РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практическая экология длямладших школьников»
на 2022-2023 учебный год
2 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Бордашевич С.В.
п. Калиновский
2022
Рабочая программа разработана на основе программы ГригорьевойЕ. В. Практическая
экология для младших школьников: учебное пособие по курсувнеурочной деятельности для обучающихся первых классов начального общегообразования / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко; под редакцией С. Ф. Лихачёва,доктора биологических наук, профессора —
Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 64 с., втом числе 12 стр.
приложения к занятиям. (Экология, окружающий мир и человек)
Григорьева Е. В. Методические материалы для учителя по курсувнеурочной деятельности социальной направленности «Практическая экология длямладших школьников», 2-й класс / Е. В. Григорьева, Н. Н. Титаренко, С. М.Овчинников; под редакцией С. Ф. Лихачёва, доктора биологических наук,профессора. — Челябинск: АНО ДПО Инновационный центр «РОСТ», 2021. — 72 с.(Экология, окружающий мир и человек)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Пояснительная записка
Содержание курса внеурочной деятельности «Практическая экология для младшихшкольников» во 2 классе строится на принципах:
-практической направленности обучения, которая требует стимулирования школьниковв применении полученных знаний в решении практических задач;
-краеведческойнаправленности , на основе которой обучающиеся убеждаются, что в природе всевзаимосвязано и нарушение связей приводит к непоправимым экологическимпоследствиям; краеведение — источник экологического образования младшихшкольников.
Во 2 классе систематизируются знания о воздухе, воде, растениях и животных,полученные в 1 классе. Рассматриваются природные явления и процессы на примеревесенних изменений в природе. Второклассники учатся проводить фенологическикнаблюдения, что позволяет устанавливать экологические связи между неживой иживой природой.
Во 2 классе вводятся понятия: полезные ископаемые и почва, которые позволяютполноценно изучать экологические закономерности в природе Челябинской области.
Результаты освоения курсавнеурочной деятельности
«Практическая экология длямладших школьников»
Личностные результаты (кконцу 2 класса):
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природыметодами естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,дающих способность выражать свое отношение к окружающему миру природы;
— владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемсяи развивающемся мире;
-сформированность уважительного отношения к природе родного края;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознаниянеобходимости сохранения окружающей среды родного края;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
-сформированность установки на принятие ценности природного мирародного края;
-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-наличие мотивации и готовности следовать нормам природоохранногоповедения;
Метапредметные результаты:
— сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, всотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную,планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— сформированность умения под руководством учителя начинать ивыполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
— сформированность умения осуществлять поиск и выделятьнеобходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
— сформированность основ смыслового восприятия познавательныхсообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включаяэлектронные, цифровые);
— сформированность умения планировать и выполнять учебный проектпо заданию и под руководством учителя;
— сформированностьумений формулировать собственное мнение;
-овладение элементами самостоятельной учебной деятельности, включающей уменияставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственныйвклад в деятельность группы;
— освоениеэлементарных приемов исследовательской деятельности: формулирование с помощьюучителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана,фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,формулирование выводов по результатам исследования;
-сформированностьприёмов работы с информацией: поиск и отбор источника информации в соответствиис учебной задачей, понимание информации в различной знаковой форме — таблицы,диаграммы, графики, рисунки;
_сформированность коммуникативных умений и овладение опытом межличностнойкоммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии;
-сформированностьумения работать в группе в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты :
Обучающийся научится:
üузнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;обнаруживать
простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
üиспользовать взаимосвязи в живой природе для объяснениянеобходимости бережного отношения к природе;
üпонимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правилбезопасного
поведения в окружающей среде родного края;
üузнавать, называть изученные объекты живой и неживой природыЧелябинской области.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü проводитьнесложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты,используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
üиспользовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронныхносителях);
üиспользовать различные справочные издания для поиска информации, втом числе по
Челябинской области.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младшихшкольников
наблюдательности, умений устанавливать причинно — следственныесвязи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы,как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах,которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
(34 ч — 1 час в неделю)
Вводное занятие. Экология.Законы экологии. «превращения» опавших листьев. Как мусор может навредитьокружающей среде.
Раздел «Воздух»
Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животныхосенью. Взаимосвязи в природе.
Роль воздуха в жизни растений и животных: дыхание, среда обитания, опыление,перенос плодов и семян. Роль воздуха в жизни человека. Легкие человека,кислород, углекислый газ. Растения-легкие нашей планеты.
Загрязняющие вещества воздуха. Бактерии и вирусы-источники инфекции. Эпидемии,передающиеся воздушно-капельным путём. Медицинская маска, респиратор, мытьёрук, социальная дистанция- защита от заражения.
Источники загрязнения воздуха в окружающей среде. Смог. Сохранение чистотывоздуха: экотранспорт, электормобили, газовое оборудование, очистные фильтры,совершенствование производственных процессов, регулярный мониторинг загрязнениявоздуха.
Погодные явления: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр,флюгер. Изменение положения Солнца над Землёй в течение дня.
Признаки ненастной и ясной погоды. Народные приметы погоды.
Ветер — движение воздуха. Значение ветра в природе. Сила ветра в баллах.
Высота солнца, температура воздуха почвы, осадки, жизнь растений и животныхглубокой осенью. Взаимосвязи в природе.
Формызанятий:прогулка, проблемное обсуждение и беседа, викторина, фотовыставка.
Практическаядеятельность:выбор объектов для долгосрочного наблюдения за их
изменениямипо сезонам года; фотографирование объектов для наблюдения.
Раздел «Вода»
Свойства воды. Три состояния воды. Свойства снега и льда и их экологическоезначение.
Вода – наиболее важная часть живых организмов, это главный растворительпитательных веществ.
Углекислый газ, сахар, кислота в газированных напитках. Кальций костей. Вредсладких газированных напитков.
Водохранилища Челябинской области — Аргазинское, Шершнёвское. Колодцы искважины. Фильтрование воды.
Водоёмф Челябинской области-источники питьевой воды. Бытовая потеря воды.Счетчик воды. Коммунальные услуги.
Южный Урал. Равнины и горы. Великое Пермское море. Известняк. Игнатьевскаяпещера, Устиновские известняки на реке Миасс- памятники природы Челябинскойобласти. Гора Юрма. Каменная река на Таганае.
Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животныхзимой. Взаимосвязи в природе.
Формызанятий:экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым
акцентомoб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело,викторины, фотовыставки, выставки.
Практическаядеятельность:краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы,выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт
фотографированияи видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор
природныхматериалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Полезные ископаемые. Почва»
Полезные ископаемые Челябинской области. Свойства песка и глины. Кичигинскийкарьер в Увельском районе. Южноуральский фарфоровый завод.
Коркинский карьер. Происхождение угля. Древовидные папоротники. Свойства угля.
Мраморный карьер в Коелге. Изделия из мрамора. Свойства известняка и мрамора.Великое Пермское море. Биогенное происхождение известняков.
Плодородие почвы-способность поддерживать жизнь растений. Состав почвы.Образование перегноя. Роль бактерий в образовании солей.
Что растение берет из почвы. Правила ухода за комнатными растениями. Почва-домдля животных. Почвы Челябинской области.
Почва-главное богатство планеты. Роль живых организмов в образовании почвы.Причины разрушения почвенного покрова. Высадка растений для укрепления почвы.Охрана почв нашего края.
Солнце-главная причина наступления весенних изменений в природе. Изменениевысота Солнца и продолжительности дня и ночи весной. Потепление, таяние снега,проталины, ледоход, появление растений и насекомых. Прилет грачей-признакнаступления ранней весны.
Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животныхранней весной. Взаимосвязи в природе.
Весна на Южном Урале. Наблюдения за погодой. Условные обозначения облачности,осадков, температуры, ветра. Наблюдения за таянием снега, последним снегопадом,дождём, ледоходом, состоянием почвы.
Зимний покой растений. Хранение питательных веществ. Изменения в неживойприроде, помогающие растениям пробуждаться от зимнего покоя. Оттаивание почвы,сокодвижение, набухание и раскрытие почек, развёртывание листьев.
Причины раннего цветения растений- влажная почва, освещённость солнцем,хранение запаса питательных веществ в корневищах, клубнях, луковицах.Раннецветущие растения нашего края: мать-и-мачеха, прострел, адонис фиалка. Последовательностьцветения. Операция «Первоцвет».
Зависимость температуры тела насекомых от температуры воздуха. Зимнееоцепенение. Особенности зимовки муравьёв, ос, бабочек, божьих коровок,короедов, кузнечиков. Последовательность появления насекомых весной. Клещ -паукообразное животное.
Перелетные птицы и причины их отлета. Последовательность возвращения скворца,утки, чайки, коршуна, ласточки, иволги, кукушки, соловья. Гнездо грача.
Экологический календарь и причины его создания. «Международный день птиц»Скворечник.
Высота солнца, температура воздуха и почвы, осадки, жизнь растений и животных весной. Взаимосвязи в природе.
Формызанятий:экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым
акцентомoб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины,фотовыставки, выставки.
Практическаядеятельность:краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы,выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт
фотографированияи видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор
природныхматериалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Экологический календарь:всемирные, международные и всероссийские
праздники»
Экологическийкалендарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников
ксуществующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территорияхотдельных регионов и на всём земном шаре.
11января — День заповедников и национальных парков. Значение заповедников инациональных парков в сохранении и возможности наблюдения за животными.
22марта – Всемирный день водных ресурсов. Значение воды в жизни человека,растений, животных. Бережное отношение к воде.
19апреля – День подснежника. История праздника. Подснежник — исчезающий вид. Акция «Защитим подснежник» — изготовление поделок «Первоцветы».
3мая – День Солнца. История праздника. Значение солнца.
Формызанятий:праздник, проблемное обсуждение и беседа, ролевая игра oб
экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки,выставки.
Практическаядеятельность:изготовление поделок, фотоальбомов, скворечников.
Тематическое планирование курса внеурочнойдеятельности
«Практическаяэкология для младших школьников»
№ п/п
|
Раздел, тема
|
Кол часов |
|
Вводный урок |
|
1
|
Зачем изучать экологию |
1 |
|
Раздел «ВОЗДУХ» (8ч.) |
|
2 |
Экскурсия. «Золотая осень» |
1 |
3 |
Зачем нужен воздух |
1 |
4 |
Почему воздух должен быть чистым |
1 |
5 |
Как помочь воздушной среде наших городов и сёл |
1 |
6 |
Что такое погода |
1 |
7 |
Можно ли предсказать погоду |
1 |
8 |
Определяем скорость ветра |
1 |
9 |
Экскурсия «Глубокая осень» |
1 |
|
Раздел «ВОДА» (8ч.) |
|
10 |
Почему воду называют удивительным веществом природы |
1 |
11 |
Почему без воды не будет жизни |
1 |
12 |
Какая вода нужна человеку |
1 |
13 |
Как вода становится питьевой |
1 |
14 |
Как экономить питьевую воду |
1 |
15 |
Как вода формировала уникальную поверхность Челябинской области |
1 |
16 |
Зимняя экскурсия |
1 |
17 |
Экологический календарь:11 января- День заповедников и национальных парков |
1 |
|
Раздел «Полезные ископаемые. Почва» (17ч.) |
|
18 |
Какие богатства оказались под землёй |
1 |
19 |
Какие тайны хранят запасы угля |
1 |
20 |
Почему в нашей области добывают мрамор |
1 |
21 |
Что такое почва |
1 |
22 |
Какую роль играет почва в природе |
1 |
23 |
Как беречь почву |
1 |
24 |
Какие изменения происходят зимой в природе |
|
25 |
Экскурсия «Ранняя весна» |
1 |
26 |
За какими явлениями наблюдают в неживой природе весной |
1 |
27 |
Как наблюдать весной за жизнью растений |
1 |
28 |
Какие травянистые растения зацветают первыми |
1 |
29 |
Экологический праздник: 19 апреля — День подснежника |
1 |
30 |
Экологический праздник: 3 мая — День Солнца |
1 |
31 |
Где «зимовали» насекомые |
1 |
32 |
Когда прилетают перелётные птицы |
1 |
33 |
Почему появились экологические праздники |
1 |
34 |
Экскурсия «Зелёная весна» |
1 |