ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Нормативноеобеспечение изучения предмета
Рабочая программа учебного предмета «Литературноечтение» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образованиясоставлена на основе
· Закона Донецкой Народной Республики «Обобразовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, сизменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 №249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 №75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
· Государственного образовательного стандарта начального общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования и науки ДонецкойНародной Республики от 30.03.2022 № 21-НП, зарегистрированный в Министерствеюстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022, регистрационный № 5053;
· в соответствии с требованиями Рабочей образовательной программыначального общего образования МБОУ «Гимназия №92 г. Донецка», утвержденнойприказом гимназии от 12.08.2022 № 152
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на34 учебных недели: 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
При распределении часов на изучение тем по предмету учитывалось выполнениепрактической части программы, степень сложности отдельных тем, а такжекалендарный учебный график и расписание.
Календарный учебный график
Датаначала учебного года: 01 сентября 2022 года;
Датаокончания учебного года: 24 мая 2023 года.
Сроки и продолжительность каникул:
осенниеканикулы — с 29.10.2022 по 06.11.2022
зимниеканикулы — с 30.12.2022 по 08.01.2023;
весенниеканикулы — с 18.03.2023 по 26.03.2023.
дополнительныеканикулы для обучающихся первых классов — с 18.02.2023 по 26.02.2023.
Учебно-методическое обеспечение
Литературное чтение 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий –Москва: Просвещение, 2022
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения во 2 классе направленона достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатовосвоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоенияпрограммы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единстваучебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамикуразвития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программыпредмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социальнозначимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся кобщественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям,приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений напрактике.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
становление ценностного отношения ксвоей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родногоязыка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связипрошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной ироссийской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему ибудущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям икультуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведенийвыдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления очеловеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинствечеловека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностныхотношений.
Духовно-нравственноевоспитание:
освоение опыта человеческихвзаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявлениесопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств кродным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социальногостатуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценкаповедения и поступков персонажей художественных произведений в ситуациинравственного выбора;
выражение своего видения мира,индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературныхвпечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения,направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения иинтереса к художественной культуре, к различным видам искусства,восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего идругих народов, готовность выражать своё отношение в разных видаххудожественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора ихудожественной литературы;
понимание образного языкахудожественных произведений, выразительных средств, создающих художественныйобраз.
Физическое воспитание, формированиекультуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в томчисле информационной);
бережное отношение к физическому ипсихическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизничеловека и общества, ответственное потребление и бережное отношение крезультатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе,осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых влитературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ейвред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности напервоначальные представления о научной картине мира, понимание важности словакак средства создания словесно-художественного образа, способа выражениямыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением длярешения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельнойчитательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитиепознавательного интереса, активности, инициативности, любознательности исамостоятельности в познании произведений фольклора и художественнойлитературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета«Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированыпознавательные универсальные учебные действия:
· базовыелогические действия:
· сравниватьпроизведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение иего автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливатьаналогии;
· объединятьпроизведения по жанру, авторской принадлежности;
· определятьсущественный признак для классификации, классифицировать произведения по темам,жанрам и видам;
· находитьзакономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливатьнарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв попредложенному алгоритму;
· выявлятьнедостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основепредложенного алгоритма;
· устанавливатьпричинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, присоставлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
· определятьразрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основепредложенных учителем вопросов;
· формулироватьс помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравниватьнесколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основепредложенных критериев);
· проводитьпо предложенному плану опыт, несложное исследование по установлениюособенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина— следствие);
· формулироватьвыводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённогонаблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
· прогнозироватьвозможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных илисходных ситуациях;
· работа синформацией:
· выбиратьисточник получения информации;
· согласнозаданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,представленную в явном виде;
· распознаватьдостоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основаниипредложенного учителем способа её проверки;
· соблюдатьс помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правилаинформационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
· анализироватьи создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии сучебной задачей;
· самостоятельносоздавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе уобучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
· общение:
· восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщения в знакомой среде;
· проявлятьуважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога идискуссии;
· признаватьвозможность существования разных точек зрения;
· корректнои аргументированно высказывать своё мнение;
· строитьречевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создаватьустные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовитьнебольшие публичные выступления;
· подбиратьиллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе уобучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
· самоорганизация:
· планироватьдействия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательностьвыбранных действий;
самоконтроль:
· устанавливатьпричины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректироватьсвои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
· формулироватькраткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенногоформата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· приниматьцель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместнойработы;
· проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственновыполнять свою часть работы;
· оцениватьсвой вклад в общий результат;
· выполнятьсовместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоенияпрограммы начального общего образования по учебному предмету «Литературноечтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы наприменение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуацияхи жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классеобучающийся научится:
· объяснятьважность чтения для решения учебных задач и применения в различныхжизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя всоответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее,ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить вфольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций,быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятияхв контексте изученных произведений;
· читатьвслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные повосприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
· читатьнаизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные временагода;
· различатьпрозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворногопроизведения (ритм, рифма);
· пониматьсодержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать иформулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
· различатьи называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные)и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения,басни);
· владетьэлементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему иглавную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения,составлять план текста (вопросный, номинативный);
· описыватьхарактер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя ивыражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливатьвзаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одногопроизведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям,его поступкам;
· объяснятьзначение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
· осознанноприменять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой,тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
· участвоватьв обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровуюпринадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждатьсвой ответ примерами из текста;
· пересказывать(устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьеголица;
· читать поролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценироватьнебольшие эпизоды из произведения;
· составлятьвысказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5предложений);
· сочинятьпо аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
· ориентироватьсяв книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию,условным обозначениям;
· выбиратькниги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
· использоватьсправочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии сучебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
1.1. |
О нашей Родине |
6 |
1.2. |
Фольклор (устное народное творчество |
16 |
1.3. |
Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) |
8 |
1.4. |
О детях и дружбе |
12 |
1.5. |
Мир сказок |
12 |
1.6. |
Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) |
12 |
1.7. |
О братьях наших меньших |
18 |
1.8. |
Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) |
18 |
1.9. |
О наших близких, о семье |
13 |
1.10. |
Зарубежная литература |
11 |
1.11. |
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) |
2 |
Резервное время |
8 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
136 |
Поурочноепланирование
№ урока |
Дата урока |
Содержание |
Прим |
||||||||
по плану |
по факту |
по плану |
по факту |
|
|
||||||
1 |
|
|
|
Библиографическая культура. Самое великое чудо на свете. Происхождение библиотеки. Первая книга. |
|
||||||
2 |
|
|
|
Библиографическая культура Старинные и современные книги. Сравнение книг. Р. Сеф «Читателю». |
|
||||||
3 |
|
|
|
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». |
|
||||||
4 |
|
|
|
Фольклор (устное народное творчество). Малые и большие жанры устного народного творчества. Народные песни, их особенности. |
|
||||||
5 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». |
|
||||||
6 |
|
|
|
Произведения малых жанров фольклора (потешки, прибаутки, считалки, небылицы). Ритм и счёт-основные средства выразительности и построения считалки. Считалки наизусть (по выбору). |
|
||||||
7 |
|
|
|
Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. |
|
||||||
8 |
|
|
|
Произведения малых жанров фольклора (пословицы и поговорки русского народа). Пословицы и поговорки наизусть (по выбору). |
|
||||||
9 |
|
|
|
Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…» |
|
||||||
10 |
|
|
|
Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». |
|
||||||
11 |
|
|
|
Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
|
||||||
12 |
|
|
|
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». |
|
||||||
13 |
|
|
|
Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
|
||||||
14 |
|
|
|
Бытовая сказка (герои, место действия, особенности построения и языка). Сказка «Каша из топора» . |
|
||||||
15 |
|
|
|
Волшебная сказка (наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои). Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
|
||||||
16 |
|
|
|
Внеклассное чтение. К. Д. Ушинский. Рассказы и сказки. «Четыре желания». |
|
||||||
17 |
|
|
|
Шуточные фольклорные произведения-скороговорки, небылицы. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Особенности скороговорок, их роль в речи. |
|
||||||
18 |
|
|
|
Произведения малых жанров фольклора. Смысл, выразительное чтение, иллюстрирование. А. А. Шибаев «Вспомни сказку». Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» |
|
||||||
19 |
|
|
|
Загадка как жанр фольклора. Образ осени в загадках. |
|
||||||
20 |
|
|
|
Патриотическое звучание произведений о Родине на примере стихотворений. А.А. Прокофьев «Родина», Н.М. Рубцов «Россия. Русь-куда я ни взгляну…», И.С. Никитин «Родина». |
|
||||||
21 |
|
|
|
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий. Нравится ли тебе осень? Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» К. Бальмонт «Поспевает брусника». |
|
||||||
22 |
|
|
|
Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. А. Плещеев «Осень наступила». А. Фет «Ласточки пропали». |
|
||||||
23 |
|
|
|
А. Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…» (наизусть). С. Есенин «Закружилась листва золотая…», Ю.Трутнева «Осень». |
|
||||||
24 |
|
|
|
Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. В. Брюсов «Сухие листья …». И. Токмакова «Осенние листья», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
|
||||||
25 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов об осени. |
|
||||||
26 |
|
|
|
Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения В. Голяховский «Листопад». В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии), Н. Сладков «Сентябрь. Осень на пороге». |
|
||||||
27 |
|
|
|
Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Г.А. Скребицкий «Четыре художника. Осень». М.М. Пришвин «Осеннее утро». |
|
||||||
28 |
|
|
|
Разноцветные страницы. Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Оценка достижений. |
|
||||||
29 |
|
|
|
А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» |
|
||||||
30 |
|
|
|
А.С. Пушкин. Отрывок из романа «Евгений Онегин» «Вот север, тучи, нагоняя…» (наизусть). «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». |
|
||||||
31 |
|
|
|
Мои любимые сказки. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
|
||||||
32 |
|
|
|
Мои любимые сказки. Иллюстрирование. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
|
||||||
33 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Рассказы для детей Л. Н. Толстого. |
|
||||||
34 |
|
|
|
Структура басни, модель басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Характеристика героев басни. |
|
||||||
35 |
|
|
|
И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» (наизусть). |
|
||||||
36 |
|
|
|
Л.Н. Толстой «Котёнок». |
|
||||||
37 |
|
|
|
Л.Н. Толстой «Филипок». |
|
||||||
38 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «Русские писатели». Проверь себя. Оценка достижений. |
|
||||||
39 |
|
|
|
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин “Лисичкин хлеб”. |
|
||||||
40 |
|
|
|
Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, стихотворения). Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна». |
|
||||||
41 |
|
|
|
Авторские произведения о животных. И. Пивоварова «Жила-была собака…» Р. Сеф «Птенцы», В. Берестов «Кошкин щенок». |
|
||||||
42 |
|
|
|
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: отношение человека к животным (любовь и забота). М.М. Пришвин «Ребята и утята», Н. М. Рубцов «Про зайца». |
|
||||||
43 |
|
|
|
Дружба людей и животных-тема литературы. Е. Чарушин «Страшный рассказ». |
|
||||||
44 |
|
|
|
Авторские произведения о животных. Б. Житков «Галка». «Храбрый утенок». |
|
||||||
45 |
|
|
|
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: отношение человека к животным (любовь и забота). В. Бианки «Музыкант», «Ёж- спаситель». |
|
||||||
46 |
|
|
|
Дружба людей и животных-тема литературы. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. В. Бианки «Сова». |
|
||||||
47 |
|
|
|
Внеклассное чтение. В. В. Чаплина «Крылатый будильник». |
|
||||||
48 |
|
|
|
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: отношение человека к животным (любовь и забота). Е. Благинина «Мороз». Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших». |
|
||||||
49 |
|
|
|
Проект «Как помочь животным зимой» (стр. 142). |
|
||||||
50 |
|
|
|
Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. И. Суриков «Первый снег». |
|
||||||
51 |
|
|
|
Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. И. Бунин «Первый снег». С.А. Иванов «Каким бывает снег». |
|
||||||
52 |
|
|
|
Использование средств выразительности при описании природы. К. Бальмонт «Снежинка». С.Я. Маршак «Декабрь». |
|
||||||
53 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Морозко». |
|
||||||
54 |
|
|
|
Формирование эстетического восприятия явлений природы. Я. Аким «Первый снег» (наизусть). Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». |
|
||||||
55 |
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250 |
Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза». |
|
||||||
56 |
|
|
|
Фольклорные произведения народов России: отражение в сказке народного быта и культуры. Русская народная сказка «Два Мороза». |
|
||||||
57 |
|
|
|
Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. С. Михалков «Новогодняя быль». |
|
||||||
58 |
|
|
|
Тема природы в разные времена года в произведениях литературы. М.М. Пришвин «Деревья в лесу», Е.А. Пермяк «Волшебные краски». |
|
||||||
59 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Зима.». Проверь себя. |
|
||||||
60 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Чтение любимых произведений о зиме. . |
|
||||||
61 |
|
|
|
Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (на примере пейзажей И.И. Левитана, А.И .Куинджи и др.) и музыкальных произведениях композиторов (П.И. Чайковский, А. Вивальди и др.). |
|
||||||
62 |
|
|
|
Произведения о Родине, о малой родине, городе, улице. Чтение любимых произведений. Иллюстрирование. А. Л. Барто «Дело было в январе» (наизусть).
