Актуальный опытгимназии в оценивании метапредметных и личностных результатов достиженийобучающихся
Муркина Ю.А.,
заместитель директора по УВР
МОАУГ № 8
г. Райчихинск
Главным свойством человеческой природы
является страстное стремление людей быть
оцененными по достоинству.
У. Джеймс
Начать своё выступление яхочу отрывком из«Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полнойприключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Япоказал моё творение взрослым… Взрослые посоветовали мне не рисовать больше….Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника.Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя».
С 2012 года гимназия принимает участие в экспериментепо опережающему введению ФГОС ООО. Главной, первостепенной задачей мы,учителя-гимназисты, определили создание благоприятных условий для выявления иразвития способностей каждого ребёнка, чтобы каждый из детей мог проявить своиталанты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь,найдёт «веру в себя».
Решая эту задачу, мы столкнулись с проблемой оценивания учебных достиженийкаждого ученика. На протяжении последних лет учителя гимназии изучали вопросоценивания результатов достижений обучающихся и пришли к выводу: традиционнаяфиксация в журнале не позволяет развивать самооценку школьников, поройотрицательно влияет на их мотивацию. Новая система оценки ставит перед учителемряд конкретных вопросов:
1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваемрезультаты предметные, метапредметные и личностные.
2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяютоценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнениязадания по
«Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяетотметку, когда
показывает выполненное задание. Учитель имеет правоскорректировать
оценки и отметку, если докажет, что после уроков записьменные задания
оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет правоизменить эту
оценку и отметку, если докажет (используя алгоритмсамооценивания),
что она завышена или занижена.
Алгоритмсамооценки (основные вопросы после выполнения задания):
1.Какова была цель задания (задачи)?
2.Удалось получить результат (решение, ответ)?
3.Правильно или с ошибкой?
4.Самостоятельно или с чьей-то помощью?
«Листсамооценки предметных достижений»:
1.Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2.Я с заданием справился / не справился.
3.Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4.Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5.Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно,отметка):
3.ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?
Намудобно делать это в таблицах образовательных результатов (предметных,метапредметных, личностных). Таблицы образовательных результатов – составляютсяиз перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицыразмещаются в портфолио учеников и в рабочем журнале учителя (в бумажном иэлектронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графутого действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.Для нас необходимы три группы таблиц:
— таблицыПРЕДМЕТНЫХ результатов
Этооценка достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
ПОКАЗАТЬ ТАБЛИЦЫ
— таблицыМЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; где мы оцениваем уровень сформированности ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
ПОКАЗАТЬ ТАБЛИЦЫ
Технология работы с таблицами проста и включает два этапа. Заполняетсяпедагогом-предметником.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого школьника проставляются уровни вкаждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому школьнику. Это необходимо для написания характеристики конкретного обучающегося и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения программы.
Этап 2. Когда все ученики прошли диагностику, подсчитывается итоговыйпоказатель по классу. Этот показатель необходимо для описания классных тенденций. Эта система мониторинга позволяет оперативно выделять школьников с проблемами в развитии, а также определять трудности в достижении метапредметных результатов.
Система внутригимназического мониторинга образовательных достижений, основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так динамику овладения метапредметными действиями и предметнымсодержанием. Мониторинг ведется каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов и других диагностических материалов. Итоговые метапредметные работы анализируются в соответствии скодификаторами.
Кодификатор
к стартовой метапредметной проверочнойработе
в пилотных 5-х классах
Виды УУД |
Предметная область |
|
Познавательные компетентности |
||
1 |
Умение понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
Русский язык |
2 |
Умение анализировать информацию, представленную в форме диаграммы |
Биология |
3 |
Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой |
Биология |
4 |
Умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач |
Математика |
5 |
Умение извлекать нужную информацию из текста |
Биология |
6 |
Умение анализировать объекты по названным признакам |
Биология |
7 |
Умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания |
Литература |
8 |
Умение определять тему текста |
Литература |
9 |
Умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде и дать оценку позиции героя. |
Литература |
13 |
Умение выдвигать и обосновывать гипотезу |
Биология |
14 |
Умение осуществлять анализ, сравнивать, находить закономерность |
Технология, математика |
Регулятивные компетентности |
||
12 |
Умение видеть ошибки и оценивать работу других |
Русский язык |
15 |
Уровень сформированности самооценки у ученика |
|
Коммуникативные компетентности |
||
10 |
Умение дать оценку событиям с опорой на художественный текст и обоснование своей позиции |
Обществознание |
11 |
Умение убеждать собеседника, аргументировать свою точку зрения, создавать текст заданной формы. |
Обществознание |
Этикодификаторы тоже трансформируются в таблицы и анализируются точно также. Мыже, администрация гимназии, подробно анализируем результаты по параллелям.
Диаграмма 1. Качественный уровень достиженияметапредметных образовательных результатов обучающихся
Оценить метапредметные результаты каждого гимназиста9-тиклассника помогает и индивидуальный проект. Это учебный проект, выполняемыйобучающимся в рамках учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать иосуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую,иную). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждогообучающегося. В соответствии с целями подготовки проекта нами было разработаноположение об индивидуальном итоговом проекте, где указаны все аспектыподготовки и защиты проекта, критерии оценивания. Сегодня у вас естьвозможность увидеть некоторые проекты 9-тиклассников.
— таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу.
Оценкаличностных результатов в гимназии происходит на основе разработанных нашимипедагогами карт диагностических данных о личностном росте школьников. Картысодержат информацию о личностном росте каждого ученика в классе. Диагностическиеметодики соответствуют той или иной возрастной группе и представленыв определенной системе (по ценностям: Ч.Пр.Общ). Для каждого возраста предлагается содержание диагностических методик, уровневые характеристики личностного роста: младшего школьника, подростков,старшеклассника. Для обобщения полученных результатов по каждому ученику -карта фиксации данных диагностики личностного роста; по коллективу в целом -карты для определения динамики развития отношений к ценностям «Человек.Природа. Общества».
Работа с картами помогает классным руководителям анализировать, систематизироватьи планировать свою воспитательную работу в классе, но не только за один год,как в традиционном варианте, а за несколько лет, что позволяет осуществлять воспитательную деятельность в системе.
Картапедагогического мониторинга уровня личностного роста учащихся
__класса___МОАУГ № 8
№ |
Список обучающихся |
Уровни ценностного отношения к |
||||||||||||||
природе |
человеку |
обществу |
||||||||||||||
Уровни сформированности ценностного отношения к ПРИРОДЕ вокруг Человека |
Уровни сформированности ценностного отношения к ЧЕЛОВЕКУ как части природы |
Уровни сформированности ценностного отношения к ОБЩЕНИЮ Человека с природой |
||||||||||||||
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
9 кл |
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ещеодним способом оценки достижений учащихся является Портфолио. Именно впортфолио учащийся получает возможность представить свои способности в разныхобластях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является моментсамоопределения. Важнейшей цельюпортфолио является движение в сторонусамообучения и участие в процессе оценивания качества результатов учения.
Вгимназии существует традиция: в конце учебного года подводить итоги, причемделаем это не только мы, учителя, но и дети. В каждом классе проходятконференции «Итоги года», на которых гимназисты представляют свои портфолио. Этодействительно праздник, на который приглашаются родители, друзья, учителя.Здесь оценивается не просто достижение, но и то, как он работал для достижения этихрезультатов и дает свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось игде лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебныхпланах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающиевопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре сдругими свои дальнейшие цели и способы их достижения.
Сегоднявашему вниманию мы предлагаем портфолио гимназистки 9 класса Мещеряковой Е.
И ещенемного о традициях…
Чтобысделать оценку результатов образовательных достижений гимназистов болеесодержательной, объективной, полной, педагогами гимназии разработанорейтинговое оценивание «Ученик +». Оно основывается на интегральной оценке всехвидов деятельности обучающихся, предусматривает переход к накопительномустатусу баллов и нацелено помочь старшеклассникам включиться в процессобразовательного соревнования с одноклассниками. Рейтинговая система оцениваниявводится для обучающихся 9 – 11 классов, для учащихся 8-х классов со второгополугодия в пилотном режиме.
Рейтинг«Ученик +» складывается из двух компонентов:
-рейтинга академической успеваемости (итоги полугодия с учетом отметок поучебным предметам, поведение, прилежание)
-портфолио (накопительная система достижений, включает в себя итоги участия волимпиадах и научно-практических конференциях всех уровней, достижения илидерство, звания и сертификаты).
Оцениваниепроизводится по определенной шкале.