X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Доклад

«Интеграцияучебного процесса на занятиях хореографии».

Однойиз активных форм образования является интегрированное занятие, позволяющиерасширить представления обучающихся по изучаемой теме, показать связь разныхобластей человеческого знания. В целях понимания особенностей интегрированного занятия необходимовспомнить сущность понятия «интеграция», напрямую связанную с понятием«система».

Интеграция – этообъединение в целое разрозненных частей, глубокое проникновение, слияние водном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Такимобразом, интеграцию можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующеесяупорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами;во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Крометого, интеграция — важный показатель эффективности системы,так как ведет к ее целостности.

В настоящее времяважнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творческимыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональныйпуть, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются сдетства. Дополнительное образование является важным элементом в этом процессе. В современном образовании интеграция выступает какважнейшая методологическая категория. Суть интеграции заключается в обеспечениицелостности образовательного процесса. Ученые рассматривают интеграцию каксистему органически связанных дисциплин, построенную по аналогии с окружающиммиром.

Хореография – искусство синтетическое. Онопозволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и,в целом, психического развития детей.

Хореография оказывает значительное влияние нафизическое развитие ребёнка, снимает психологическое напряжение, тренируетдыхательную систему, развивает координацию движений, помогает справиться сгиподинамией, открывает новые познавательные возможности.

Анализируяхарактер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок,дети могут получить сведения по географии, истории, музыкальной культуре,этнографии народа. Танец национален, он в обобщённой форме выражает характер народа. Пометкому наблюдению Ф.В.Лопухова, различны не только танцы, различна поступьразных народов: «Шаг людей равнины совсем не похож на шаг людей гор. Людиравнины ходят без опаски, их шаг широкий, большой. Постановка шага проходит навсю ступню. Им нечего бояться — под ногами всё ровно. Люди же, населяющиегорные местности, ходят с опаской, их шаг маленький, так как неровность почвыне позволяет делать большого шага, у них шаг крадущийся, и после шага всегдапроисходит упор на половину пальцев с последующим переходом на всю ступню. Шагс предосторожностями, точно идущий человек ощупывает землю».

Входе разучивания и освоения танцевальных элементов различных характерныхтанцев, обучающиеся узнают, что особенности национальных «ходов» определяются,разумеется, не только ландшафтом, но и совокупностью географических,исторических и бытовых условий жизни народа, его религией. Танцы северян, какправило, отличаются сдержанностью, плавностью, лаконизмом движений: теплая,тяжелая одежда ограничивает движения, холод заставляет прятаться в помещения илишает танец пространственности и, напротив, легкие одежды южан,обширные пространства под открытым небом насыщали танцы широкими,темпераментными движениями, придавали им динамику, пространственности,экспрессивность.

В каждом конкретном случае танец несёт в себе определённыйхарактер, образ, дух эпохи. Национальные особенности исполняемого танца даютпредставление о характере и обычаях народа, расширяя знания детей в областиистории, этнографии, географии.

В репертуаре хореографического коллектива «Сюрприз» народный танецпредставлен: белорусским, немецким, украинским, греческим танцами, а такжеразнохарактерными русскими танцами, танец- микс- сочетание русского иказахского танцев.

Межпредметная интеграция  с предметом  история на занятияххореографии способствует наполнению исторических знаний новым содержанием. Часто в истории развитиятанца находят отражение крупнейшие исторические и политические события,происходящие в стране. К памятным датам Дню Победы у нас в репертуаре появилисьтакие танцевальные композиции, как «Катюша», «Тальяночка», «Севастопольскийвальс», совместный с вокальным номером танец «Маленький трубач».

В период дистанционного обучения был создан видеоролик «Майскийвальс», материалом для которого послужили фрагменты домашнего видео,выполненного по заданию педагога. Откликнулись даже дети, которые уже выехалина ПМЖ на территорию России и прислали свое видео, чтобы поучаствовать всовместной работе. 

А к 60 – летию первого полета человека в космос в репертуаренашего коллектива появился танец, посвященный этому событию «Наш Гагарин».

«Из деревни русской Гжатск  парень

В космосе был первый наш- Гагарин»-

 слова детской песенки, на которую поставлен танец, воспринимаютсядетьми в процессе разучивания и исполнения танца, и уже останутся                            впамяти навсегда.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

Детскому танцу присуща образность с элементами драматургии                          всюжете, во взаимоотношениях разнохарактерных персонажей, используя                   вкачестве выразительной лексики танцевальных движений. Образность                      исюжетность сближает танец с сюжетно-ролевой игрой, которая                              повыражению Выготского является «корнем» любого детского творчества. Но еслисюжетно-ролевая игра представлена еще и в виде танцевального сюжета, в основекоторого известные сказочные персонажи, то она обеспечивает устойчивый интереск танцевальному искусству.                                     Вхореографическом коллективе «Сюрприз» был интересный опыт постановкихореографического спектакля, в основу которого была взята сказка КорнеяЧуковского «Муха – Цокотуха. Это пример интеграции литературы, музыки итанца.

Использование познавательных возможностей танца в области истории,литературы, музыки, географии и фольклора вполне понятно и логично. А что можетдать обучающимся овладение навыками танца в области физики или геометрии?Пространственный рисунок любой танцевальной композиции включает такие понятия,как круг, линия, диагональ, угол поворота. Построения в танце могут быть углом,ромбом, квадратом, пересекающимися диагоналями. В бальной хореографиисуществует такое понятие, как “геометрия шагов”. Только зная конкретныегеометрические понятия и постоянно развивая своё пространственное воображение,ученик справится с танцевальными рисунками как массовых, так и сольных танцев.

Задолго до начала изучения физики ребёнок на уроке хореографиизнакомится на практике с такими понятиями, как “центр тяжести”, “ось поворота”,“сила тяжести”, “импульс движения”, “действие и противодействие” и т.д.

Своеобразную помощь может оказать хореография и в изучениииностранного языка. Все движения классического танца имеют французскиеназвания. Соединение образа движения с его смысловым названием поможет лучшемузапоминанию иностранных слов: tombe (tomber – упасть) – падающее движение;frappe – удар, ударное движение рабочей ноги о щиколотку опорной; developpe(developptment – развитие) – движение, при котором нога, сгибаясь в колене,поднимается до колена опорной ноги и, выпрямляясь, открывается в заданномнаправлении, развивая движение до высшей точки.

И совершенно незаменимы занятия хореографии в изучении возможностейсобственного тела. Анатомия даёт нам теоретические знания о строениитела и функциях различных органов. Правила исполнения даже самых простыхтанцевальных движений требуют сознательной координации работы различных группмышц, помогая анатомию собственного тела изучить на практике. Самое первоезанятие по хореографии мы обычно начинаем с постановки корпуса, знакомим детейс названиями различных частей тела. Они узнают, гдерасположена диафрагма, которая должна быть задействована при постановкедыхания, или что такое подъём ноги, который надо вытянуть, как только ногаоторвётся от пола.

Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложенысодержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танцабез музыки. Но чтобы интерпретировать музыку выразительным танцевальнымдействием, прежде всего надо уметь её воспринять. Обучение искусству танцапроисходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушатьи слышать музыку, органически сливать в единое целое музыку и движение. Самаспецифика хореографического образования требует от учащихся максимальногоразвития музыкальности. Благодаря осуществлению обратной связи музыкальногослуха и движения, одно искусство подкрепляет другое в своей цели раскрытия втанце подлинно человеческого содержания.

С самых первых занятий необходимо учить ребёнка чутко улавливатьразницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием), между аллегро и адажио(быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением инарастанием силы звука). Научить выделять в музыке главное, передавать еёразличный интонационный смысл, выделяя её ритмическое, мелодическое, темповое,динамическое начало, движением отражать богатство музыкальных интонаций.

Задача педагога — научить учащихся активно слушать музыку,разбираться в её содержании и средствах музыкальной выразительности, бытьпредельно ритмичными и выявлять свои музыкальные впечатления в осмысленныхдвижениях и действиях.

Для развития музыкальности используют следующие упражнения и игры:

— Танцевальный шаг, бег и их различные сочетания. Отработка удетей верного шага в соответствии с музыкой тренирует у них способность точносоотносить движение с музыкальным сопровождением.

Основным содержанием средств, применяемых на занятиях хореографии,составляют движения классического, народного танца.                           Всамостоятельную группу выделены пластические движения, свободные от каноновклассического танца. Следующая группа средств – это пантомима, являющаясянеотъемлемой частью воспитания выразительности движений.                Инаконец, специфические группы движений, такие как акробатические, элементыспортивно – гимнастического стиля, включающие построения, перестроения,прикладные и общеразвивающие упражнения.

Интеграция разнообразных элементов и подходов,входящих в занятие хореографии, создает простор фантазии ребенка. Занятиятанцевальным искусством становятся процессом творчества и гармоничноговсестороннего развития детей.

Такимобразом, принципы интеграции содержания дополнительного образованиярассматриваются как альтернатива предметному принципу построенияобразовательных программ. Ян Каменский еще в 17 веке высказал идею о том, чтовсе:  и самое большое и самое малое, так должно быть соединено между собой,чтобы образовывать неразрывное целое. Главное, это чтобы дети использовали один предмет для познаниядругого.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.19%
НЕТ
39.81%
Проголосовало: 1251

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет