X-PDF

Конспект урока Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.7 класс(дистанционное обучение)

Поделиться статьей

Заданиепо русскому языку (дистанционное обучение) в 7 классе

на23.01.23 г.

Тема: «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий». 

Напишемнебольшой словарный диктант. Записываем в тетрадях, пожалуйста:

(Ни)где не был, (не)охотно говорил, пишет (не)брежно,восторже(-н,-нн)о улыбаться, беше(-н,-нн)о налетевший, огорченно п…смотрела, буйноразраста(-т,-ть)ся, слушать рассея(-н,-нн)о, н…где нарисовать, поступить обдума(-н,-нн)о.

-Сегодня у нас новая тема. Я думаю, чтодля вас она будет несложной, так как с подобным правилом вы уже встречались ине раз.

— Алюбите ли вы отгадывать загадки?Предлагаю нам прямо сейчас этим и заняться. Записываемв тетради только номер загадки и ответ.

1.Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит.   

 

2.По пригоркам, по равнинам

Я веду свою машину.

Я люблю дорог простор,

А зовут меня ………….

 

3.Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

 

4.Зубастая пила

В лес густой с утра пошла

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

 

 

5.В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

 

6.Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок,

Музыканта звать…

 

7.На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке-

Породы ежовой.

 

8.Вкус его, как у конфет,

Но у него начинки нет,

В фольге он плиткою лежит.

На что сластена так глядит?

 

9.У иголочки шажок

Называется …

 

10.Горбат, не носит одежонок,

Живет в пустыне…

 

А чтообъединяет все эти слова? Как вы думаете? (буквы О и Е после шипящих)

-Хорошо. Давайте вспомним правила, когда мы будем писать букву О после шипящих вкорне слова? А когда Е(Ё)? Например? ( В корне слова после шипящих под ударением пишется   ё  (хотя произносится   о ),   если при изменении слова отчётливослышится   е  

                 чёрный – чернеть,     пшёнка –пшено,     расчёска – чесать.    

После шипящих в корне слова под ударением и без ударенияпишется  
буква   о, если нельзя проверить однокоренным словом с   е:  

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

                 крыжовник, шорох, шорты, трущоба, обжора,  
                 капюшон, шов, чащоба, трещотка, шок,шомпол 
(под ударением) 

                 шоколад, шофёр, жокей, шоссе, жонглёр

                 и   др.  (без ударения) 

      Таких слов немного, ихобычно запоминают как словарные слова).

— А вокончаниях существительных и прилагательных? Примеры? (под ударением о, безударения е: врачом, товарищем; большого, хорошего)

— И всуффиксах существительных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: снежок,горошек)

— А всуффиксах прилагательных? Примеры? (под ударением о, без ударения е: ежовый,вещевой, парчовый)

-Хорошо, молодцы. Мы повторили с вами правописание букв О и Е после шипящих вразных частях слова, а тема нашего урока следующая: «Буквы О и Е после шипящихна конце наречий».

-Итак, давайте откроем учебник на странице 109 и прочитаем правило внизустраницы. Обратимся также к материалу видеоурока https://resh.edu.ru/subject/lesson/2637/main/

-Итак,рассмотрим алгоритм применения данного правила.

1.Начто мы обращаем внимание? На конце наречия – шипящий.

2.Определяемпозицию гласного, находящегося после шипящего: ударный – безударный.

3.Вспоминаемправило: под ударением – О, без ударения — Е

                                                   Работа по учебнику

— Ядумаю, что трудностей здесь никаких возникнуть не должно, поэтому выполняем упражнение№265. Записываем слово, шипящий подчёркиваем двумя чертами, обозначаемударение, выделяем суффикс, а букву О или Е подчёркиваем одной чертой.

— Неочень сложная тема?

Молодцы ! Перед вами 5 групп слов, в каждой из которых есть лишнееслово. Найдите его и запишите. Из каждой группы выпишите только одно лишнееслово.

1. Убаюкивающ…, блестящ… , горяч…

2. Общ…, волнующ… , вызывающ…

3. Вещ…вой, кумач…вый , холщ…вый

4. Хорош…, свеж… , певуч…

5. Ещ… ,потрясающ… , тягуч…

 -Какиеслова лишние?Какое правило использовали?

 

-Вернемсяк работе с учебником.Обращаем внимание на упражнение 266. Вместе с вами заполним таблицу и запишем в тетрадь.

 

Гласная буква после шипящей

Часть слова

корень

суффикс

окончание

о

Шоссе,шорох,шоколад.

Девчонка,ручонка,кумачовый.

Свечой,врачом.

е

Шептать,шелест,жезл.

Реченька,плюшевый.

Пищей,товарищем.

ё

Расчёска,жёлтый,шёпот.

Сгущённый,толчёный.

Печёт,бережёт.

 

 

-Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?

— Акакие правила мы повторили?

-Что-то сложное заметили для себя в этой теме?

— Чтоузнали нового?

Домашнеезадание.

-Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:

упражнение№267 , выучить все правила, которые звучали сегодня на уроке.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет