Конспектурока по литературе
( 5класс)
Тема: Антоний Погорельский. «Чернаякурица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительноесодержание и причудливый сюжет сказки.
(УМК подредакцией В.Я. Коровиной)
Цели урока:
Образовательные:
1. Повторениеи систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
2. Обучениеприемам анализа характера главного героя произведения.
3. Формированиеумений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения.
4. Продолжитьформирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы длясебя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;
Развивающие:
1. Обогащение речидетей оценочной лексикой нравственного аспекта.
2. Развитие уменийобобщать проанализированный материал.
3. Развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;
Воспитательные:
1. Духовно-нравственноевоспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с цельювозможного личностного роста).
2. Воспитание положительного отношения к получению знаний.
Тип урока:комбинированный.
Вид урока:урок-беседа.
Методы и приёмы:диалогический, словесный, проблемный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверкаготовности класса к уроку.
II. Оформление записей в тетради. Работа сэпиграфом.
Слово учителя: Откройтететради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский Черная курица, илиПодземные жители. Нравоучительное содержание и причудливый сюжетлитературной сказки.
Запишите эпиграф урока: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцамурок».
Эта пословица известна каждому. Как ее следует понимать? Как выдумаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эту пословицу? (Формулированиеучащимися целей урока)
III. Актуализация прежних знаний.
Слово учителя: Сегоднямы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые.Это, конечно, сказки. Ребята, давайте вспомним, что же такое сказка? Чемотличается авторская сказка от народной? Какие народные сказки вы знаете?
Давайте вспомним их. Первыйвариант называет фольклорные сказки, второй – литературные.
Примерные ответы Iварианта: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна»,
«Финист — ясный сокол»
Примерные ответы IIварианта: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина,
«Огниво» Г.Х. Андерсена.
Слово учителя: Молодцы, знаете много сказок, а теперь давайте
вспомним основные признаки литературной и фольклорной сказки, занесем их
в таблицу. Главный признак фольклорной сказки мы еще раз вспомнили. (Этоотсутствие автора). Заносим в таблицу.
— А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).
Врезультате беседы в тетрадях заполняется таблица.
Основные признаки фольклорной илитературной сказки
Фольклорная сказка |
Литературная сказка |
Нет автора |
Принадлежит конкретному автору |
Используются традиционные образы-персонажи |
Свойственна изобразительность |
Отражены общенародные идеалы |
Четко выражена авторская позиция |
Слово учителя.
— Народная сказкасыграла большую роль в развитии русской литературы. Но подлинно широкий интереск фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второйполовины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму,повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский, Пушкин,Гоголь, Салтыков — Щедрин. Со сказками этих писателей вы уже знакомы илипознакомитесь позднее. А вот недавно произошло ваше знакомство со сказкой А.Погорельского. Что вы знаете об авторе этой сказки?
Сообщение о писателе(индивидуальное задание).
Примерный текст.
Алексей АлексеевичПеровский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. Оего жизни нам известно мало. Известно, что во время Отечественной войны 1812года Алексей Перовский был боевым офицером. К началу войны он уже хромал, такчто близкие и друзья не были уверены, возьмут ли его в армию. И уже тогда былиу него мгновенные переходы к печали, иногда даже посреди безудержного веселья,так свойственного ему. Оказывается, хромота и приступы тоски выплывают изсамого детства, странным образом связаны между собой.
Алексей Перовский былсыном екатерининского вельможи, могущественного и богатого сановника графаРазумовского, владевшего множеством имений со ста тысяч крепостных душ. Отецлюбил своего сына, но выпадали, вероятно, даже не часы, а недели и месяцы,когда мальчик чувствовал себя обреченным на презрение. Неограниченная властькалечит человека… Графа Разумовского порой охватывали порывы неудержимогогнева. Сохранилось семейное предание, что как-то во время вспышки ярости онсослал Алешу в закрытый пансион.
Семейное преданиеутверждает, что Алеша Перовский бежал из пансиона. Бежал, должно быть, вминуту, когда пансион показался хуже тюрьмы. Памятью о побеге осталась на всюжизнь хромота. Может быть, он забрался на забор и упал. Памятью о побеге, одетском одиночестве остались неожиданные приступы тоски и печальная нежность кдетям. Сказка появилась, чтобы рассеять одиночество племянника. Тот тоже жил впансионе на окраине Петербурга. Любимым его занятием тоже было смотреть в круглыедырочки забора, ограждавшего двор пансиона. Два таланта жили в АлексееПеровском: талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когдаони соединились, и произошло чудо рождения сказки. А позднее племянникПогорельского стал известным писателем Алексеем Константиновичем Толстым…
В 1836 году АлексейАлексеевич Перовский тяжело заболел, поехал за границу, на юг, но не добралсядо спасительного солнца и умер в пути. В предсмертном бреду он повторял:Света, света… Этим светом осталась для нас сказка Чернаякурица.
IV. Формирование умений и навыков. (Проверказнания текста учащимися)
Слово учителя: Эта сказка написана очень давно: впервые онабыла напечатана в 1829 году, 180 лет назад. Но до сих пор дети и взрослые судовольствием читают это удивительное произведение. В чем же его секрет? Чемвам понравилась сказка А. Погорельского?
(ответы учащихся)
Атеперь вам предстоит выполнить следующее задание. Перед вами хаотичноеизложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию.При проверке цепочку событий проговаривайте.
1. Алешапроявляет необыкновенные способности.
2. Корольнаграждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
3. Алеша вподземном королевстве.
4. СпасениеЧернушки.
5. Прощание сминистром.
6. Предательство.
7. ЖизньАлеши в пансионате.
8. Болезнь ивыздоровление.
Упорядоченный ход событий.
1. Жизнь Алеши в пансионате.
2. Спасение Чернушки.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Король награждает герояконопляным зернышком, обещая исполнить желание.
5. Алеша проявляет необыкновенныеспособности.
6. Предательство.
7. Прощание с министром.
8. Болезнь и выздоровление.
Учитель: Итак,главным героем сказки является десятилетний мальчик Алеша. Каким мывидим его в начале произведения? (ответы учащихся)
– Расскажите о жизни Алёши впансионе (словесное рисование или пересказ текста)
-Какой поступок Алеши поразил вас вначале сказки? ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о чернойкурице и гномах, удивляются его желанию смотреть в дырочки забора, конечно,восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдатьзолотую монету).
Эпизод «Спасение Чернушки». Чтениеэпизода.
— Как называется готовностьчеловека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого? (Самопожертвование). Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, аминистра подземного королевства. Почти во всех волшебных сказках геройвознаграждается за доброе дело.
— А как Чернушка отблагодарилаАлёшу. (Подарила ему конопляное семечко.) Изменился ли Алеша после полученияконопляного зернышка? Найдите ответ в тексте.
Примерный ответ ученика: «Он многостал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что онего гораздо лучше и умнее всех их».
«… он день ото дня становилсяхуже, и день ото дня товарищи менее его любили».
— Почему изменился Алеша?
(После обсуждения вопроса делаетсявывод. Мальчик изменился потому, что получил возможность жить бездумно ижелать все получить без труда.)
— Возникает ли у вас иногда такоежелание: хорошо бы знать все, но не утруждать себя, не прилагать усилий? Что изэтого получится? Поразмышляйте над этим. Поделитесь своими размышлениями сдрузьями на перемене или дома с родителями.
( Дети признаются, что желаниене утруждаться, но знать им знакомо. Но обязательно звучит и ответ-рассуждениео том, что в учебе труд обязателен, «иначе новых извилин не появится», «так неинтересно»).
— А теперь давайте попробуемопределить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергаетсмертельной опасности других? Предательство.
— Какое отношение это имеет кАлеше?
Он, спасая себя, «… совершеннопотерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, иначал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях». (Изучебника-хрестоматии).
— Пусть невольно, но он совершилпредательство. Итак, Алеша способен и на самопожертвование, и напредательство. Запишите эти слова в тетрадь.
-Выразите свое отношение к смыслу слова в цветовой гамме. Объясните свой выбор.У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризуетпоступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный? (Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить ихороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в русских народных сказках?(Герои народных сказок либо хорошие, либо плохие).
Алешасовершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автортепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться. Да, Алешазабыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытыетрудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, неприкладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят емуудовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать,приносить счастье.
— Как закончиласьсказка? Почему А. Погорельский выбрал такой финал?
— Какой урок усвоилАлёша из этой истории, которая произошла с ним? (Человек должен бытьблагородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом можетприносить радость и счастье.)
V.Подведение итогов урока.
Вернемся к эпиграфу.Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземныежители»?
Ребята, а теперьвообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам корольпредлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша, Вы ужезнаете. А что попросили бы Вы? (работа на листочках)
Выставление оценокучащимся за работу на уроке.
VI. Домашнеезадание.
Согласны ли вы с утверждениями:
— у всех людей есть совесть;
— голос совести можно услышатьтолько после плохого поступка;
— плохих людей, преступниковсовесть не мучает;
— бессовестному человеку житьлегче. (Свой выбор аргументировать письменно)