X-PDF

Планирование проекта Каша — здоровье наше

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное образовательное учреждение

«Детскийсад «ХХХХХ»

 

 

 

 

 

Проект «Каша – здоровье наша»

Группа№21  (3-4 года)

 

 

 

                                                                                                 Воспитатель :  

ХудяковаМ.В.         

 

 

 

 

 

 

 

 

П.Рефтинский

2020.

Пояснительнаязаписка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главныхзадач развития страны.

Проблема воспитания личнойзаинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы являетсяособенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детейдошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленногоотношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте врезультате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общаявыносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые дляполноценного развития личности.

Именно сейчас наиболее актуальным сталополучение новых знаний о правильном и здоровом питании путем вовлечения детей втворческо-познавательный процесс.

 

Проблема– незаинтересованность родителей и незнание детьми основных правил здоровогопитания.

Вывод:разработать и систематизировать работу по созданию условий по ознакомлению изакреплению знаний о правильном питании.

 

 

ПАСПОРТПРОЕКТА

Базареализации проекта: Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский,группа №5.

Цельпроектаизучитьполезные свойства каши

Задачипроекта:

1.Познакомить с полезными свойствами каш;

2. Расширить понятия о правильном и здоровом питании

3. Просветить и приобщить родителей к проблеме правильногопитания.

4. Обогатить развивающую среду в группечерез изготовление дидактических игр и пособий.

Типпроекта: практико – ориентированный,краткосрочный.

Длительностьпроекта: 2 недели.

Участникипроекта:

·       Дети дошкольного возраста

·       Родители воспитанников

·       Воспитатель

Продукт проекта: беседы, чтение художественной литературы,дидактические игры и упражнения, продуктивная деятельность, сюжетно-ролевыеигры, эксперементирование.

Предполагаемый результат проекта— дети знают основные виды каш, как они готовятся, их пользу.

Основыные этапыпроекта:

·       Подготовительный — подготовка наглядногоиллюстративного материала, подбор необходимой литературы, разработкамероприятий работы с детьми, разработка мероприятий работы с родителями.

·       Формирующий этап – реализация проекта.Чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,эксперементирование, продуктивная деятельность, выставка работ, и памятки дляродителей.

·       Заключительный – обобщение и анализрезультатов работы по проекту.

Краткаяаннотация проекта: Проект предполагает организациювоспитательно – информационной работы по плану мероприятий. Реализацию задачосуществить через непрерывность воспитательно – информационного процессадетского сада, тесную связь с семьей. Осуществить приемственность детского садаи семьи. Все это позволит оптимально решить основную задачу – приобщение детейи их родителей к соблюдению норм личной и коллективной безопасности.

Содержаниеработы над проектом по этапам.

Этапы

Содержание работы

Педагога с детьми

Педагога с родителями

Ι этап

 

Подготови –

тельный

1.     Подготовка наглядного иллюстративного материала

2.     Подбор необходимой литературы

3.     Разработка мероприятий работы с детьми

4.     Разработка мероприятий работы с родителями

 

Помощь в подготовке предметно – пространственной среды.

ΙΙ этап

( Основной)

1.     Информационные беседы с использованием демонстрационного материала «Что такое злаки?»

2.     Просмотр видео ролика о пользе каши

3.     Дидактическая игра «Как приготовить кашу»

4.     Сбор коллекции круп

5.     Сюжетно-ролевые игры: «Повар», «Пересыпание круп», «Покорми петушка», «Завтрак».

6.     Дидактические игры «Крупинки — придумки», «Сухой басейн», «Золушка».

7.     Экскурсия на кухню

8.     Разучивание стишков и песен про кашу.

9.     Разбор пословиц и поговорок о каше.

10.  Чтение сказки братьев Гримм «Горшочек каши»

11.  Чтение сказок «Каша из топора», «Сказка о гречневой каше», «Про кашу».

12. Изготовление коллективной работы нетрадиционным способом, используя различные крупы.

1.     Оформление выставки детских творческих работ по.

2.     Информационные стенды для родителей.

3.     Изготовление буклетов для родителей «Польза каши».

III Этап

( заключи-

тельный)

1.     Фотоотчет по проведенным мероприятиям

2.     Итоговое мероприятие «Каша матушка наша!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сказки про каши.

Каша из топора

Шел старый солдат домой на побывку. Долгошел, притомился. Да и есть захотелось. Дошёл до деревни, постучался в крайнююизбу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь отперла старуха:

— Заходи, служивый…

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекуситьчего?

Старуха богатая, да скупая, зимой льду невыпросишь:

— Ох, добрый человек, сама сегодня ещёничего не ела… Нет ничего!

— Ну, на нет и суда нет, — говорит солдат.

Тут он приметил под лавкой топор безтопорища:

— Коли нет ничего иного, можно и из топоракашу сварить!

Хозяйка руками всплеснула:

— Как так из топора кашу варить?

— Дай-ка котёл, покажу тебе, как кашу изтопора варят.

Принесла старуха котёл. Солдат топорвымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдатаглядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево, попробовал…

— Ну, как? — спрашивает старуха.

— Скоро будет готово, — отвечает солдат, —жаль, что вот соли нет.

— Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал:

— Эх, кабы сюда да горсточку крупы!

Старуха принесла из чулана крупы:

— Ну, на, заправь, как надо…

Варил, варил солдат, помешивал кашу.Глядит старуха, оторваться не может.

— Ох, и каша хороша! — хвалит солдат, —кабы сюда да чуточку масла, вовсе было бы объедение!

Нашлось у старухи и масло, помаслили кашу.

— Ну, бери ложку, хозяюшка!

Стали кашу есть, да похваливать.

— Вот уж не думала, что из топора эдакуюкашу сварить можно! — дивится старуха.

А солдат ест, да посмеивается.

Про кашу

Жили старик со старухой, да так бедножили, что есть у них было совсем нечего. Старушка возьмёт затопит печку,поставит горшок пустой в печь – большой-пребольшой – и приговаривает:

— Лейся, вода, лейся, вода.

Глядь — а у ней уже полный горшок водысделался. Тут она опять и приговаривает:

— Гусни, хрясни, гусни, хрясни (каша чтобыгустела, хрястела).

Вот у неё полон горшок и наваритсякаши-то. Сядут, поедят с дедушкой.

Один раз бабушка ушла в деревню на беседу.Дедушка сидел-сидел на печке — так ему каши захотелось поесть! Взял, затопилпечку (как бабушка делала), поставил пустой горшок в печку и заторил:

– Лейся, вода, лейся, вода.

До того доторил, что полна изба водынабралась. А второй-то приговор он и забыл. Как вспомнил – заторил сразу:

– Гусни, хрясни, гусни, хрясни, – долго онтак торил. У него всё в избе-то загусло и захрясло, кашей всё сделалось,испугался он.

Сидит дедка на печи и не знает, чтоделать. Взял ножик, взял полено для лучин у старухи, сидит на печи, делаетлопату: кашу так есть.

А в это время старуха вернулась иколотится у двери (дверь-то он заложил).

– Дедко, пусти!

Он отвечает:

– Подожди, старуха, полну избу кашинаварилось.

Старуха за дверьми ругается.

– Э, старый черт, открывай скореедверь-то!

– Обожди, старуха, вот сделаю лопату –отгребу, и зайдёшь кашу есть.

Ел старик кашу, ел, а она все не убывает.А старуха всё за дверьми сидит. Надоело ждать старухе. Опять кричит за дверью:

– Открывай, старый черт, долго ли яждать-то тебя буду?

– Обожди, старуха, отгребу немножко – изайдешь!

Сколько поел старик, а остальное лопатойотгрёб. Взошла старуха к старику на печку. Сделал старик лопату старухе и сталицелую неделю кашу есть.

Сказка о гречневой каше

Один раз селпоросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть.К нему сзади потихоньку подкрался волк, который хотел съесть поросенка сгречневой кашей.

А к нему сзади неслышноподполз тигр, который хотел съесть поросенка и волка с гречневой кашей.

А к нему сзадиподошел медведь, который хотел съесть поросенка, волка и тигра с гречневойкашей.

А к нему сзадиподобрался слон (с подушками на ногах, чтобы не топать), который хотел съестьпоросенка, волка, тигра и медведя с гречневой кашей.

А к нему сзадиподлетела маленькая пчелка, села слону на хобот и глаза страшные сделала.

– Ой, кто это?! —затрубил слон.

– Ой, кто здесь?!— обернулся и заревел медведь.

– Ой, кто здесь?! —обернулся и рявкнул тигр.

– Ой, кто здесь?!— обернулся и взвыл волк.

– Ой, кто здесь?!— обернулся и взвизгнул поросенок.

– Ой, мамочки! —испугалась гречневая каша.

Ой! Ой! Ой!

И все они кинулисьот испуга в разные стороны.

Так в тот деньникто никого и не съел.

Беседы о злаках:

 

Ячмень

Колосячменя напоминает ржаной колосок, только тонкие отростки на колоске — остьядлиннее, чем у ржи. Они похожи на острые колючие усы. Поэтому в народе говорят:«усатый ячмень».

Вполе ячмень высевают позже ржи, когда ржаной цвет чуть покажется. Народпримечает: «Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила». Иеще: «Пришла пора ячмень сеять, когда шишки на елках станут красными, а насосне зелеными». В Пахомов день, 28 мая, обычно сеют ячмень. Это один издревнейших злаков, который возделывают люди. Его зернышки археологи находят прираскопках стоянок древнего человека.

* **

Колосок ячменя

Наладони у меня

Желтыйколос ячменя.

Колосок,как будто дом,

Многокомнат в доме том.

Вкаждой комнате — зерно,

Спелостьюоно полно.

 

Родинаячменя — Азия, с незапамятных времен его выращивали в Древней Греции, Египте иДревнем Риме.

Ячменьочень неприхотливое растение, не боится ни холода, ни засухи. Хорошо растет всеверных районах, даже за полярным кругом. Во многих странах ячмень возделываютна высокогорных полях. Например, в Индии он растет на полях, расположенных навысоте пять тысяч метров над уровнем моря.

♦Почему же так полюбился людям этот злак?

Нетолько потому, что неприхотлив, но и потому, что в его зернах много белков,углеводов, аминокислот и растительных жиров.

Иззерен ячменя варят сытную перловую кашу. Ее очень любил русский царь Петр I.

Русский царь Петр I

Разныецари бывают на свете! Одни любят поесть, потанцевать на балах, другие затеваютс соседями войны.

Жилв России царь. Звали его Петр I. Он отличался от других царей.

Ходилв простой одежде, любил работу и мечтал построить для страны флот из хорошихпрочных кораблей, а еще хотел создать город — самый прекрасный на земле!

Царьездил учиться в другие страны, смотрел, как строят там корабли, какие каменныедома возводят, каковы обычаи, как люди живут. Все самое хорошее у соседейперенимал.

Царьи сам был отменным строителем, учился в специальных академиях, многое узнал.

Жилон просто, не по-царски. Когда ему в роскошных каретах разъезжать! А есликарета была нужна, его помощник граф Меншиков, давал ему свою богато украшеннуюкарету.

Ачто царь Петр I ел?

Питалсяон просто, скромно и как многие русские люди любил каши.

Давайтевспомним, из чего на Руси каши варили? Пшенную — из проса, манную — из пшеницы,гречневую — из гречихи, овсяную — из овса.

Ноцарь больше всего любил кашу перловую. Варили ее из ячменя.

Сеютячмень позже ржи, когда калина покраснеет, а береза листочки выпустит. Обычно,это время — конец мая, Пахомов день (28 мая).

Почемуже царь Петр I, который мог себе разные разносолы заказывать по утрам, елперловую кашу?

Хорошопроваренная, она очень вкусная, сытная. А в зернах ячменя содержится многополезного — белков, углеводов, аминокислот и растительных жиров.

Наестсяцарь Петр I перловой каши и сыт до обеда!

Советуеми вам ее есть. А еще добавлять в супы: в грибной, картофельный, уху.

Непожалеете!

♦Любил ли царь Петр I роскошь?

♦Чем он занимался?

♦Какой город построил Петр I?

♦Чем питался царь?

♦Какая была у него любимая каша? Почему?

♦Любите ли вы блюда с перловой крупой? Назовите их.

Перловуюкрупу добавляют в грибной суп уху и рассольник.

Иззерен ячменя варят полезный напиток — ячменный кофе, а ячменную муку добавляютв ржаную и пшеничную, когда пекут хлеб.

Изпроросших и смолотых зерен ячменя получают особый продукт — солод. Из неговарят квас, пиво, делают дрожжи.

Ячмень— самый скороспелый злак. Урожай его собирают уже в августе. День 18 августанарод величает Житником. В этот день, как правило, начинают уборку ячменя сполей.

Тезернышки ячменя, которые упали с колосьев и остались в поле, подбираютмыши-полевки, кроты, хомяки и другие животные. Зерна злаков помогают импережить морозную суровую зиму.

* **

Осень!Ясное приволье,

Золотистыеденьки.

Мышкина ячменном поле

Собираютколоски.

Зернаотнесут домой,

Испекутлепешки.

Будутдолгою зимой

Сытымышки-крошки.

Ответьте на вопросы

♦Как выглядит колосок ячменя? Чем он отличается от колоса ржи?

♦Когда по народным приметам следует сеять ячмень?

♦Почему ячмень называют неприхотливым растением?

♦Как называется крупа, получаемая из ячменя?

♦Какие блюда готовят из ячменя?

Выполните задание

♦Нарисуйте и раскрасьте стебель и зерно ячменя.

 


 

Просо

Просо— злак с прямым полным стеблем, увенчанным метелкой. Форма метелки у разныхсортов проса разная. Она может быть раскидистой, развесистой или поникшей.Листья этого злака удлиненные зеленые или слегка красноватого цвета, а стебливетвятся или кустятся.

Родинапроса — Индия. Как культурное растение его с глубокой древности разводят такжев Монголии и Китае.

ВРоссии издавна выращивают просо в Поволжье. Особенно хорошо растет оно на техполях, где перед этим выращивали сахарную свеклу или картофель.

НаРуси просо крестьяне высевали на поля позже ячменя и овса, но раньше гречихи.

Людиприметили, что лучше всего сеять просо в полдень, когда стоит теплая погода.

Этотзлак любит свет и тепло, хорошо переносит засуху, не требует обильного полива.

Поле,на котором высевают просо, нужно хорошенько очистить от сорняков, ведь «любойсорняк просу враг».

 

Думаешьпросто

Выраститьпросо?

Нужноприготовить пашню,

Вырватьс корнем сорняки,

Ведьони на поле нашем

Просу— злейшие враги!

Нужновремя не терять,

Землюв поле удобрять,

Чтобыпросо поднялось,

Закустилось,налилось.

Чтобынам дало оно

Золотистоезерно.

Взернах проса содержатся углеводы, жиры и другие полезные вещества.

Изочищенных зерен получается золотисто-желтая пшенная крупа. Из нее варят пшеннуюкашу на молоке или сливках. Особенно вкусной получается каша, сваренная изсмеси риса и пшена. Ее называют «королевской». Может быть, о такой кашеговорится в пословице: «Хороша кашка, да мала чашка!»

Изпроса готовят муку, которой потом кормят кур, уток, гусей, свиней. Это ихлюбимое лакомство.

Ответьте на вопросы

♦Как выглядит колосок проса?

♦Какую крупу получают из очищенных зерен проса?

♦Какие блюда готовят из пшена?

♦Каких животных и птиц кормят просяной мукой?

Выполните задание

♦Нарисуйте и раскрасьте просо.

Отгадайте загадки

Золотистоезерно

Называется— … (пшено).

 

Накоровьем молоке

Сваримкашу мы в горшке.

Онасытная, густая,

Апо цвету — золотая.     (Пшенная каша.)

Овес

Приходилосьли вам видеть овсяное поле весной? Оно кажется влажным, ярко-зеленым, какизумруд. Теплый ветерок пролетает над ним, и бегут по полю зеленые волны.

Апомните ли вы, как выглядит колосок овса? Он заметно отличается от колосьевпшеницы и ржи. Его раскидистые соцветия называются метелками. На веточкахметелок располагаются колоски, каждый из которых содержит два или три цветка.

Послеопыления вместо цветка образуется плод — удлиненное продолговатое зернышко.

Овесстали возделывать на полях сравнительно недавно. Было время, когда его считалисорняком пшеницы и ржи.

Родинаовса — Азия. Там его возделывали уже более 4 тысяч лет тому назад. Существуетболее 70 видов овса, но как культурный злак используется лишь один, называемый«овес посевной». Этот злак весьма неприхотлив, не боится заморозков, растет всеверных районах, любит влажную почву.

Недаромнарод сложил такую поговорку: «Овес не князь — любит грязь».

Овессеют в начале мая, когда еще бывают холода и случаются заморозки — ведь овес ихне боится! В народе 7 мая называли Евсеевым днем и примечали: «Пришел Евсей —овес сей». Говорили и так: «Сей овес хоть в воду, да в пору».

Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

Понародному поверью овес следовало сеять за два дня до наступления полнолуния илидва дня спустя.

Когдав неглубоких канавах начинали весной квакать лягушки, а на березах распускалисьмолодые листья — значит, пора приниматься за сев овса — так считали крестьянена Руси в старину.

Обудущем урожае овса судили по рябине и осине. Если осина стояла весной густоувешанная пушистыми серебристо- серыми сережками, а рябина рано расцветала —ждали хорошего урожая овса.

Понародным обычаям в русских деревнях овес и горох сеяли женщины, а рожь ипшеницу — мужчины.

Овес— злаковая культура, в которой содержится много полезных веществ — углеводов,белков, аминокислот, растительных жиров.

Овес— любимый корм лошадей. Недаром в народе говорится: «Гладь лошадь не рукой, аовсом».

Встарину на Руси сеяли очень много овса, именно для лошадей, которые не толькопомогали крестьянам в хозяйстве, но и служили важнейшим транспортным средствомв те далекие времена, когда ни поездов, ни автомобилей, ни самолетов, нипароходов еще не было.

Кто что любит

Любитсметану и маслице кот,

Овощисвинка в кормушке найдет,

Мясои косточки любит наш пес,

Любитлошадка душистый овес!

 

♦Давайте с вами вспомним: какие блюда готовят из зерен овса и овсяной муки?

Варятвкусную и полезную овсяную кашу, пекут овсяное печенье и овсяные лепешки. Изовсяных зерен, обработанных особым способом, получают воздушные овсяные хлопья,которые называются «Геркулес». Вы, наверное, знаете, что Геркулес — могучийгерой древних греческих легенд и мифов, настоящий силач! Геркулесовая кашаочень полезная, сытная и легко усваивается организмом. Если будете есть ееутром на завтрак, непременно вырастете сильными и здоровыми.

♦Как вы думаете, почему 8 сентября в народе называют Овсяницей?

Потомучто в этот день начинают скашивать овес на полях. Стоят теплые погожие денькизолотой осени, дует теплый ветер — тепляк. Земледельцы говорили:«Батюшка-тепляк в овсах набряк».

«Колипоспела на моховых кочках брусника, то и овес созрел», — примечает народ.

Овес созрел

Еслизарделась брусника на кочках,

Сталатемнее осенняя ночка,

Травыокутались бусами рос —

Вызрелна поле красавец-овес!

Любятребята овсяную кашу,

Вкуснаякаша — кормилица наша!

Любитовес и гнедая лошадка:

Резвоюстанет, веселой и гладкой,

Еслиовсом я ее покормлю,

Пышнуюгриву рукой потреплю!

Ответьте на вопросы

♦ Каквыглядит колосок овса?

