Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Железнодорожный лицей» им. А.А. Абрамова
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Хабаровского края
Антонова Валентина Федоровна,учитель технологии
Тема урока: Построениечертежа ночной сорочки
Типурока: урок усвоения нового материала.
Целиурока:
Изучитьпоследовательность построения чертежа ночной сорочки.
Задачи:
Развиватьлогическое мышление и конструкторские навыки, умение выделять главное, анализировать,делать обобщение, совершенствовать тестовую культуру.
Воспитыватьсамостоятельность, продолжить способствовать формированию творческого интересаучащихся.
Материально-техническоеобеспечение урока: учебник “Технология 7 кл. (вариант для девочек)” подредакцией В.Д. Симоненко, компьютер, мультимедийный проектор, экран,инструкционные карты, тесты.
Методыконтроля: контроль индивидуальной практической работы, фронтальный опрос,выполнение тестовых заданий.
Ожидаемыерезультаты обучения:
Врезультате изучения данной темы урока учащиеся:
Закрепляютзнания правил снятия мерок и их условные обозначения
Знакомятсяс последовательностью построения чертежа ночной сорочки.
Продолжаютформирование понятий “ чертеж”, “масштаб”, “прибавка на свободное облегание”,умеют обосновывать выбор величины прибавки
Выполняютпостроение чертежа ночной сорочки в М 1:4 на стандартную фигуру
Знаютназвание линий чертежа, умеют читать чертеж.
Умеютвыделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знанияна практике.
Стадии |
Задания для учащихся |
||||||||||||
Вызов |
Учитель начинает урок с небольшого вступления: — Для чего нужно изучать технологию? (Приложение 1) После выступления ученицы с мини – презентацией, учитель предлагает учащимся задать 3вопроса отвечавшей, получая взамен накопительный жетон. -А что будет, если допустить неточность в расчетах и построении чертежа? -Что вы ждете от урока? Что вы хотите узнать по этой теме? На доске карточка: Приём «З-Х-У» Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы — «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы — «Узнала».
-Какими знаниями, умениями и навыками необходимо владеть, чтобы построить чертеж? |
||||||||||||
Осмысление
|
Организует повторение знаний, закрепление умений. Подводя итоги учитель готовит учеников к мысли, что, отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет. Ответы на вопросы можно найти, например изучив текст § 21 учебника, стр. 85—92 Предлагает составить кластер по теме урока. По окончании работы с текстом каждый ученик создает кластер и заполняет следующую таблицу в тетради: Кластер 1 этап – систематизация, оформление в кластер 2 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
Учитель: Обращается по поводу ответа ученика к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны. 3 этап — мозговой штурм (идеи решения построения чертежа изделия). Для более вдумчивого чтения предлагаю ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки: «v» — уже знал это; «+» — новая информация; «-» — думал иначе; «?» — не понял (прием Инсерт) 4 этап — Учащиеся, пользуясь приведенной в учебнике (стр. 87-92) схемой, строят основу чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом в масштабе 1:4. Учитель консультирует, проверяет правильность построения чертежа. (Приложение 2). Тренирует способность к самоконтролю и самооценке, проверяет умения работать по алгоритму, организовывает самостоятельную работу учащихся, самопроверку самостоятельной работы по результатам выполнения самостоятельной работы, выявление и исправление допущенных ошибок по результатам выполнения самостоятельной работы, создает ситуацию успеха. Учитель предлагает отвлечься от выполнения практической работы для выполнения физкульминутки. Оздоровительная физминутка для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. (Приложение 3) Продолжение самостоятельнй работы учащихся по основе чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом в масштабе 1:4, строят чертеж в масштабе 1:1 (Приложение 2).
|
||||||||||||
Рефлексия
|
Осмысление процесса и результата деятельности Учитель предлагает учащимся обсудить полученные результаты. Предлагает оценить факт достижения цели урока – синквейн: Ученикам объясняется правила написания синквейна: 1 строка – тема (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
Продолжите предложение… 1. Первое предложение начинается со слов: Я считаю, что… 2.Предложение (объяснение, своей позиции) — Потому, что… 3.Умейте доказать правоту своей позиции — Я могу доказать это на примере… 4 Предложение (следствие, суждение, выводы) — Исходя из этого, я делаю вывод о том, что… Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового узнали на уроке?
