Дата:20.01.23г.
Класс-8
Предмет: Химия
Тема: Массоваядоля растворенного вещества.
Цель урока: Сформироватьумение выражать состав раствора через массовую долю растворенного вещества иопределять состав раствора по массовой доле растворенного вещества. Научитьприменять полученные знания на практике, отработать навыки химическогоэксперимента.
Задачи.
Образовательные: Закрепить понятия:“растворы”, “растворитель”, “растворенное вещество”, “массовая доля растворенноговещества”. Обобщить имеющиеся знания.
Воспитательные:
Воспитывать внимание и самостоятельность при повторении изакреплении материала, способность рассуждать объективно и логично, с учетомсвоей точки зрения. Совершенствовать навыки химическогоэкспериментирования, воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьномуимуществу;
Развивающие:
Развиватьсамостоятельность, творческую активность, логическое мышление, умениеанализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к химиикак науки
Метапредметные развитиеречи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы,формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правилтехники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности.
Предметные сформировать у учащихся осознанноепонимание темы «Массовая доля растворенного вещества в растворе», научитьприменять полученные знания на практике.
Формы организации познавательнойдеятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, этикеткаот 9% р-ра уксусной кислоты, капли назальные 0,1 %, раствор йода 5%, растворбриллиантового зеленого 1%, раствор перекиси водорода 25%.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
II. Проверка усвоения предыдущего материала.
Проводится фронтальный опрос.
Чтотакое растворы?
Растворы –это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества,растворителя и продуктов их взаимодействия.
Чтотакое суспензия? эмульсия? Приведите примеры.
Чтотакое растворимость?
Какиерастворы называют насыщенными, а какие ненасыщенными?
Морскаявода – это раствор, эмульсия или суспензия?
III.Актуализация знаний.
Растворы имеют большое практическое значение. В растворахпротекают химические реакции, лежащие в основе обмена веществ в живыхорганизмах, растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различныхлабораториях. Значимость растворов диктует необходимость умения ихприготавливать.
Мы изучаем химию,чтобы полученные на уроках знания могли применять на практике.
Как приготовитьраствор для засолки огурцов?
Как приготовитьраствор для промывания горла при ангине?
В какомсоотношении брать воду и соль?
На сегодняшнемуроке мы научимся готовить эти и другие растворы.
IV. Изучение нового материала
В зависимости от того, сколько растворенного вещества содержитраствор, растворы делят на концентрированные и разбавленные.Если в определенном объеме раствора содержится мало растворенного вещества,такой раствор называется разбавленным,если много – концентрированным.
Мы можем видеть, что раствор — этосистема (гомогенная), которая состоит из молекул растворителя и частицрастворенного вещества. Масса всего раствора складывается из суммы масс егокомпонентов.
Отношение массы растворенного вещества кмассе всего раствора называют массовой долей растворенного вещества.
Массовая доля растворенного вещества обозначается W:
где
ω – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Массовая доля выражается в процентах или в долях от единицы.
«Массоваядоля растворенного вещества» — это один из способов выражения концентрациирастворов.
Если массовая доля растворенного вещества, напримерсахара, равна 2%, то это означает, что в 100 г раствора содержится 2 г сахара и98 г воды.
На этикетках некоторыхрастворов написано процентное содержание растворенного вещества. Например: 9%раствор уксуса (это значит, что в 100 г этого раствора содержится 9 гуксусной кислоты и 91 г воды), 5% спиртовый раствор йода (это значит,что в 100 г этого раствора содержится 5 грамм йода и 95 г воды).
На практике часто требуется приготовить раствор вещества сзаданной массовой долей.
Пример: Я предлагаю вам произвести всетеоретические расчеты, и подготовиться, таким образом, к практической работе. Ужена следующем уроке вы будите самостоятельно готовить такие растворы.
Для того, чтобы приготовить 250 г 2% раствора соды, вам необходимо вычислить массу растворённого вещества в данномрастворе и массу воды.
(На доске учитель записывает условие задачи,формулу нахождения массовой доли растворенного вещества и решение. Особыйакцент делается на том, что мы по формуле находим массу воды, которую затемдолжны перевести в объм)
Дано: ω %= m в-ва / m р-ра . 100%
ω%=2%
m (р-ра)=250г
m(соли)=? m(соли)= m(р-ра) • ω /100%
m (воды)=? m(соли)=2%•250г/100%=5г
m(воды)=250г-5г=245г
Изкурса физики мы знаем, что плотность воды 1г/мл . Значит поформуле V=m/ ρ,мы можем определить объем воды:
V=245г/1г/мл= 245 мл.
Вывод: чтобы приготовить 250 г 2 % растворасоды, необходимо на весах взвесить 5 г пищевой соды и с помощью мерногоцилиндра отмерить 245 мл воды. Все соединить в колбе.
V.Закрепление знаний
Задача 1. Для промывания носа при насморке применяют раствор хлориданатрия – 10 г соли растворяют в 100 мл воды. Вычислите массовую долюрастворенного вещества.
100 мл воды*1 г/мл=100 г
m раствора = m воды + m вещества=100+10=110 г
w NaCl=m NaCl/ m раствора *100%=10/110 *100%=9.09%
Задача 2. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли – 4 гна 50 г воды. Вычислите массовую долю растворенного вещества.
50 мл=50 г воды
m(р-ра)=50+4=54 г
w(соли)=4/54х100=7,4%
Задача 3. Для дезинфекции раниспользуют 5% раствор марганцовки (KMnO4). Какую массу марганцовки и воды надовзять для приготовления 200 г раствора.
Найдем массу марганца необходимую для приготовления 5%-ногораствора, используя формулу для расчета процентной концентрации:
W(в-ва) = m(в-ва) / m(р-ра) • 100%.
m(KMnO4) = W(KMnO4) • m(р-ра) / 100% = 5 • 200 / 100 = 10 г.
Масса воды для приготовления раствора:
m(H2O) = m(р-ра) — m(в-ва) = 200 — 10 = 190 г.
VI. Подведение итогов урока. Оцениваниеработы учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание. п. 34,стр 114-116, № 6 стр 116.
Проверила зам. директора поУР: Салманиева Я.Н.