|
|
||||||
63 |
|
|
|
Проверочная работа. Чтение вслух. |
|
||||||
64 |
|
|
|
Произведения о Родине, о малой родине, городе, улице. Чтение любимых произведений о зиме. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. |
|
||||||
65 |
|
|
|
Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. Мои любимые сказки. Фольклорная основа авторских сказок. К.И. Чуковский «Путаница». |
|
||||||
66 |
|
|
|
Мои любимые сказки. Главная мысль произведения. К.И. Чуковский «Радость». |
|
||||||
67 |
|
|
|
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». |
|
||||||
68 |
|
|
|
Характеристика и сравнение авторской сказки и народных сказок. К.И. Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям. |
|
||||||
69 |
|
|
|
Тема дружбы в художественном произведении. Главная мысль произведения. С.В. Михалков «Сила воли». |
|
||||||
70 |
|
|
|
С.В. Михалков «Мой щенок». В.В. Орлов «Я и мы». |
|
||||||
71 |
|
|
|
Тема детства в творчестве писателей. А. Л. Барто «Веревочка», «Катя». |
|
||||||
72 |
|
|
|
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «Шла вчера я по Садовой…» |
|
||||||
73 |
|
|
|
Ю.А. Яковлев «Мама», Л.А. Кассиль «Сестра». |
|
||||||
74 |
|
|
|
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей. Н. Н. Носов. «Затейники». |
|
||||||
75 |
|
|
|
Н. Н. Носов. «Заплатка». |
|
||||||
76 |
|
|
|
Н. Н. Носов. «Живая шляпа». |
|
||||||
77 |
|
|
|
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. В.В. Осеева «Сыновья», «Синие листья». |
|
||||||
78 |
|
|
|
Н.Н. Носов «На горке». Составление плана произведения. |
|
||||||
79 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки К.И. Чуковского. |
|
||||||
80 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «Писатели— детям». Проверь себя. |
|
||||||
81 |
|
|
|
Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. Е.А. Пермяк «Смородинка». |
|
||||||
82 |
|
|
|
Главная мысль произведения. Герой произведения, его характеристика, «портрет», оценка поступков. Ю. Ермолаев «Два пирожных». |
|
||||||
83 |
|
|
|
В. В. Осеева «Волшебное слово». |
|
||||||
84 |
|
|
|
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. В.В .Осеева «Хорошее». |
|
||||||
85 |
|
|
|
Тема дружбы в художественном произведении. В. Лунин «Я и Вовка», В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду». |
|
||||||
86 |
|
|
|
Тема дружбы в художественном произведении. В.В. Осеева «Почему?». А.П. Гайдар «Совесть». |
|
||||||
87 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Л. Пантелеев «Честное слово». |
|
||||||
88 |
|
|
|
С. Михалков «Быль для детей». |
|
||||||
89 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья». Проверь себя. |
|
||||||
90 |
|
|
|
Средства выразительности при описании природы: сравнение, эпитет. Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды». |
|
||||||
91 |
|
|
|
А. Плещеев «Весна», С. Дрожжин «Весеннее царство», А. Блок «На лугу». |
|
||||||
92 |
|
|
|
Настроение, которое создает пейзажная лирика А. Плещеев «В бурю». |
|
||||||
93 |
|
|
|
И. Бунин «Матери», Е. Благинина «Посидим в тишине».
|
|
||||||
94 |
|
|
|
Э. Мошковская «Я маму мою обидел». |
|
||||||
95 |
|
|
|
Формирование эстетического восприятия явлений природы (звуки, краски времен года). А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А.Л. Барто «Апрель». |
|
||||||
96 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о Родине, о весне. |
|
||||||
97 |
|
|
|
Тема природы в разные времена года в произведениях литературы. А.П. Чехов «Весной», Г.А. Скребицкий «Четыре художника. Весна». |
|
||||||
98 |
|
|
|
Отражение темы природы в картинах художников и музыкальных произведениях композиторов (П.И. Чайковский, А. Вивальди и др.). |
|
||||||
99 |
|
|
|
Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. С. Васильев «Белая береза». |
|
||||||
100 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Проверь себя. |
|
||||||
101 |
|
|
|
Проект «Создание газеты: «9 мая — День Победы». (с. 89) |
|
||||||
102 |
|
|
|
Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. |
|
||||||
103 |
|
|
|
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. Составление устного рассказа по серии картинок (стр. 96). |
|
||||||
104 |
|
|
|
А. Введенский «Ученый Петя». |
|
||||||
105 |
|
|
|
Фольклорная основа авторских произведений: сравнение сюжета, героев, особенности языка. Д. Хармс «Врун». |
|
||||||
106 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Рассказы Н. Носова. |
|
||||||
107 |
|
|
|
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». |
|
||||||
108 |
|
|
|
Мои любимые сказки. Инсценирование. Иллюстрирование. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». |
|
||||||
109 |
|
|
|
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Память». |
|
||||||
110 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Веселые рассказы для детей Э. Успенского. |
|
||||||
111 |
|
|
|
Э. Успенский». «Над нашей квартирой» (наизусть). |
|
||||||
112 |
|
|
|
Э. Успенский «Чебурашка». Составление плана произведения: части текста, их главные темы. |
|
||||||
113 |
|
|
|
Э. Успенский «Чебурашка». |
|
||||||
114 |
|
|
|
Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей. В. Драгунский «Тайное становится явным». |
|
||||||
115 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского. |
|
||||||
116 |
|
|
|
Жанровое многообразие произведений о животных. Г. Остер «Будем знакомы». |
|
||||||
117 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «И в шутку и всерьёз». Проверь себя. |
|
||||||
118 |
|
|
|
Литературная (авторская) сказка. Что уже знаем и умеем. Разноцветные страницы. |
|
||||||
119 |
|
|
|
Фольклорная основа авторских произведений: сравнение сюжета, героев, особенности языка. Английские народные песенки в переводе С.Я Маршака. |
|
||||||
120 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. |
|
||||||
121 |
|
|
|
Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты. Русская народная сказка «Снегурочка». В.И. Даль «Девочка Снегурочка». |
|
||||||
122 |
|
|
|
Литературная (авторская) сказка. Ш. Перро «Кот в сапогах». |
|
||||||
123 |
|
|
|
Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Ш. Перро «Кот в сапогах». |
|
||||||
124 |
|
|
|
Характеристика и сравнение авторской сказки и народных сказок. Татарская народная сказка «Три дочери». |
|
||||||
125 |
|
|
|
Особенности пьесы. Фрагмент пьесы Е. Шварца «Красная Шапочка». |
|
||||||
126 |
|
|
|
Литературная (авторская) сказка. Братья Гримм «Бременские музыканты». |
|
||||||
127 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Сказки Шарля Перро. |
|
||||||
128 |
|
|
|
Г.Х. Андерсен «Огниво». |
|
||||||
129 |
|
|
|
Г.Х. Андерсен «Огниво». |
|
||||||
130 |
|
|
|
Проверочная работа. Чтение вслух. |
|
||||||
131 |
|
|
|
Французская народная песенка «Сюзон и мотылек», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». |
|
||||||
132 |
|
|
|
Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». |
|
||||||
133 |
|
|
|
Литературная (авторская) сказка. Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». |
|
||||||
134 |
|
|
|
Обобщающий урок по разделу «Литература зарубежных стран». Проверь себя |
|
||||||
135 |
|
|
|
Внеклассное чтение. Моя любимая книга. |
|
||||||
136 |
|
|
|
Итоговый урок. |
|
||||||