Заданиепо русскому языку (дистанционное обучение) в 7 классе
на23.01.23 г.
Тема: «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
— Напишемнебольшой словарный диктант. Записываем в тетрадях, пожалуйста:
(Ни)где не был, (не)охотно говорил, пишет (не)брежно,восторже(-н,-нн)о улыбаться, беше(-н,-нн)о налетевший, огорченно п…смотрела, буйноразраста(-т,-ть)ся, слушать рассея(-н,-нн)о, н…где нарисовать, поступить обдума(-н,-нн)о.
-Сегодня у нас новая тема. Я думаю, чтодля вас она будет несложной, так как с подобным правилом вы уже встречались ине раз.
— Алюбите ли вы отгадывать загадки?Предлагаю нам прямо сейчас этим и заняться. Записываемв тетради только номер загадки и ответ.
1.Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит
Нам усердно служит.
2.По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня ………….
3.Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
4.Зубастая пила
В лес густой с утра пошла
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
5.В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
6.Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать…
7.На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке-
Породы ежовой.
8.Вкус его, как у конфет,
Но у него начинки нет,
В фольге он плиткою лежит.
На что сластена так глядит?
9.У иголочки шажок
Называется …
10.Горбат, не носит одежонок,
Живет в пустыне…
А чтообъединяет все эти слова? Как вы думаете? (буквы О и Е после шипящих)
-Хорошо. Давайте вспомним правила, когда мы будем писать букву О после шипящих вкорне слова? А когда Е(Ё)? Например? ( В корне слова после шипящих под ударением пишется ё (хотя произносится о ), если при изменении слова отчётливослышится е :
чёрный – чернеть, пшёнка –пшено, расчёска – чесать.
После шипящих в корне слова под ударением и без ударенияпишется
буква о, если нельзя проверить однокоренным словом с е:
крыжовник, шорох, шорты, трущоба, обжора,
капюшон, шов, чащоба, трещотка, шок,шомпол (под ударением)
шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр
и др. (без ударения).
Таких слов немного, ихобычно запоминают как словарные слова).
— А вокончаниях существительных и прилагательных? Примеры? (под ударением о, безударения е: врачом, товарищем; большого, хорошего)
— И всуффиксах существительных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: снежок,горошек)
— А всуффиксах прилагательных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: ежовый,вещевой, парчовый)
-Хорошо, молодцы. Мы повторили с вами правописание букв О и Е после шипящих вразных частях слова, а тема нашего урока следующая: «Буквы О и Е после шипящихна конце наречий».
-Итак, давайте откроем учебник на странице 109 и прочитаем правило внизустраницы. Обратимся также к материалу видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2637/main/
-Итак,рассмотрим алгоритм применения данного правила.
1.Начто мы обращаем внимание? На конце наречия – шипящий.
2.Определяемпозицию гласного, находящегося после шипящего: ударный – безударный.
3.Вспоминаемправило: под ударением – О, без ударения — Е
Работа по учебнику
— Ядумаю, что трудностей здесь никаких возникнуть не должно, поэтому выполняем упражнение№265. Записываем слово, шипящий подчёркиваем двумя чертами, обозначаемударение, выделяем суффикс, а букву О или Е подчёркиваем одной чертой.
— Неочень сложная тема?
— Молодцы ! Перед вами 5 групп слов, в каждой из которых есть лишнееслово. Найдите его и запишите. Из каждой группы выпишите только одно лишнееслово.
1. Убаюкивающ…, блестящ… , горяч…
2. Общ…, волнующ… , вызывающ…
3. Вещ…вой, кумач…вый , холщ…вый
4. Хорош…, свеж… , певуч…
5. Ещ… ,потрясающ… , тягуч…
-Какиеслова лишние?Какое правило использовали?
-Вернемсяк работе с учебником.Обращаем внимание на упражнение 266. Вместе с вами заполним таблицу и запишем в тетрадь.
Гласная буква после шипящей |
Часть слова |
||
корень |
суффикс |
окончание |
|
о |
Шоссе,шорох,шоколад. |
Девчонка,ручонка,кумачовый. |
Свечой,врачом. |
е |
Шептать,шелест,жезл. |
Реченька,плюшевый. |
Пищей,товарищем. |
ё |
Расчёска,жёлтый,шёпот. |
Сгущённый,толчёный. |
Печёт,бережёт.
|
-Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?
— Акакие правила мы повторили?
-Что-то сложное заметили для себя в этой теме?
— Чтоузнали нового?
Домашнеезадание.
-Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:
упражнение№267 , выучить все правила, которые звучали сегодня на уроке.