения цели.
К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздоболее интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенкаименно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, иследы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»
Можновыделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не простопривлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:
-Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок самопределяет цели и средства.
— Возможность творчества. Игра представляет собой возможность творить .
Для младшего школьного возраста характерныяркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Детисвободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступаеткак метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современнойшколе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, повышение качества образования игровая деятельность используется в следующих случаях:
· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы идаже раздела учебного предмета;
· как элемент более обширной технологии;
· в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,закрепления, упражнения, контроля);
· как технология внеклассной работы.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, котораяпозволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся натворческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоциональноокрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологическиепроцессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, чтоона способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом,усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вноситразнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенностисовременного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмериморасширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио,компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объеминформации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценкии отбора получаемой информации.
Оченьважно сегодня в ходе игры вернуть детям живое общение друг с другом, учить ихполучать радость от совместной игры на уроке, во внеурочной деятельности, учитьвзаимопомощи выручке.
В настоящее время идётпоиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно статьсоздание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждогоконкретного ребёнка. Этому достойно может послужить именно игра -важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня естьпотребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всехвозрастов.
Главное значение этихигр в следующем:
· Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;
· Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоциональнонасыщенным;
· На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радостьумственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, котороедоставляет решение учебных задач;
· Активизируется учебно-познавательная деятельность младшихшкольников;
· Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание,увеличивается работоспособность.
В современной школе возникаетнасущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и вактивных формах обучения в частности. К таким активным формам обученияотносятся игровые технологии.
Списоклитературы.
1.600 творческих игр для больших ималеньких. А. Лопатина, М. Скребцова, серия «Образование и творчество», Москва« Философская книга» 2014г.
2.Настольная книга классного руководителяначальной школы, Е.В.Горлова, серия «Библиотека учителя». Ростов –на Дону,Феникс, 2010г.
3.Дидактические иразвивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электроннымприложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современнаяшкола).
4.Речь, логика, память,внимание. Воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. /Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2009.-192с ил.
5. Н.Ф.ВапнярКарточки с математическими заданиями для 1 класса трехлетней начальнойшколы, Москва Просвещение, 1989.
6. Узорова О.В.,Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2005
7. Калугин М. А.Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006