♦Как выглядит овсяное зернышко?

♦Какие народные приметы связаны с севом овса?

♦Какие блюда готовят из зерен овса?

♦Кого из животных кормят овсом?

Выполните задания

♦Нарисуйте спелый овес.

♦Нарисуйте и раскрасьте поле овса.

Отгадайтезагадку

Тот,кто кашу эту ест,

Вырастаетсилачом.

Всеболезни нипочем,

Еслилюбишь … (геркулес).


 

Гречиха

Естьтакая русская народная поговорка: «Щи да каша — пища наша». Каша — незаменимоеблюдо на нашем столе, особенно гречневая — аппетитная, вкусная, рассыпчатая!

Гречиха— посевное травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку.

Хотя,строго говоря, гречиха не является злаком, ее крупа очень полезная, широкоупотребляется в детском, лечебном и диетическом питании. Я расскажу вам, каквыглядит это растение. Стебли у гречихи полые и ветвистые, листики похожи настрелы, поэтому их и называют стреловидными. Плод напоминает маленькийсветло-коричневый орешек.

Цветыгречихи собраны в кисти и окрашены в белый, розовый или красный цвет. Пахнутони нежно и пряно и своим ароматом привлекают пчел. Опытные пасечники выносят вполе пчелиные домики — ульи — во время цветения гречихи.

Пчелысобирают душистый гречишный нектар и опыляют гречиху.

 

Гречишный мед

Прилетелиласточки,

Веселощебечут.

Вмайский полдень ласковый

Сеемв поле гречу.

Скорогреча в поле

Буйнозацветет,

Пчелокна приволье

Онапозовет.

Вхлопотах, в заботах

Вьютсядень-деньской,

Золотитсяв сотах

Темныймед густой,

Какструя лесного

Тихогоручья,

Чтов бору сосновом

Льется,чуть журча.

Цвететгречиха долго, от 25 до 40 дней, и пчелы собирают с нее много медового нектара.Гречишный мед, слегка красноватый, как струя лесного ручья, ароматный и оченьполезный.

♦Когда крестьяне засевают поля гречихой?

Гречихатеплолюбива, заморозки могут погубить ее посевы, поэтому сеют гречиху, когда«трава хороша», когда рожь зацветет, когда из далеких теплых стран возвращаютсяв родные края ласточки.

Гречихалюбит хорошую черноземную почву и влагу. Поэтому на Руси издавна возделывают еев Центрально-Черноземном регионе, в Приуралье и Поволжье, Она хорошо растет наполях, защищенных от ветра, вблизи озер, окруженных густыми лесами.

♦Какие блюда готовят из крупы этого злака?

Варятгречневую кашу. Особенно вкусна она, выдержанная несколько часов в русскойпечи, запекают ее с творогом. Из гречневой муки пекут блины, ее добавляют вкондитерские изделия.

Гречневая каша

Разиграли дети и нашли маленький светло-коричневый орешек.

—Что за орешек такой малюсенький? — спросила Маша.

АВася говорит:

—Пойдем дедусю спросим, он долго жил, много видел, все на свете знает.

Принеслидети орешек и показали дедушке.

Тотпосмотрел и сказал:

—Это не орешек, а зернышко хорошего растения — гречихи. Из нее каша вкуснейшаяполучается. Бегите, поищите еще таких орешков, а мы их на следующий год веснойи посеем. Дети глазастые — нашли много зернышек.

Наследующий год Вася и Маша говорят дедушке: давай, дедуля, гречиху посеем.

Нет!— не согласился дедушка. Гречиха капризная! Она тепло любит, солнышко, посеемгречиху, когда трава поднимется, рожь зацветет, из дальних стран ласточкиприлетят.

Сталиждать. А весна быстро силу набирает. Вот и теплые деньки пришли, а из южныхстран ласточки-касаточки прилетели. Стали гнезда из глины лепить да под крышейдомов их прикреплять.

—Вот теперь можно и гречиху сеять, — заметил дедушка.

Нужнонам место хорошее для поля выбрать, чтобы земля черноземная да влажная была,где-нибудь возле озера, защищенного от ветров лесами.

ПошлиМаша, Вася с дедушкой место хорошее для гречихи искать.

Искали-искалии нашли. Кругом высокие леса шумят, вокруг голубого заросшего тростником икамышом озера.

Распахалиони землю и аккуратно во влажную землю опустили зернышки гречихи.

Сталикаждый день по тропе ходить и смотреть, не проросла ли гречиха? Скоро появилисьветвистые стебельки и листики, похожие на стрелки. Скоро гречиха расцвела —такая красота! Цветы-то у нее собраны в кисти и ярко окрашены то в белый, то врозовый, то в красный цвет. А пахнут медом — нежно, пряно. Придут дедушка свнуками на небольшое поле и смотрят, как пчелки душистый нектар пьют, цветыопыляют.

Шликак-то по тропе девочки на озеро купаться, увидели цветы гречихи и захотели ихнарвать для букетика.

ТолькоВаля протянула руку к цветку, как пчелка ее больно за палец ужалила.

—Ой, ой! Не рвите эти цветы, там пчелы кусачие, — закричала Валя.

Девочкине стали рвать цветы гречихи и побежали к озеру.

Междутем время шло и скоро созрели на гречихе маленькие зернышки сначала сверху, анижние зерна еще не созрели, мы их попозже соберем.

Взялидети мешочки и собрали гречиху. Пришли домой, высушили на солнышке. Бабушка еечуть-чуть на сковороде обжарила и стала кашу варить в русской печке. Не каша —а объедение! Недаром в народе говорится: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебецржаной — отец родной!»

Прошловремя, собрали дети и нижние зернышки. С тех пор возле озера появилось у нихнебольшое гречишное поле. А гречиха есть — голодным не останешься!

♦Что за орешек нашли дети?

♦Как и когда сеют гречиху?

♦Как она выглядит?

♦Какие у гречихи цветы?

♦Где хорошо растет гречиха?

♦Где Вася и Маша устроили гречишное поле?

♦Как выглядят цветы гречихи?

♦Кто собирает с них мед?

♦Кто хотел сорвать цветы гречихи?

♦Как дети собирали гречиху?

Гречневуюкрупу используют в лечебном питании и при изготовлении смесей для малышей, ведьв ней много витаминов, углеводов и жиров.

А внародной медицине используют цветки и листья гречихи в виде отваров и настоев.Листья этого растения прикладывают к нарывам и ранам.

Ответьте на вопросы

♦ Каквыглядит гречиха?

♦Почему гречиху называют хорошим медоносом?

♦Как выглядит гречишный мед?

♦ Вкаких местах хорошо растет гречиха?

♦Какие блюда готовят из гречневой крупы и муки?

♦Как в народной медицине используют цветы и листья гречихи?

Выполните задания

♦Нарисуйте и раскрасьте гречиху.

♦Нарисуйте и раскрасьте цветок гречихи и вьющихся вокруг пчел.

Отгадайтезагадку

Испечетнам бабушка

Вкусныеоладушки.

Сваритв русской печке

Кашувкусную из … (гречки).


 

Рис

Знаетели вы, дорогие ребята, что половина населения земного шара питается рисом?

ВКитае и Индии, Японии и Вьетнаме, Индонезии и Корее рис — главное хлебноерастение.

Рис— невысокое растение, его колоски собраны в метелку. Рисовые зерна — белые,продолговатые. Это растение любит влагу и растет в болотистых местах. Поэтомуего сеют на затопляемых водой полях. Чтобы поле удерживало влагу, егоогораживают довольно высокими глиняными стенками. Если посмотреть на такое полесверху, с вертолета, например, оно напоминает глубокую суповую тарелку свысокими краями.

* **

Рисспелый,

Словножемчуг белый,

Ровныйи красивый,

Намполе подарило.

Сваримрисовую кашу,

Приготовимвкусный плов,

Идля нашей дочки Даши

 

Испечеммы пирогов

Срисовой начинкой,

Смясом и ветчинкой.

Жителигорных местностей приноровились возделывать рис и в горах, располагая рисовыеполя террасами, похожими на ступени гигантской лестницы. Каждая террасаобязательно имеет высокие борта для удержания воды.

БотаникА.Н. Краснов в своей книге «По островам далекого Востока» так пишет о рисе:«Это злак, испокон веков говоривший человеку: Чем больше труда затратишьты на меня, тем лучше я тебя вознагражу. Одно зерно мое даст тебе больше, чемтысяча зерен, рассеянных на десятках квадратных саженей, если ты не поленишьсяпоухаживать за мною. Культура риса поэтому воспитала все земледелиеДальнего Востока».

 

Обидчивый император

Китайскиекрестьяне давно знали, что карпы или их родственники сазаны, плавая по полям,заросшим рисом, поедают вредных жучков, гусениц, личинок, и рис растет лучше,дает хорошие урожаи. Известно ведь, что рис хорошо растет в теплой воде, Карпамтам раздолье!

Давным-давноэто было. Однажды китайский крестьянин отправился на рыбную ловлю. Рыбалкаоказалась счастливой! В свои сети он поймал много рыбы. Среди рыб были и двакрупных сазана.

Рыбакпринес богатый улов домой и уже хотел отдать жене, чтобы та приготовила ужин,но его младшая дочь попросила отца подарить ей красавцев-сазанов.

Крестьянинне мог отказать своей любимице. Он пустил сазанов в большую бочку с водой.

Теобрадовались, что снова очутились в родной стихии, стали весело резвиться,сверкая серебристой чешуей.

Скороу парочки сазанов появились дети — маленькие сазанята.

Заботливыйкрестьянин вырыл для них неглубокий пруд, выложил его дно цветными камешками иракушками и пустил туда рыбок.

Девочкалюбила сидеть возле прудика и любоваться веселыми играми молодых сазанов. Онаугощала их кусочками рисовых лепешек.

Рыбыпривыкли к ней и брали корм из рук.

