X-PDF

Конспект Литературный вечер по творчеству Н.В. Груздевой

Поделиться статьей

 

План – конспект

Тема: «Литературный вечерпо стихам Н.В. Груздевой «Я так писала, как душа велела.»

ФИОпедагога: Ревелева Елена Сергеевна

Курс,группа – 1 курс, гр. СП — 20

Специальность:22.02.06 Сварочное производство

Дисциплина:Литература

Местопроведения: учебная аудитория

Типзанятия: комбинированный урок

Датапроведения: 27.11.2020 г.

Времяпроведения: 1 урок (45 минут)

       Цели:— познакомить с творчеством Н.В.Груздевой;

                        — пробудитьинтерес к личности и поэзии поэта.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать понятие о времени (период«оттепели»), жизни и творчества Н.В.Груздевой;

2.Познакомить с основными этапамитворческого пути;

3.Привлечь внимание к современному инадвременному звучанию лирики Н.В.Груздевой;

4.Обратитьвнимание на мелодичность, песенность её стихов.

Развивающие:

1.Продолжить развитие познавательногоинтереса  обучающихся к предмету через систему творческих заданий;

2.Развивать навыки и умения декламациихудожественного текста;

3. Развивать умение анализа художественныхпроизведений.   

Воспитательные:

1.Воспитывать внимательное и критическоеотношение к эпохе, к творчеству поэта;

2. Формировать общечеловеческие моральныеценности.

                                                

Урокс использованием технологии обучения в сочетании стехнологией критического мышления и технологией проблемного обучения.

Оборудование:ноутбук, мультимедийный проектор, презентация; портрет Н.В.Груздевой; сборникиеё стихов; иллюстрации к стихам; песни на стихи Н.В. Груздевой.

 

 

ФормируемыеУУД

Личностные.Формируются ответственное отношение к учению и коммуникативная компетентность вобщении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательнойдеятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Производят  анализ и преобразованиеинформации.

Регулятивные. Учатся  определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что ужеусвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученныйрезультат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения:  учатся высказывать суждения с использованием знаний,полученных самостоятельно в ходе подготовки к литературному вечеру.

Планируемый результат:

Метапредметные результаты.               

 1.сформированность познавательныхинтересов, направленных на развитие представлений о поэзии второй воловины 20века;

2.умениеработать с источниками информации;

3.умениепреобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметныерезультаты.

1.Правильное понимание взаимосвязи времени и творчества поэта.

2.Умениепонимать и выразительно читать лирические произведения.

Основныепонятия темы: лирика, строфа, ритм, рифма, тропы истилистические фигуры.

 

Списоклитературы:

1.      О.А.Ерёмина.Литература. 11 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя. (Электроннаяверсия на сайте издательства «Просвещение»).

2.      Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.П.Журавлёва.-М.Просвещение. 2017.

3.      Русскаялитература 20 века. 11 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихсяобщеобразовательных учреждений /под ред. В.П.Журавлёва. (Электронная версия насайте издательства «Просвещение»).

4.      Сборникистихов: «Твоё имя» (Вологда, 1995), «Воскресенье» (Вологда, 1995), «Звезда» (Вологда,1998), «Часы песочные» (Вологда, 2001), «Краешек зари» (Вологда, 2006), «Душа»(Вологда, 2011).

5.      ВладимирКудрявцев. «Я так писала, как душа велела…» (О творчестве Нины Груздевой).

6.      АндрейСмолин. «Любовь и слёзы» (Заметки о жизни и творчестве Нины Груздевой).

ИспользованныеЦОР:

1.Официальный портал правительства Вологодской области. Литература.

2.МБУК «Харовская централизованная библиотечная система им. В.И.Белова».Официальный сайт. Литературное краеведение.

3.МБОУ «Пундужская ООШ». Официальный сайт. Н.В.Груздева – поэтесса-пундужанка.

Технологическая карта урокалитературы по теме

«Литературныйвечер по стихам Н.В. Груздевой «Я так писала, как душа велела.»

 

 

                        

Организация           пространства

 

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

1. Модели

 

 Проблемного обучения и сотрудничества.

Критического мышления.

Игровая.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, групповая, общеклассная.

 

 

Структура и ход урока.

