Автор: Данилова РенатаИгоревна, учитель начальных классов первой категории
Предмет:русский язык
Класс: 4класс
УМК:Перспективная начальная школа
Тема урока:«Спряжение глаголов»
Место данногоурока в системе уроков: данный урок по теме «Глагол. Спряжение глаголов»является первым. На последующем уроке продолжится изучение темы «Спряжениеглаголов», т.к. на данную тему отводится 5 ч.
Тип урока:открытие нового знания.
Цель урока: познакомить со спряжением глаголов, научить отличать глаголы 1 и 2спряжения с ударным окончанием.
Планируемыерезультаты:
Личностные:
-развитиеу учащихся навыков сотрудничества с учителем и со сверстниками;
-развитие способностик самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
—освоение учащимися начальных формпознавательной и личной рефлексии;
—овладение учащимися:
· способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
· умениемвносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и учёта характера сделанных ошибок;
· готовностислушать собеседника и вести диалог;
· умениемориентироваться в своей системе знаний: отличатьновое от уже известного;
· добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· умениемосуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметные:
— ознакомление учащихся соспряжением глаголов;умение определять грамматические признаки глаголов, умение определять
спряжение глаголов сударными личными окончаниями.
Методы и приёмы: исследовательский, методпроблемного обучения; работа в парах, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Используемыетехнологии (в том числе ИКТ): технология проблемного обучения, ИКТ: презентацияпо теме «Спряжение глаголов», мультимедийный видеоролик
Опорные понятия итермины: глагол, время, лицо, число глагола
Новые понятия:глаголы 1 и 2 спряжения, личные окончания глаголов
Дидактическийматериал:раздаточные карточки для работы в парах, индивидуальные карточки с заданием
Оборудование:компьютер, экран, проектор
Технологическаякарта урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
Предметные |
УУД, личностные результаты |
|||||||||||||||||
I.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности ) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность (2 мин) |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. -Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы. (Слайд 1)
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. |
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)
Учащиеся |
|
|
||||||||||||||
II. Актуализация знаний.
Цель: -актуализировать знания по теме глагол
|
Словарная работа — Расшифруйте анаграммы. Запишите слова. (Слайд 2) ЖЕБАТЬ АКЕТОИЛБИБ ОСКОМС ИЖЕНРЕН Проверка — Какие слова записали?
— Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему?
— О какой части речи пойдёт разговор на уроке? — Сегодня вы узнаете о нем что-то новое. Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол Оцените свои знания 1 этап |
Записывают слова.
Бежать, библиотека, космос, инженер.
— Бежит. — Это глагол, все остальные слова – существительные.
— О глаголе.
Заполняют карточку личного контроля
|
Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка
|
Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные результаты: учебно – познавательный интерес к новому знанию уважительное отношение к иному мнению |
||||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы
|
Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило. Предлагаю карточку « Я глагол» — Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.
— Давайте проверим, как вы выполнили работу. |
Учащиеся обсуждают задание в парах, выполняют его Обобщают знания по теме «Глагол»
Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. 5 пункт таблицы не открылся |
Определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; распознавать части речи на основе усвоенных признаков |
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения в паре. Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности. |
||||||||||||||
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения.
|
— Какова же тема сегодняшнего урока?
— Сформулируйте цель урока. (Слайд 3)
— Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? (Слайд 4)
— Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». |
Учащиеся — Новый признак глагола.
— Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.
Составление плана. 1.Наблюдать 2.Сделать вывод 3.Проверить вывод 4.Применить (знания)
Заполняют карточку личного контроля
|
Распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, лицо (в настоящем и будущем времени).
|
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Личностные результаты: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
|
||||||||||||||
V.Открытие «нового» знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания.
|
—Назовите лишнее слово из анаграммы, Какой частью речи является? Перед вами
— Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.
— Как думаете, как он называется? (Придумайте название сами.)
— Где можно проверить, как же называется новый признак глагола?
— Прочитайте в учебнике стр. 94.
— Как же называется новый грамматический признак? — Что такое спряжение?
— Что нового узнали из правила?
Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 — Послушайте-ка сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете. (Учитель рассказывает сказку.) Давным-давно в царстве Грамматики жил-был царь Глагол. И было в его царстве два города: I-спряженск и II-спряженск. Жили в них глагольчики-лилипутики. Однажды прилетел в их царство страшный дракон и сказал: «Я вас всех съем!!!» И жители города I-спряженска испугались и сказали: -ЕШЬ, ЕШЬ И даже тарелку принесли. А в городе II-спряженске ответили: -ИШЬ, ИШЬ! Не дадим тебе на съедение никого! И прогнали его.
— Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому? Вам поможет стр. учебника №95
— Тогда к какому же спряжению относится глагол «бежать».
— Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». |
Учащиеся работают с карточкой
Учащиеся -Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам. Ответы детей
— В учебнике прочитать правило. Правило, уч. с. 94
— Спряжение.
— Изменение по лицам и числам.
— Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Учебник стр.95
Учащиеся рассказывают правило.
К 1 спряжению
Заполняют карточку личного контроля. |
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) |
Познавательные УУД: ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи; использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные УУД: понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге. Личностные результаты: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
||||||||||||||
VI.Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
— Если я назову глаголы 1 спряжения – вы выполняете хлопок над головой, 2 спряжения – 2 хлопка за спиной. (Мультимедийный видеоролик) Идёшь, шумишь, поёшь, шуршишь, звенишь, плывёшь, лежишь, цветёшь, растёшь, говоришь, узнаёшь, кричишь.
|
Учащиеся выполняют упражнения. |
|
|
||||||||||||||
V.Первичное закрепление. Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. |
Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. – Продолжим работу. — Из какой сказки эти предложения? Кто автор? 1) Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2) Чем вы, гости торг ведете И куда теперь плывете. 3) Остров на море лежит, Град на острове стоит. 4) Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. 5) Белка там живет ручная, Да затейница такая. 6) Белка песенки поет, Да орешки все грызет. 7) Этим нас не удивишь, Правду ль, нет ли говоришь.
— Из данных предложений выписать глаголы настоящего и будущего времени: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению.
КОНТРОЛЬ I спр. II спр. Ведёте палят плывёте велят растёт лежит живёт стоит поёт удивишь грызёт говоришь
— Закончился 4 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». |
Отвечают.
Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.
Заполняют карточку личного контроля. |
Различать глаголы 1 и 2 спряжения |
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества. |
||||||||||||||
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. |
Организует деятельность обучающихся Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? — Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.
Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит..
— Определите спряжение глаголов, выделите окончания.
5 этап оцени — Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя. |
Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.
Заполняют карточку личного контроля. |
Сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков. |
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текстыв устной и письменной формах; Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные результаты: восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка
|
||||||||||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы. |
Тест — Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.
Проверка. — Поставьте себе отметку за тест.
— Сравните отметки за работу на уроке и за тест. — У кого одинаковые результаты? — Вы подтвердили свои знания выполненным тестом. — У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке? — Не совсем объективно оценили свою работу в течение урока. Не все было понятно. — А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке? — Не уверены в себе. Занижаете свои силы и возможности.
— Какая была тема урока? — Какая была цель урока? — Что узнали об этом признаке? |
Слушают задание
Выполняют тест
Проверяют
Отвечают, слушают, дополняют друг друга. Оценивают свою работу.
|
|
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»), планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции. Личностные результаты: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