После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы — «Узнала».
Учитель выясняет у учащихся, есть ли у них вопросы по новой теме урока. При необходимости объясняет.
Непредвиденный случай: Продолжением стадии рефлексии может быть выполнение упражнений по рассмотренной теме. Вопрос классу: Чем тема сегодняшнего урока будет вам полезна в будущем?
|
||||||||||||
Домашнее задание |
Всем: Учебник: §21, §20 повторить, принести готовую выкройку плечевого изделия, альбомы, цветную бумагу.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР: подготовить сообщение о профессии Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483 конструктора-модельера. |
Приложение1
Приложение2
Инструкционнаякарта
Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом
№ пп |
Название отрезка |
Расчетная формула |
Расчет |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
В верхней части листа ставим точку В. От точки В вправо проводим сплошную тонкую горизонтальную линию. Это будет линия плеча. |
|
|
|
2 |
Из этой же точки вниз проводим вертикальную сплошную тонкую линию и на ней откладываем отрезок ВН, равный длине изделия Ди: |
ВН= Ди =90 |
м
ВН=90 с |
|
3 |
От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле: |
ВВ1= (Сг+Пг):2 |
ВВ1=(39+6):2=24,5 |
|
4 |
Достроить чертеж до полного прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1. Поставить точку Н1 |
|
|
|
5 |
Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле: Отложить вниз от точки В глубину горловины спинки ВВ3: Соединить плавной кривой точки В2 и В3 |
ВВ2=(Сш:3)+1
ВВ3=ВВ2:3 |
ВВ2=(18:3)+1=7
ВВ3=7:3=2 |
|
6 |
Отложить вниз от точки В глубину горловины переда ВВ4: Соединить плавной кривой точки В2 и В4 |
ВВ4=ВВ2+1 |
ВВ4=7+1=8 |
|
7 |
Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1 Г, рассчитанную по формуле: От точки Г вправо провести горизонтальную линию |
В1Г= (Оп:2)+Поп |
В1Г=(24:2)+7=19 |
|
8 |
Отложить вправо от точки В1 длину рукава В1В5, равную см Достроить прямоугольник по двум сторонам – В1Г и В1В5. Обозначить точку Г1 |
В1В5=6 см |
6 см |
|
9 |
Отложить вниз от точки Г отрезок ГГ2, равный отрезку ГГ1 Соединить плавной линией точки Г1 и Г2 |
ГГ2=ГГ1=6 |
6 см |
|
10 |
Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения. В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба Г3Г4. Соединить точки Г1, Г4 и Г2 плавной кривой. |
Г3Г4=1-1,5 |
1,5 см |
|
11 |
Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2: Соединить прямой линией точки Н2 и Г2. |
Н1Н2=10 |
10,0 см |
|
12 |
От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1,5 см и поставить точку Н3. Отрезок Н1Н разделить пополам и поставить точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой. |
Н2Н3=1,5 |
1,5 см |
|
13 |
Обвести контур чертежа основной сплошной толстой линией:В3-Н-Н1-Н3-Г2 – Г4-Г1 – В5 – В2 – В3(В5)
|
|
|
|
Приложение3
Физкультминутка
Рекомендуемые упражнения:
1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2.Парные точки по краям крыльев носа;
3.Точка посередине верхнего края подбородка;
4.Парные точки в височных ямках;
5.Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
Физминутка для профилактики нарушения зрения.
Данные упражнения так же благоприятны при неврозах, гипертонии,повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можноотчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль,окружность, ломанную. Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколькораз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно внастоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать навесь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши
« горели».
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины к наружи;
3. Потягивание ушной раковины вверх;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Нужнопомнить, что любое упражнение нужно выполнять старательно и обязательно вхорошем настроении