Однаждыдочь крестьянина сидела у воды и пускала солнечных зайчиков небольшим стариннымзеркальцем в резной оправе. Сазаны любовались игрой солнечных лучей, и однасазаниха вздохнула:

—Ах, если бы наша чешуя сверкала, как это зеркальце, тогда бы мы еще большеполюбились доброй девочке!

Неуспела она так промолвить, как ее чешуйки стали похожи на маленькие зеркала.

Ведьзеркальце, которым играла девочка, было не простое, а волшебное! Дочкакрестьянина очень обрадовалась, когда увидела, какими красивыми стали ее ручныерыбки!

Стех пор домашних сазанов и стали называть зеркальными карпами.

Почемузеркальными? Я думаю, вы догадались. А слово «карп» в переводе означает«урожай». В самом деле эти рыбки плодовитые, их семейки растут очень быстро.

Скоров маленьком пруду их развелось так много, что рыбам стало тесно.

Добрыйкрестьянин дарил карпов своим родным и друзьям, и те тоже стали разводить их усебя дома.

Крестьянедогадались выпустить карпов на рисовые поля.

Выведь знаете, что рис хорошо растет под водой.

Карпыплавали в теплой воде среди кустиков риса и поедали вредных червячков, личиноки жучков. Рис на поле стал расти лучше, и осенью крестьяне собрали богатыйурожай.

Нослучилось так, что старый китайский император умер, и правление страной перешлов руки его сына.

Однаждыимператорский повар приготовил для него жаркое из карпа и подал на золотомподносе.

Императоротведал рыбы, и кушанье ему очень понравилось.

—Что это за рыба? — поинтересовался он.

—Карп, Ваше Величество, — с поклоном ответил придворный.

—Карп? — переспросил император и очень разгневался.

Выспросите почему? Да потому, что китайский иероглиф

«Ли»означает слово «карп», а императора звали Ли-Ши-Мином. Обидчивому императорупоказалось, что его достоинство унижено. Как это простая рыба смеет называтьсятак же, как сам император!

Стех пор Ли-Ши-Мин запретил китайцам разводить карпов.

♦Где сажают рис?

♦Любит ли он расти в теплой воде?

♦Кто поедает жуков, червяков — вредителей риса?

♦Почему сказка называется «Обидчивый император»?

Трудолюбивыйкрестьянин поливает и удобряет каждый росток риса и в течение года снимает 2—3урожая этого древнейшего культурного растения Юго-Во- сточной Азии.

Рисовое зернышко

Зернышкосоединило

Многиетруды:

Трудземли, живые силы

Солнцаи воды.

Иконечно, человека

Добротуи труд.

Лишьони одни от века

Намплоды дают!

Сдавних времен рис возделывали в Средней Азии, по берегам реки Сырдарьи и вЗакавказье.

ВXV в. рис появился в Европе. Его стали возделывать в Испании и Италии.

Однаков Италии поля быстро превратились в настоящие болота, появилось множествокомаров, и среди населения распространилось тяжелое заболевание — малярия.Поэтому возделывание риса было запрещено вблизи городов и поселков, егопроизводство стало сокращаться, пока вовсе не прекратилось.

♦Какие же блюда готовят из риса?

Егоедят отварным, из него варят каши и делают запеканки, рис добавляют в супы,салаты, используют как начинку для пирогов, готовят плов с овощамии бараниной.

Впромышленности из риса получают крупу, муку и крахмал.

Аиз рисовой соломки изготавливают шляпки, сумочки и тонкую, но прочнуюпапиросную бумагу.

Ответьте на вопросы

♦Как выглядит рис?

♦Какие условия нужны для выращивания риса?

♦ Вкаких странах выращивают рис?

♦Почему в Италии запретили выращивать рис?

♦Какие блюда готовят из риса?

♦Что изготавливают из рисовой соломки?

Выполните задание

♦Нарисуйте тарелку и в ней горсть риса.


 

Кукуруза

Давайтевспомним, как выглядит кукуруза. Это высокое растение с листьями, напоминающимивьющиеся зеленые ленты, в пазухах которых летом созревают початки. Каждыйпочаток плотно завернут сочными листьями. Из середины початка, словно прядкиволос, свисают коричневатые столбики. На верхушке стебля красуются метелкимелких цветков. Ветер разносит пыльцу этих цветочков, и она попадает накоричневые столбики, там и образуются початки. Они толстые, удлиненные исостоят из плотно прижатых друг к другу золотистых зерен.

 

Кукуруза

Кукуруза,кукуруза!

Тыкак девушка стройна,

Завилаты косы русы,

Твояблузка зелена.

Любишьты, когда на грядке

Многосвета и тепла.

Ароматныепочатки

Тыдля нас приберегла.

Родинакукурузы — солнечные жаркие страны Центральной и Южной Америки. С незапамятныхвремен народы, населявшие эти страны, возделывали ее как пищевое растение.Жизнь людей зависела от урожая кукурузы, и потому древние индейцы молились богуэтой культуры — Синтеолу, прося его послать им побольше вкусных и сладкихкукурузных початков.

Фигуркиэтого бога, сделанные из золота, археологи находят при раскопках древнейшихпоселений Южной Америки. Синтеола всегда изображали с початком кукурузы вруках.

Дочь Синтеола

Вдалекие времена в Америке жил знаменитый бог кукурузы — Синтеол.

Людиему молились, просили дать урожай кукурузы.

Фигуркиэтого бога были в каждой хижине, в каждом доме — у кого из глины, у другого изкамня, у третьего из золота или серебра.

Былау Синтеола дочь по имени Руза. Такой красавицы не видели люди в целом свете — оней слагали поэмы и стихи поэты, скульпторы ваяли ее стройную фигуру, художникирисовали портреты.

Царьлюбил дочь, но сожалел, что она никак не может выбрать себе жениха. Этот —слишком толстый, другой ниже ее на целую голову, третий глуп.

Новот однажды прискакал на белом скакуне юноша — красавец — голова вразвевающихся перьях, кудри мягкие, золотистые. Глаза ясные, умные. Полюбилсяон Рузе и скоро они поженились.

Рузаносила зеленые платья из развевающихся лент, скрытые этими лентами созревали унее на груди початки, полные маленьких детей — кукурузных зерен.

Однаждылетел мимо змей с четырьмя головами, увидел в поле Рузу и захотел ее унести всвою пещеру.

Номуж Рузы кинулся на змея с мечом и отрубил все четыре огнедышащие головы.

Тутоткуда ни возьмись старичок-полевичок появился и говорит:

—Вырви у змеевых голов зубы и посади их в поле рядами. Назавтра вырастут из нихмолодые змеи с золотыми щитами и мечами и станут сражаться со старыми.

Юношатак и сделал: вырвал у змеевых голов зубы и посадил их в поле рядами.

Наутровыросли из змеиных зубов молодые змеи с золотыми мечами, в латах и со щитами.

Прилетелистарые змеи и закипел бой! Небо потемнело, солнце скрылось. Но молодые воиныпобедили старых!

А вэто время початки развернулись из зеленых листьев-лент и посыпались на землюкрупные золотистые зерна — дети Рузы.

Прозвалиих в народе кукурузой. Упали зерна на поля и выросли новые, высокие, окутанныезелеными лентами кусты кукурузы, с новыми, полными зерен початками.

Таки стала разрастаться кукуруза. В зернах ее много белка, сахара, витаминов,крахмала. Из нее и супы варят и кукурузную муку мелят, и делают вкусныехрустящие кукурузные хлопья.

Вынаверняка ими лакомились!

♦Как в Америке звали бога кукурузы?

♦Как звали его дочь?

♦Почему ее рисовали, лепили художники?

♦За кого вышла замуж Руза?

♦Кто хотел похитить Рузу?

♦Кто победил змея?

♦Что сделал муж Рузы с зубами змея?

♦Какое войско победило?

♦Кто родился у Рузы?

♦Что готовят из кукурузы?

Немалосказаний и легенд посвящено кукурузе. Одна из легенд, записанная американскимпоэтом Лонгфелло, называется «Песнь о Гайавате». В ней кукуруза сравнивается спрекрасным юношей:

Головаего — в блестящих

Развевающихсяперьях.

Кудримягкие, золотистые,

Анаряд — зелено-желтый.

ВЕвропе кукуруза впервые появилась 400 лет тому назад. Сначала ее сажали какдекоративное растение для украшения садов и парков.

Позднеепочатки кукурузы стали использовать в пищу. В них много белка, сахара,витаминов и крахмала. Зерна кукурузы консервируют и добавляют в салаты и супы,из них делают муку и вкусные хрустящие хлопья.

Стебликукурузы используют при изготовлении бумаги и искусственного шелка, а изпочатков делают клей и линолеум.

Воткакое щедрое и доброе растение — кукуруза!

Внашей стране этот злак возделывают в южных областях, ведь он любит свет итепло. Кукурузу окучивают, поливают, а поле, на котором она растет, — удобряют.

Внароде о кукурузе сложено много пословиц: «У плохих хозяев — все беда, сеюткукурузу — растет лебеда».

Кукурузные початки

Кукурузныепочатки,

Словномалые ребятки,

Влистья зеленые

Тугозапеленуты.

Кукурузаих качает,

Песенкуим напевает:

«Спи,початок! Баю-бай!

Поскорееподрастай».

Ответьте на вопросы

♦Как выглядит кукуруза?

♦Где родина кукурузы?

♦Какие блюда готовят из кукурузы?

Выполнитезадание

♦Нарисуйте и раскрасьте початок и зерно кукурузы.

Отгадайте загадку

Желтыепочатки

Полнызерен сладких.    (Кукуруза.)

Пословицы о каше:

 

Каша – матушка наша

Щи да каша – пища наша

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, чтона дворе трещит

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь

С ним каши не сваришь

Кашу маслом не испортишь

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай

Щи да каша – еда наша

Разговорами каши не сваришь

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим масломродилась

Кашу свари, да ещё в рот положи

Где щи да каша – там место наше

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет