Муниципальное дошкольноеобразовательное автономное учреждение
«Детский сад № 50» г.Оренбурга
Педагогический совет
Конспект образовательной
деятельности
Тема: «Использование арт-приёма –мнемотехники в составлении рассказа по опорным картинкам «Зима»
Подготовила:учитель-логопед
высшей кв.категории
Гладких ЕленаАлександровна
Конспект образовательной
деятельности сдетьми дошкольного возраста
сиспользованием арт-приёма — мнемотехники
по теме: «Составлениерассказа по опорным картинкам «Зима»
Цель:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
совершенствовать умение детейсоставлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания ипредставления; формировать умение рассказывать связно, полно и выразительно;развивать умения отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; активизировать и обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную моторику;
совершенствовать процессывнимания, памяти, мышления, воображения; развивать речевое дыхание, мелкуюмоторику пальцев рук; совершенствовать координацию речи с движением; упражнятьдетей в способах релаксации;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей; развивать коммуникативные навыкисотрудничества детей, умение слушать собеседника.
Методические приемы:
Словесные — беседы, рассуждения, рассказ, чтение стихотворений; наглядные— показ способа действий, рассматривание сюжетных картинок, графических схем; практические— дидактическая игра «Назови приметы зимы», динамическая пауза «Зимой»,«Снежинка», пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики, изготовлениеснежинки.
Оборудование: волшебныйзонт, презентация «Зима», пазлы-схемы мнемотаблицы, «снежок»,
зеркала,снежинки для дыхательной гимнастики, карточки-рисунки для динамической паузы,основа для снежинки.
Ходзанятия
Виды этапов |
Содержание этапов |
Ситуации выбора |
Вводная часть
|
Организационный момент: Педагог встречает детей возле дверей. Логопед: Добрый день, ребята. Подскажите, а как еще можно приветствуют друг друга? Ответы детей. Логопед: Да, вы правы: Придумано кем-то просто и мудро — И каждый становиться добрым, доверчивым. 2.Сообщение темы и цели занятия. Логопед: Я приглашаю вас в мир чудес. Сегодня, мы отправимся в сказочную страну. (Взять зонтик и «снежок»). Логопед: Посмотрите, ребята, в подарок от Деда Мороза я получила волшебный зонтик, который поможет нам попасть в сказку. Возьмитесь за руки. -Закройте глаза и представьте, что волшебный ветер перемен уносит нас в Сказочное Королевство. (Звучит музыка. Педагог вращает зонтик). Логопед: Откройте глаза. Добро пожаловать в Сказочное Королевство! (Положить зонт). Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто правит этим королевством: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! В искрах инея и льда – Раскрасавица …..(Зима). Логопед: Как вы думаете, ребята, о какой царице в загадке идет речь? (О зиме). Логопед: Да, это Царица-зима. Как вы понимаете слова: «белокожа», «светлолица»? Логопед: Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Л: Посмотрите на картину: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Л: Зимой много праздников. Какие зимние праздники Вы знаете? (Новый год, Рождество, Крещение и Масленица). Л: Зимние праздники всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. А ещё на праздники принято дарить подарки. Я предлагаю подарить хозяйке Зимнего королевства необычный подарок — придумать о ней историю в картинках. За каждое выполненное задание вы будете получать часть картины. |
Отгадывание загадки
|
Основная часть
|
Беседа по теме. — Царица-Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы. Сейчас проверим. Я буду передавать вам снежок. У кого снежок, тот и отвечает на мой вопрос. — Какая зима? (зима снежная, холодная, морозная). — Что происходит зимой с животными? (А еще? А с теми, кто не впадает в спячку?) — Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю). — Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, снежная, зимой метет снег, дует ветер). — Ребята, за отлично выполненное заданием, получите первый. («з в сапожках»). Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252 — Педагог держит и медленно говорит: Пришла зима. (Затем просит ребенка повторить). Упражнения на координацию речи с движением. — А сейчас отгадайте мою загадку: Что это за человек Пробрался в 21 век? Морковный нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (Снеговик) — Правильно! Хотите и мы с вами построим снеговика? Но построим его в своём воображении. Выполняйте вместе со мной. Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) Логопед: Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной. Логопед: Вы справились с заданием, получите еще два фрагмента картины. («облака со снежинками, «деревья»). -Выпал белый, пушистый снег. (Ребенок повторяет). -Деревья стоят голые. (Ребенок повторяет). Артикуляционная гимнастика. Логопед: Знать хочу я, чем ещё дети занимаются зимой? (катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки»). — Давайте, присядем, чтобы было удобно. (Расположитесь удобно, спина ровная). Возьмите волшебные зеркала. У нас у всех хорошее настроение. Покажите, что это так. Выполним гимнастику для языка. Эту гимнастику делают для того, чтобы язык был подвижным, и мы умели правильно говорить. (Педагог показывает упражнения, а дети повторяют, четко следуя его инструкции). «Улыбочка». • «Снеговики радуются морозу». Надуть щёки. • «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой». • «Горка закрывается — открывается». Сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы). Повторить движения 5-6 раз. • «Саночки». Движения языком вперёд – назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. — Ребята, за отлично выполненную гимнастику, получите еще две картинки. («Зимние забавы», «животные»). — Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки. (Повторите за мной) — Некоторые животные впали в спячку, а другие поменяли «шубки». (Повторите). . Дыхательная гимнастика. — А теперь послушайте стихотворение Натальи Елкиной «Звездочка-малютка». Легкая, узорная звездочка — малютка Ты лети мне на руку Посиди минутку. Покружилась звездочка В воздухе немножко. Села и растаяла На моей ладошке. — Ребята, что же это за звездочка? (это снежинка). — Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку). — Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная). — Почему снежинка растаяла на ладошке? (ответы детей). — Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно). — А можете показать, как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль). — Не грустите, снежинка растаяла, но с неба падают ещё снежинки. Покажите, как они падают и кружатся. (снежинка на ниточке). — Давайте поможем нашим снежинкам кружится в воздухе. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Вот так. (Показ педагога). — Ребята, возьмите снежинки в правую руку за ниточку и выполняйте вместе со мной. (Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. (3-4раза). — Ребята, за отлично выполненное заданием, получите еще одна картинка. («одежда»). — Люди стали одеваться теплее. (Повтори, пожалуйста ). Проблемная ситуация. Раздается звук ветра. — Ребята, я так сильно подула, что моя снежинка улетела. Что же мне теперь делать? (ответы детей). Вы готовы мне помочь? Мы будем делать снежинки не совсем обычным способом. — Каждый сделает свою снежинку. — Подвиньте к себе тарелки. Перед вами лежат снежинки. — Посыпьте снежинки волшебным снежком. — Аккуратно придавите пальцами снежок, а затем осторожно поднимите снежинку над тарелочкой так, чтобы снежок высыпался в неё. (Дети присыпают готовые шаблоны блестками, звучит волшебная музыка). — Ребята, что у вас получилось? (Дети рассматривают поделки и отвечают). — Вы отлично справились с заданием. Получите еще одну картинку («поземка»). — Дует холодный зимний ветер. (Педагог просит ребенка повторить). Динамическая пауза «Зимой». — Ребята, пришло время поиграть. Подойдите, пожалуйста ко мне. — Я буду показывать вам карточки, а вы называйте, что изображено на ней и показывайте это движением. Что изображено на картинке? Снежинки — покружитесь и присядьте. Дует вьюга – поднимите руки вверх и покачайте ими. Сапожки – попрыгайте на двух ногах. Лыжи – покатайтесь на лыжах. Снежки – слепите снежок и бросьте его в сторону. — Запомнили, а сейчас будьте внимательны и выполняйте самостоятельно. Готовы! (Показ картинок вразброс). — Ребята, вы отлично потрудились, получите следующий («смайлик»). — Хорошо зимой! (Повторите, пожалуйста). Составление рассказа. — Ребята, посмотрите, у нас есть все части картины. Но что-то с ней не так. Как вы думаете, что? (Ответ детей). — Помогите мне правильно собрать картину. — Итак, картина готова, но мы же хотели подарить Зиме историю. Вы готовы сочинить её по картинкам. (Составляются предложение по первой картинке. Потом вся история от начала до конца. — Пришла зима. Выпал белый, пушистый снег. Дует холодный зимний ветер. Деревья стоят голые. Некоторые животные впали в спячку, а другие поменяли «шубки». Люди стали одеваться теплее. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки. Хорошо зимой! Слайд «Зима», голос: «Спасибо, друзья! Мне очень понравилась ваша история в картинках о моём Зимнем Королевстве». — Ребята нам пора возвращаться в детский сад. (Педагог берет зонтик). Беритесь за руки, друзья! (Вращает зонт). Вот мы снова в детском саду. |
Дети предлагают свои варианты
|
Заключительная часть Итог |
Логопед: — Вспомните ребята, о чём мы говорили в Зимнем Королевстве? — Что мы делали? — Что было трудно? — Что вам понравилось? — Вы сегодня постарались, составили интересную историю для Царицы Зимы. — Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам. — Ребята, скажите какое у вас настроение после нашего общения? (хорошее). — Положите на ладошки немного настроения и поделитесь им с гостями. (Педагог дует на ладошку, а дети за ней повторяют). |
Дети отвечают на вопросы |