Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Основнаяобщеобразовательная школа с. Мосты»
Искитимскогорайона Новосибирской области
____________________________________________________________
ул.Рабочая,5 с. Мосты , Искитимский район, Новосибирская область, 633223.
Тел. 8-(38343)-56-548, e-mail elankoz@mail.ru
Принято решением педагогического совета протокол № 2 « 26» августа 2022.
|
Утверждено Директор МКОУ «ООШ с. Мосты» Повелицина М.П ___________ Приказ № 52/2 от « 26» августа 2022. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальное
_____________________________________________
(направление)
«Эрудит»
(наименование)
1 год
_____________________________________
(срок реализации программы)
7-10 лет
(возраст обучающихся)
Составил:Васильева Ю.А.
учительначальных классов
С. Мосты2022
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа данного учебногокурса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
· Федеральногозакона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
· ПриказаМинпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Методическихрекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамкахреализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектнойдеятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
· Стратегииразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнойраспоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
· СанПиН1.2.3685-21;
· основной образовательной программыНОО МКОУ «ООШ с. Мосты»
· положенияо рабочей программе МКОУ «ООШ с. Мосты»
Актуальность
В условияхпоэтапного введения Федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования (ФГОС НОО) целью школьного образования становитсяформирование у младших школьников универсальных учебных действий средствамиучебной и внеучебной деятельности.
Одна изхарактерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросыи хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснитьдетям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтомуединственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы.
Программа кружка «Эрудит» представляетсистему интеллектуально развивающих занятий для учащихся 2-4 классов.
Программа «Эрудит» является интегративной,объединяющей знания, входящие в предметные области русского языка, математики,литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждогообучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов,обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательнойдеятельности.
Отличительными особенностями программы«Эрудит» являются:
1.Определение видов организациидеятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных ипредметных результатов
освоения программы.
2. В основу реализации программы положеныценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организациидеятельности предполагают
уровневую оценку в достижении планируемыхрезультатов.
4.Достижения планируемых результатовотслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом,администрацией, родителями
5. При планировании содержания занятийпрописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Программа «Эрудит» рассчитана на любогоученика, независимо от
его уровня интеллектуального развития испособностей.
Программа «Эрудит» рассчитана на 34 часаи предполагает
проведение 1 занятия в неделю. Срокреализации 1 год.
Цель:создание условий для расширения творческо-интеллектуальных
возможностей обучающихся средствамипознавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной
сфере внеурочнойдеятельности.
· Формироватьсистему метапредметных умений, расширять общий
кругозор.
- Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками ивзрослыми.
2. Планируемые результаты освоения курсавнеурочной деятельности.
Личностные результаты
— Определять и высказывать подруководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения присотрудничестве (этические
нормы).
— В предложенных педагогом ситуацияхобщения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правилаповедения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, какпоступить.
Метапредметные результатов:
Регулятивные УУД:
— Определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя.
— Проговаривать последовательностьдействий.
— Учиться высказывать своё предположение(версию) .
— Учиться работать по предложенномуучителем плану.
— Учиться отличать верно, выполненноезадание от неверного.
— Учиться совместно с учителем и другимиучениками давать
эмоциональную оценку деятельноститоварищей.
Познавательные УУД:
— Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое, от уже
известного.
— Делать предварительный отбор источниковинформации: ориентироваться
в энциклопедиях (на развороте, воглавлении, в словаре).
— Добывать новые знания: находить ответына вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт иинформацию, полученную от учителя.
— Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате
совместной работы учащихся всегообъединения.
— Перерабатывать полученную информацию:сравнивать и группировать различные объекты.
— Преобразовывать информацию из однойформы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулироватьрешение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
— Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одногопредложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
— Читать и пересказывать текст.
— Совместно договариваться о правилахобщения и поведения в школе и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли вгруппе (лидера, исполнителя,
критика).
3.Содержание курса внеурочнойдеятельности.
—История интеллектуальных игр: 18 часовтеоретических и практических занятий. На этих занятиях обучающиеся познакомятсяс понятиями: интеллектуальные игры, анализ, сравнение, рассуждение,планирование; знакомство с понятием логика, логическое мышление; построениеалгоритмов будут выполнять задания на развитие этих умений.
—Малые формы интеллектуальных игр: 12часов. Практические занятия. Интеллектуальные, сюжетно-ролевые командныеигры.
—Создание и проведение интеллектуальныхигр для младших школьников: 4 часа. Практические занятия по созданию интеллектуальныхигр для младших школьников: подбор вопросов, составление заданий.
4.Тематическое планирование.
№ п/п
|
Тема. |
Количество часов |
Форма проведения занятий |
||
теория |
практика |
||||
1 |
Вводное занятие. Основы успешности в игре. |
1 |
|
инструктаж, беседа. |
|
2 |
Игра «Внимание дорога!» |
|
1 |
умение работать в команде |
|
3 |
Познавательная игра «Забытые профессии». |
1 |
развитие логического мышления, умение быстро находить ответ |
||
4 |
«Словесные раскопки». История возникновения новых слов. |
1 |
|
Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» |
|
5 |
Кое-что из истории кино… |
1 |
|
Знакомство с историей создания кино |
|
6 |
«Мир кино». Интересные факты и открытия
|
1
|
|
Поиск информации в цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях, библиотеке.
|
|
8 |
Викторина по советским и российским фильмам. |
1 |
умение работать в команде |
||
9 |
Самый быстрый эрудит. Игра «Вопрос-ответ» |
Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250 |
1
|
Умение быстро отвечать на вопрос |
|
10 |
Путешествие в страну мультфильмов.
|
1 |
|
Знакомство с мультфильмами, их значение в истории человечества. |
|
11 |
«Карусель, карусель…». Интеллектуальная игра по мультфильмам.
|
|
1
|
Умение сопоставлять факты и события, развивать логическое мышление |
|
12 |
Путешествие по «Новосибирской области». |
1 |
|
Поиск информации в цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях, библиотеке.
|
|
13 |
Достопримечательности и интересные факты о городах НСО.
|
1
|
|
Поиск информации в цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях, библиотеке.
|
|
14 |
Творчество К. Чуковского. Викторина по произведениям Чуковского.
|
1
|
|
Умение быстро отвечать на вопрос. |
|
15 |
Интересные факты из биографии К.И. Чуковского. |
1 |
|
Знакомство с биографией Маршака. |
|
16 |
Путешествие в сказку. |
1 |
Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
||
17 |
Чудеса света. |
1 |
|
Поиск информации в цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях, библиотеке. |
|
18 |
«Таинства окружающего мира» — интеллектуальная игра. |
1 |
Умение сопоставлять факты и события, развивать логическое мышление |
||
19 |
Весёлая арифметика. |
1 |
|
Решение и составление задач – шуток. |
|
20 |
Что увидел Шерлок Холмс? |
1 |
|
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
|
21 |
Наши имена. |
1 |
|
Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов. |
|
22 |
Игра «Кто хочет стать миллионером?» |
1 |
Умение работать в паре и быстро принимать решение |
||
23 |
Карусель загадок. |
1 |
Обучение разгадыванию и составлению загадок |
||
24 |
Конкурс «Знатоков». |
1 |
развитие логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха; |
||
25 |
Игра «Крестики-нолики». |
1 |
интеллектуальный марафон |
||
26 |
Кое-что из истории конфет. |
1 |
|
Поиск информации в цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях,. библиотеке |
|
27 |
Экологический светофор. |
1
|
|
развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека и природы; формирование опыта природоохранительной деятельности
|
|
28 |
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» |
1 |
умение работать в команде, брать ответственность за принятое решение |
||
29 |
Чудеса в решете. |
1 |
|
Знакомство с фразеологизмом (поверья наших предков) |
|
30 |
«Колесо безопасности» — интеллектуальная игра по ОБЖ. |
1 |
Развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы. |
||
31 |
У какой страны впервые появился флаг? |
1 |
|
Поиск информации в цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях, библиотеке. |
|
32 |
Что бы это значило? |
1 |
Обучение решению и составлению рисуночных ребусов |
||
33 |
Магазин головоломок. |
|
1 |
Итоговое занятие — интеллектуальный марафон |
|
34 |
Подведение итогов года |
1
|
|
Показ презентации. |
|
Литература.
1. Д.В. Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельностьшкольников Методический конструктор- М.:Просвещение 2010
2. Актуальные вопросы формирования интереса вобучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Педагогика, 1984. – 97 с.
3. 100 великих тайн 20 века, 100 великих кладов,100 великих авантюристов М: Вече 2009
4. Поспелов Е.М. Школьный топонимическийсловарь. – М.: Просвещение, 1988. – 134 с.
5. Энциклопедический словарь юногогеографа-краеведа / Сост. Г.В. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 147 с
6. К. Варли, Л. Майлз География Энциклопедия–М.: « Росмэн» 1999
7. Занимательная книга знаний в вопросах иответах М.: « Махаон» 2008
8. Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» Большаякнига вопросов и ответов М.: Эксмо, 2010.512 с.
9.Энциклопедия “Что такое? Кто такой?”