«Рассмотрено» Заседание МС Протокол № ______ от «_____» _______________20 _ г.
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР Дальнезакорской средней школы _______________/ Е.В.Каминская/ «_____» __________20 _ г.
|
«Утверждаю» Директор Дальнезакорской средней школы ____________/И.А.Берденникова/ Приказ № ____________ От « ____» _____________20 _ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективногокурса
Основы смыслового чтения
уровень: основное общее образование
5-6 класс
Программусоставил:
учительрусского языка и литературы
Дальнезакорскойсредней школы
КаминскаяЕ.В.
Рабочая программа по предмету «Литература»составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы основного общего образования Дальнезакорской средней школы.
Общее число учебных часов за 2 годаобучения составляет 70 (35) часов, из них 35 (17) (1 ч. в неделю) в 5 классе,35 (17) (1 ч. в неделю) в 6 классе.
Современное общество является информационнымобществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающуюк ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное,устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстомявляется одним из основополагающих умений для человека. Главная обучающаязадача состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которыеобучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задаватьконкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любойтекст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучениепониманию текста решает также развивающие задачи, так как предусматриваетактивизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании(внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыковсамоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств,волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общейкультуры ученика, — растить Читателя, который понимает текст, открыт егоэмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственнуюпозицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
Отработка стратегий смысловогочтения планируется проводить на основе книги для ученика «Писатели ВосточнойСибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ». О.Н.Шахерова,ВостСибкнига, 2009 год.: 1 час – теория, 2-й час – практика.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Личностные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, Отечеству, чувство гордости за свою страну;
- формирование ответственного отношения к своему учению;
- формирование доброжелательного, осознанного уважительного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
· формированиекоммуникативной компетентности в общении со сверстниками, и в различных видахдеятельности.
Познавательные:
· Выделяют и формулируютпознавательную цель, проблему. Извлекают необходимую информацию. Определяютосновную и второстепенную информацию.
· Умеют выразительночитать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средствасвязи, составлять план текста.
· Осознанно и произвольностроят речевые высказывания в устной и письменной форме. Анализируют объект,выделяя существенные и несущественные признаки.
· Ориентируются ивоспринимают тексты художественного стиля.
· Строят логические цепирассуждений.
· Выдвигают и обосновываютгипотезы, предлагают способы их проверки.
Регулятивные:
· Осознают качество иуровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят своидействия.
· Вносят коррективы идополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реальногодействия и его продукта.
· Оценивают достигнутый результат.
· Определяютпоследовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные:
· Умеют представлятьконкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
· Демонстрируют способностьк эмпатии.
· Проявляют готовностьоказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
· Устанавливают рабочиеотношения, учатся работать в группе.
· Умеют работать в парах,эффективно сотрудничать Используют адекватные языковые средства для отображениясвоих мыслей.
· Умеют слушать и слышатьдруг друга.
· Планируют общие способыработы.
· Обмениваются знаниямимежду членами группы Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать иоценивать альтернативные способы его разрешения.
· Учатся управлятьповедением партнера — контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся овладеют чтением каксредством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования исамообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективногокруга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальнойдеятельности.
У учащихся будет сформирована потребностьв систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтенияи приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрестинавык рефлексивного чтения;овладеют различными видами и типами чтения:ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительнымчтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельнымчтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных идругих видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающуюконкретной учебной задаче.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
• структурировать текст, используя нумерациюстраниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания;использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, вчастности в практических задачах), переходить от одного представления данных кдругому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информациюразного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста наоснове сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализаподтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Учащиеся научатся:
• откликаться на содержание текста:
• связывать информацию, обнаруженную в тексте,со знаниями из других источников;
• оценивать утверждения, сделанные в тексте,исходя из своих представлений о мире;
• находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать нетолько содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство егоисполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опытаподвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживатьнедостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить путивосполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькимиисточниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятияинформационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказыватьоценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанномтексте).
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащиеся научится:
ориентироваться в содержаниитекста и понимать его целостный смысл:
• определять главную тему,общую цель или назначение текста,
• выбирать из текста илипридумать заголовок, соответствующий содержанию текста,
• формулировать тезис,выражающий общий смысл текста,
• предвосхищать содержаниепредметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт,
• объяснить порядокчастей/инструкций, содержащихся в тексте,
• сопоставлять основныетекстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частьютекста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначениекарты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.,
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять егоосновные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самомтексте,
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:
• определять назначениеразных видов текстов,
• ставить перед собой цельчтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию,
• различать темы и подтемыспециального текста,
• выделять не только главнуюи избыточную информацию,
• прогнозироватьпоследовательность изложения идей текста,
• сопоставлять разные точки зренияи разные источники информации по заданной теме,
• выполнять смысловоесвертывание выделенных фактов и мыслей,
• формировать на основетекста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции,
• понимать душевное состояние персонажей текста,сопереживать им.
Длядостижения планируемых результатов выбраны разнообразные формы организацииобразовательного процесса: индивидуальная, парная, групповая.
Для реализации программы предлагаетсяиспользовать лекции, беседы, выступления учащихся с сообщениями по материаламрекомендованной учебной литературы; анализ текстов.
Содержаниекурса
Вводное занятие. Какой я читатель?. Диагностиказнаний: Какие стратегии нам известны?
Интерактивная модель понимания при чтении. Предтекстовая, текстовая и послетекстоваядеятельность.
Стратегии предтекстовой деятельности: «верю-не верю», «ассоциации», «Мозговойштурм», глоссарий, Ориентиры предвосхищения, «Батарея вопросов», Предваряющиевопросы, Рассечение вопроса
Стратегии текстовой деятельности: «толстые и тонкие вопросы», кластер, «чтениев кружок» (попеременное чтение), «чтение про себя с вопросами», «Чтение состановками», «чтение про себя с пометками», работа с «ключевым» словом.
Стратегии послетекстовой деятельности: «отношения между вопросом и ответом», Вопросыпосле текста, «Тайм-аут», «Проверочный лист».
Стратегии работы с объёмными текстами. Алфавит за круглым столом. Соревнуемся списателями. Ориентиры предвосхищения. Экскурсия по книге. Список тем книги. Следуйте за персонажем книги. Черты характера героев. Цитаты. Загадки. Доклад. Рецензия. «Синквейн».
Стратегии компрессии текста.
Общеучебные стратегии. Знаю — Хочу узнать — Узнал (ЗХУ)
Стратегии развития словаря. Обзор словаря. Аналогия. Постепенная догадка поконтексту.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
|||
5 кл. |
6 кл. |
||||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Интерактивная модель понимания при чтении |
1 |
1 |
|
|
3 |
Стратегии предтекстовой деятельности |
13 |
7 |
|
|
4 |
Стратегии текстовой деятельности |
10 |
6 |
|
|
5 |
Стратегии послетекстовой деятельности |
8 |
|
|
|
6 |
Стратегии работы с объёмными текстами |
|
|
22 |
11 |
7 |
Стратегии компрессии текста |
|
|
2 |
1 |
8 |
Общеучебные стратегии |
|
|
2 |
1 |
9 |
Стратегии развития словаря |
|
|
6 |
3 |
10 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
2 |
|
|
Итого: |
35 |
17 |
35 |
17 |