 

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

                                Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные:

-освоение личностного смысла учения, желания учиться

Регулятивные:

— Следовать режиму организации учебной деятельности.

Коммуникативные:

— Умение участвовать в действиях коллектива группа

— Взаимодействие с учителем (ответы на вопросы) режим У –С1, С2, С3

Познавательные:

— Повторение знаний по теме

2 мин.

2.

Этап мотивации  (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Игра.

Обеспечить деятельность по  определению темы, целей и задач урока.

Предлагает слушать ведущих, смотреть презентацию.

Определяют тему урока, цель и задачи.

Личностные:

— Осознание ценности личного участия в процессе определения темы урока, целеобразования и определении плана урока

Регулятивные:

— Личное участие в определении темы урока, целеобразования и постановки плана

— Прогнозирование

— Критическая оценка ситуации

— Следование режиму организации учебной деятельности.

Коммуникативные:

— Взаимодействие с учителем (ответы на вопросы) режим П –С1, С2, С3

Познавательные:

— Выражение собственного мнения

3 мин.

3.

 

Этап актуализации знаний.

Проблемное обучение.

Критическое мышление.

Способствовать деятельности обучающихся по актуализации знаний

Контролирует работу ведущих, просмотр презентации, письменную работу студентов

Слушают ведущих, смотрят презентацию, делают краткие записи в тетради

Личностные:

-Формирование внутренней позиции студента на уровень положительного отношения к обучению

Регулятивные:

— Следовать режиму организации учебной деятельности.

— Определение в ситуации выбора

Коммуникативные:

— Умение участвовать в действиях коллектива группы

·         Познавательные:

-Анализ и преобразование информации

35 мин.

                                     

7.

 

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

«Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы.

Отвечают.

Личностные:

— Освоение личностного смысла учения, желания учиться

Регулятивные:

— Развитие умений оценивания своей работы

— Следовать режиму организации учебной деятельности.

Коммуникативные:

— Взаимодействие с учителем (ответы на вопросы) режим У –С1, С2, С3

Познавательные:

— Адекватное понимание причин успеха или неуспеха

3 мин.

8.

 

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные:

— Освоение личностного смысла учения, желания учиться

 

2 мин.

 

 Содержание урока.

Здравствуйте,рада встрече с вами! Я приглашаю вас к совместной творческой работе на уроке.Мне хочется,  чтобы между нами было взаимопонимание и открытость, поэтому ненадо бояться  ошибок и молчать. Будем общаться! 

Целии задачи урока Слайды № 1-3.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

1ведущий.15 ноября 1936 года родилась Нина Васильевна Груздева. О ней и её стихах пойдётразговор сегодня.

Давайтесначала немного поиграем. Отгадайте слово из 7 букв, название ж/д станцииХаровского района, где жила будущая поэтесса. (Пундуга).

Учитель:закончите фразу: сегодня мы будем говорить о… (называют цели и задачи урока).Мы будем делать записи в тетрадях основных моментов биографии и творчества НиныВасильевны Груздевой.

 

Слайды№ 4.

1чтец Стихотворение «Прошедшее»

Мнекажется, я так давно живу!

Ажизнь летит, летит, не уставая.

Прошедшеея вижу наяву,

Ав нём – моя кибитка кочевая.

            Онасветло летит через года,

            Онауже не знает расстоянья,

            Мелькаютлица, сёла, города,

            Событияи встречи, и прощанья…

Ятак своё прошедшее люблю!

Изнаю всё: кто друг, а кто предатель.

Яотблески мгновений в нём ловлю

Почтикак посторонний наблюдатель.

            Тымоего прошедшего не тронь,   

            Несмей входить в него, не зная страха!

            Внём есть всегда величественный трон,

            Ислава, и забвение, и плаха.

Слайд № 5.

2ведущий. «Родилась я глухой ноябрьской ночью 1936года, – сообщает она в своей автобиографии, – на тёплой русской печке в деревнеДенисовской Харовского района Вологодской области в крестьянской семье. Мойотец, Василий Васильянович Груздев, — председатель колхоза «Север». Мать моя,Лидия Васильевна Груздева – рядовая колхозница, была певуньей и плясуньей,легко сочиняла частушки и поэтому слыла заводилой всех деревенских застолий».

1ведущий.Судя по всему, главным человеком в детские годы был для девочки отец. Судьбаего показательна для того времени. Он, проучившись всего два месяца в сельскойшколе, где едва успел освоить грамоту и арифметику, многое потом добиралсамообразованием. В царской армии он служил писарем полка. Там, по-видимомупристрастился к чтению. Придя из Красной Армии, отец трудился в Кадниковскомлеспромхозе. А когда в деревне организовали колхоз, односельчане избралиВасилия Васильяновича Груздева председателем, таков был его авторитет в роднойокруге. «Характер у отца был твёрдый, можно сказать, но и добрый в то жевремя», – вспоминает дочь. Василий Васильянович Груздев был из породы техвечных тружеников, которые постоянно в работе. Он и умер, тяжело заболев, когдастали ликвидировать его колхоз, видя, как рушат то, что долгие годы являлось егоповседневной заботой.

Слайд№ 6.

2ведущий. Когда Нине было почти пять лет, началасьВеликая Отечественная война. Семью Груздевых не обошло общее горе, потеривойны. Брат Василий, который был много старше младшей сестрёнки, в 1941 годуушёл в армию. Он погиб в 1943 году под Ленинградом.

Слайд№ 7.

2чтец. «Здравствуйте, клёны!»

Светлойпамяти брата Василия, погибшего в 1943 году.

Едудомой посмотреть на весну.

Вновый наряд одеваются кроны.

Какмне на вас захотелось взглянуть…

Здравствуйте,клёны!

            …Летнюютропку, как в детстве топчу…

            Доммой родительский, старый и скромный.

            Вамия вновь любоваться хочу,

            Здравствуйте,клёны!

…Ветрывас били и вьюги секли.

Вы,словно мать, сединой побелёны.

Низкийпоклон вам до самой земли!

Здравствуйте,клёны!

            Знаю,ещё до великой войны

            Братвас садил, молодой и влюблённый…

            Памятьо нём сохранить вы должны…

            Здравствуйте,клёны!

Слайд№ 8.

1ведущий.

 «Семилеткузакончила рано, – пишет Н.Груздева в автобиографии, – восьмой класс был врайонном центре, учёба платная, а у родителей не было средств, и мне пришлосьдва года работать в колхозе. К счастью, в 1952 году открылась у нас средняяшкола, уже бесплатная, и я, теперь с ровесниками, в 1955 году закончиладесятилетку. Продолжать учёбу не было средств, и мне пришлось остаться дома».

Ачто было делать? Нине ещё повезло, что время работы счетоводом в колхозе онасовмещала с должностями заведующей избы-читальни и библиотекаря в школе.

 Отецкак-то спросил её о планах на будущее, и девочка вдруг выпалила: «Будуписателем!». В минуты грусти и одиночества, под влиянием первых влюблённостей,у неё стали складываться свои ритмы и строфы. Известно, что первоестихотворение она написала, когда ушла из жизни её няня, а одно из первыхвыступлений для зрителей случилось на выпускном вечере в школе. К сожалению, мыпочти ничего не знаем из «ранней» Нины Груздевой, большая часть рукописей тойпоры пропала во время её скитаний по общежитиям и съёмным углам городской жизнив Вологде, а потом и в Москве…

Слайд№ 9.

 2 ведущий.

В1961 году Н.В.Груздева поступает в Вологодский педагогический институт наисторико-филологический факультет. Вступительные экзамены сдала довольно легко,сказались большая начитанность и природный ум. Но сама студенческая жизнь,особенно проживание в общежитии, где в комнате было 12 студенток, не моглиудовлетворить Н.Груздеву.

Слайд№ 10.

В1962 году она переводится на вечернее отделение, устроившись на работу в газетуУВД области. Это позволило ей, имея, пусть скромный, но постоянный заработок,более уверенно чувствовать себя в городской жизни. Учёба в Вологодскомпединституте дала Нине Груздевой главное: она входит в круг творческой молодёжиВологды.

Слайд№11 .

1ведущий.

Однойиз первых, кто оценил талант Николая Рубцова в Вологде… оказалась НинаГруздева. Отношения между ровесниками (оба – с 1936 года) почти сразуустановились дружеские и прочные.

4чтец.

Мыбыли бездомными, Коля,

Нословно родная семья,

Ите, кто не знал этой доли,

Кнам не набивался в друзья.

Всевместе ходили мы к Неле –

Всемейный налаженный быт,

Апосле брели еле-еле

Вобщагу меня проводить…

Слайд№ 12.

2ведущий. В 1965 году в Вологду приезжаютпредставители Литературного института, Нина уверенно проходит  собеседование ивскоре уезжает учиться в Москву.

Слайд№ 13

Напятом курсе она переходит в семинар известного поэта Виктора Бокова(1914-2009), который был ближе ей по своему творческому мировоззрению, да истихи её высоко ценил.

Спустямного лет Виктор Боков так отзовётся на выход поэтических сборников своей бывшейстудентки: «Дорогая, Нина Васильевна! Твой помятый, порванный по краямконверт-пакет пришёл. В нём две твои книги. Поздравляю тебя от души с выходом.Знаю, что тебе это стоило. Ты – молодчина, что не сдавалась мукам жизни и вышлав свет. Я сразу стал читать «Воскресение». Прочёл до конца и хочу тебяпоздравить с хорошей книгой. Я почти на всех стихах поставил крестики, значит –хорошо! Очень рад, что расширяешь возможности формы стиха:

Мнес тобой

Целыйвек

Говорить

Надобы,

Еслиты – человек,

Возьмименя

Нанебо!

Отличное!Много я подчеркнул строк, которые заметил и порадовался…».

Слайд№ 14.

1ведущий. Она приходит в поэзию на волнепоэтического бума 1950-60 годов. Приходит не «зелёной» девочкой, а человеком,до глубин знавшим разные уровни жизни. Ведь до 25 лет – деревенская жизнь(учёба, работа счетоводом, диктором колхозного радиоузла, библиотекарем), потомшесть лет работы в газете для заключенных, где она наслушалась-начиталасьстолько исповедей, столько узнала изломанных судеб, что впору было создавать исвои «Записки из Мёртвого дома». Да и потом, после Москвы, Н.Груздева невыпадала из потока обычной жизни: работа в многотиражках заставляла быть, кактогда любили говорить, в «гуще трудового коллектива». Впечатлений отповседневности у неё было вдоволь, только садись и переводи их в рифмованныестрочки. Но на всё это один ответ:

Нет,не бралась не за своё я дело,

И,кажется, по-своему права…

Ятак писала, как душа велела:

Любовьи слёзы сплавила в слова!

4чтец. «Твоё имя».

Когдауходит в сон сознанье,

Когдапечаль не по плечу,

Яв темноте, как заклинанье,

Вдругимя тихое шепчу.

Онозвучит, как прежде, свято,

Внём много веры, много сил.

Воттак же предок мой когда-то

Вдруг«Господи!» произносил.

И,забывая всё былое,

Тебяи всех твоих друзей,

Одномагическое слово

Хранюя в памяти моей.

Оново мне живее и дышит,

Какбудто талисман живой.

Оносильней, значимей, выше

Всехнаших встреч и нас с тобой.

2ведущий. Среди студентов Литературного институтаесть имя, которое связано с судьбой Нины Груздевой. Это – Александр Петров… Онне стал большим поэтом, но во время учебы в Литинституте запомнился всем какхороший и добрый человек, преданный товарищ, недаром сокурсники и друзьяласково называли его – Саня! Тут большого секрета нет: Александр Петров –прототип «лирического героя» многих стихотворений Н.Груздевой. Не будем гадать,что не сложилось в их судьбах, всего скорее, как водится, две творческиеличности трудно уживаются вместе. Были попытки установить прочные отношения ещёи через несколько лет после учёбы в Москве, но они закончились ничем… Понятнотолько, что эта любовь оставила долгий, незатухающий свет в душе НиныГруздевой.

Прости-прощай,моя мечта.

Мояжестокая отрада!

Иты – не тот, и я – не та.

Ивсё не так, как надо!..

Слайд№ 15.

  1 ведущий. Её первые стихи были опубликованы в 1954 году в Харовскойрайонной газете «Ударник», когда она училась в 10 классе, затем печатались вобластной газете «Красный север».

   «Литературная газета» (Илья Сельвинский) в 1967 г. поставила её в один ряд сЮлией Друниной, Беллой Ахмадулиной, Риммой Казаковой, Новеллой Матвеевой, ЮннойМориц…

  Первый сборник своих стихов Н.Груздева назвала «Тропинка», он вышел вСеверо-Западном книжном издательстве в 1968 году. В сборнике всего 16 страниц.В Вологодской областной библиотеке он хранится вместе с шестью другими книгамипод обложкой «Сполохи».

2ведущий.  До 1995 года отдельные стихи Н.Груздевойпечатались в газетах нашей области, журнале «Огонёк», «Сельская молодёжь»,«Молодая гвардия», «Литературная Россия» и др., в альманахе «День поэзии» (1970г.). Нина Васильевна работала в газете «Вологодские новости».

Слайд№ 16.

  1 ведущий. В 1995 г. выходит сразу 2 её сборника: «Твоё имя» и«Воскресение».

 В выпуске обеих книг помогли друзья: бесплатно набрали тексты, сверстали,сделали иллюстрации, типография ВОМЗ, где работала Н.Груздева, напечатала целыйтираж в долг. После этого Нина Васильевна сама же и продавала свои стихотворныесборники, чтобы рассчитаться с долгами. На это потребовалось немало физическихи душевных сил. Но надо было видеть, с каким воодушевлением, не помня своихлет, читала она на концертах любовную лирику. Читала и плакала, уходя ввоспоминания; плакали и слушатели, находя в стихах много созвучного себе.

Слайд№ 17

 2ведущий.  В 1998 г. печатается сборник «Звезда», в 2001г. – «Часыпесочные», в 2011 – «Душа».

Слайд№ 18.

  1 ведущий. С 1995 г. Нина Груздева являлась членом Союза писателейРоссии.

  Жила в Вологде на улице Герцена в квартире на 2 этаже. Стены комнаты украшаютфотографии: на одной из них она в компании с Николаем Рубцовым, на другой –среди студентов Литературного института. А ещё можно увидеть рисунок маслом,изображающий её родной дом в Денисовской с теми клёнами, что посадил брат, ирисунок карандашом, выполненный Жанной Тутунджан.

 В2003 году за сборники «Звезда» и «Часы песочные» Н.В.Груздева стала лауреатомВсероссийской литературной премии им. Н.Рубцова, в 2008 году за книгу стихов«Краешек зари» была удостоена Большой литературной премии России. В 2014 годуНина Груздева за своё поэтическое творчество стала лауреатом Международнойпремии Филантроп в номинации «Поэтическое творчество».

Скончалась27 июня 2016 г. в Вологде.

Слайд№ 19.

 2ведущий     А в заключение послушайте стихотворение

«Душа»

Вездедуша моя витает:

Чтождёт, что любит, чем горит.

Онаи в сумерках не тает,

Иднями с вами говорит.

Онаповсюду с вами будет:

Влюбви, на отдыхе, в трудах,

Ивы её найдёте, люди,

Вмоих стихах.

Подведем итогнашей работы на уроке. (Слайды № 20 — 21)

Я не знал_____________________________________________________________

Мне понравилось___________________________________________

Я хочу__________________________


Оцените высказывания. Правдивы ли они ?

1.     Н.В.Груздева в основном писала стихи оВологде, родной природе.

2.     Её стихи стали популярны одновременно состихами Н. Рубцова.

3.     В последние 20 лет жизни вышли в светпочти все сборники стихов Н.Груздевой.

Слайды22 — 23.

Д.з.

1.Синквейн – это стихотворение из 5 строк (рифма не обязательна).

1строка (тема) – имя сущ.

2строка (описание темы в двух словах) – имена прил.

3строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы

4строка (отношение автора синквейна к этой теме – фраза из 4 слов.

5строка (синоним к первому сущ.) – одно слово, на философско-обобщённом илиэмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.

 

Побиографии Лермонтова:

1Лермонтов

2Одинокий, свободный

3Страдает, предчувствует, любит

4Романтик всегда обречён на одиночество

5Гений

 

Домашнеезадание.

Попробуйте,используя рифмы поэта, написать свою строфу. Тема: любовь.

      ……    .рассказали –

……. обрывки речи.

        ……. на вокзале,

     ……… встречи.

 

Мыне всё друг другу рассказали –

Лишьобломки чувств, обрывки речи.

Внашей жизни, словно на вокзале,

Толькорасставания и встречи.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет