X-PDF

Оценка сформированности читательской функциональной грамотности у обучающихся в рамках логопедического воздействия

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Оценка

    1 слайд

    Оценка сформированности читательской функциональной грамотности у обучающихся
    в рамках логопедического воздействия
    Терехова Татьяна Сергеевна,
    учитель-логопед высш. кв. категории
    МБОУ СОШ № 94

    Новосибирск, 2022

  • Читательская

    2 слайд

    Читательская грамотность
    PIRLS
    способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.

    PISA
    — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

  • =

    3 слайд

    =
    =
    =
    =
    =

    Читательская грамотность
    Грамотность чтения
    Смысловое чтение
    Функциональное чтение
    Целевое чтение
    Продуктивное чтение

  • Основной

    4 слайд

    Основной критерий: способность применять знания в различных нетипичных ситуациях, поиск новых решений и способов действий.

    Как оценить уровень читательской грамотности у школьников?
    Стартовая диагностика
    Формирующая оценка
    Оценка сформированности функциональной грамотности
    Учебный процесс – формирование функциональной грамотности

  • Концепция

    5 слайд

    Концепция оценивания
    читательской грамотности
    Факторы:
    появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации;

    потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно;

    необходимость применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе
    в нестандартных.

  • Важные

    6 слайд

    Важные умения
    для современного читателя:
    осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации;

    проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников;

    применять полученную информацию
    при решении поставленных задач.

  • Особенности

    7 слайд

    Особенности оценки
    читательской грамотности

  • Читательские

    8 слайд

    Читательские умения

  • Уровни

    9 слайд

    Уровни читательской грамотности PISA

  • Уровни

    10 слайд

    Уровни читательской грамотности PISA
    1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;

    2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;

    3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;

    5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные
    гипотезы и использовать имеющиеся знания
    для решения жизненных задач.

  • Уровни

    11 слайд

    Уровни читательской грамотности PIRLS

  • Уровни

    12 слайд

    Уровни читательской грамотности PIRLS

  • Проблемы

    13 слайд

    Проблемы учащихся
    не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста
    затрудняются пересказать содержание, выделить основные моменты
    не понимают смысла почитанного из-за ошибок при чтении
    имеют низкую скорость чтения

  • Центр

    14 слайд

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО – http://centeroko.ru

    Банк открытых заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

  • Примеры

    15 слайд

    Примеры заданий
    1 класс

  • Примеры

    16 слайд

    Примеры заданий
    5 класс

  • Примеры

    17 слайд

    Примеры заданий
    5 класс

  • Проявления

    18 слайд

    Проявления читательской грамотности младшего школьника:
    соотнесение цели чтения и содержания прочитанного;
    дифференциация главной и второстепенной информации;
    соотнесение графической и вербальной информации;
    интерпретация прочитанного текста (истолкование, размышление о прочитанном, своеобразный диалог читателя с текстом/его автором);
    анализ языковых и структурных особенностей текста;
    рефлексивный анализ изменений в своих взглядах (отношениях), которые произошли под
    влиянием текста; сравнение своей точки
    зрения с мнениями других.

  • Диагностика

    19 слайд

    Диагностика читательских умений
    в системе оценки функциональной грамотности младших школьников
    Озаглавливание текста.
    Ответы на вопросы по содержанию текста
    Формулирование основной мысли текста.
    Расстановка точек в тексте.
    Определение порядка абзацев текста.
    Определение порядка предложений текста.
    Выбор слов в тексте в соответствии с его содержанием.

  • Диагностические

    20 слайд

    Диагностические задания
    для оценки уровня сформированности
    читательской функциональной грамотности
    Озаглавливание текста
    Высокий уровень – заголовок соответствует содержанию текста
    Средний уровень – заголовок является предложением из текста
    Низкий уровень – заголовок не соответствует содержанию текста.

    Ответы на вопросы по содержанию текста
    Высокий уровень – отвечает на все вопросы в соответствии с содержанием текста
    Средний уровень – на вопросы отвечает со стимулирующей дополнительной помощью или отвечает на часть вопросов.
    Низкий уровень – на вопросы не отвечает или отвечает на некоторые простые вопросы.

  • Диагностические

    21 слайд

    Диагностические задания
    для оценки уровня сформированности
    читательской функциональной грамотности
    Формулирование основной мысли текста
    Высокий уровень – формулирует главную мысль самостоятельно после прочтения рассказа.
    Средний уровень – формулирует главную мысль только после стимулирующей помощи, с помощью наводящих вопросов.
    Низкий уровень – главную мысль текста не формулирует, либо формулирует неправильно.
    Расстановка точек в тексте
    Высокий уровень – все границы предложений обозначены правильно.
    Средний уровень – большая часть точек расставлено правильно.
    Низкий уровень – обозначена меньшая часть предложений или точки расставлены не неправильно.

  • Диагностические

    22 слайд

    Диагностические задания
    для оценки уровня сформированности
    читательской функциональной грамотности
    Определение порядка абзацев текста
    Высокий уровень – все части текста расставлены самостоятельно правильно.
    Средний уровень – части текста расставлены со стимулирующей помощью или после самокоррекции.
    Низкий уровень – части рассказа расставлены неправильно.
    Определение порядка предложений текста
    Высокий уровень – все предложения расставлены самостоятельно в правильном порядке.
    Средний уровень – предложения текста расславлены в правильном порядке части (большая часть), или после стимулирующей помощи, или после самокоррекции.
    Низкий уровень – задание не выполнено или расставлены в правильно порядке меньшая часть предложений.

  • Диагностические

    23 слайд

    Диагностические задания
    для оценки уровня сформированности
    читательской функциональной грамотности
    Выбор слов в тексте
    в соответствии его содержанием
    Высокий уровень – все слова выбраны правильно и самостоятельно.
    Средний уровень – большая часть слов выбрана правильно или задание выполнено после предложения еще раз подумать и исправить ошибки (после самокоррекции)
    Низкий уровень – задание не выполнено или правильно выбрана меньшая часть слов.

  • Нормативы

    24 слайд

    Нормативы
    сформированности умений и навыков
    работы с книгой и другими источниками информации

    1 класс
    Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог.
    Участвовать в тихом хоровом чтении.
    Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.
    Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному.
    Членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится.
    Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.
    Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.

  • Нормативы

    25 слайд

    Нормативы
    сформированности умений и навыков
    работы с книгой и другими источниками информации

    2 класс
    Правильно, сознательно читать целыми словами.
    Соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения.
    Пользоваться выборочным чтением.
    Ориентироваться в учебнике.
    Работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги.
    Пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
    Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
    Темп чтения вслух — 50 слов в минуту.

  • Нормативы

    26 слайд

    Нормативы
    сформированности умений и навыков
    работы с книгой и другими источниками информации

    3 класс
    Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами.
    Выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами.
    Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям.
    Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами. Пользоваться простейшими схемами, таблицами.
    Использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
    Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий.
    Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ.
    Слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.
    Темп чтения вслух — 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.

  • Нормативы

    27 слайд

    Нормативы
    сформированности умений и навыков
    работы с книгой и другими источниками информации

    4 класс
    Читать в соответствии с литературными нормами.
    Пользоваться разными видами чтения.
    Уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.
    Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника.
    Работать со словарем.
    Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.
    Учиться самостоятельно составлять простой план.
    Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе.
    Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
    Темп чтения вслух — 120, про себя — 120-140 слов в минуту.

  • Планируемые

    28 слайд

    Планируемые результаты
    читательской грамотности у обучающихся основной школы

  • В

    29 слайд

    В заключении…
    Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так,
    словно они у ребенка уже есть.
    Все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
    не понимают, что от них хотят;
    понимают, но не получается;
    понимают, но не получается;
    получается с каждым разом всё лучше и лучше.

  • ИсточникиБанк

    30 слайд

    Источники
    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). Министерство просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы) https://instrao.ru/

    Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс].

    Центр оценки качества образования ИСМО РАО. Сайт http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html

    https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/10680-formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti—pyt-k-yspehy

    https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/430431-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-v-ramk

    http://www.iro48.ru/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.PDF

    https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/197291-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-uro


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет