X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Тема урока: «Явление Электромагнитнойиндукции»

Тип урока: урокоткрытия нового знания.

Учитель физики МБОУСОШ №14 Барбащова Н.М.

 

Цель урока:

 Образовательная: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции;

 Воспитательная:формировать умения работать в группе, устанавливая мыслительные и партнерскиеотношения;

Развивающая:развивать критическое мышление, умение аргументированно высказывать своисуждения.

 

Задачи:

1. Развивать навыкиисследовательской работы, делать логические выводы;

2. Развиватькоммуникативные способности, работая в группах;

3. Учить видетьмногообразие окружающего мира, понимать причинно-следственный характерпротекающих явлений в природе;

4. Совершенствоватьнавыки работы с учебником, научной литературой.

 

Технологиииспользуемые на уроке:

системно– деятельностный подход;

-здоровье-сбережения;

-информационно-коммуникационные;

-развитиекритического мышления, исследовательских навыков;

-кейс-метод;

-использованиеопорного конспекта;

-игровые технологии.

 

                                   Ходурока:

1.Оргмомент.(1-2 мин). Включение детей вдеятельность. Определение темы урока через « точку удивления».

 На демонстрационном столе катушка,замкнутая на гальванометр, полосовой магнит. Учитель вводит магнит внутрькатушки. Ученики наблюдают отклонение стрелки гальванометра вправо, приудалении магнита из катушки — стрелка отклоняется влево.

Что необычного вы заметили в даннойцепи  катушки, замкнутой на гальванометр?  Правильно. Источникаэлектрического тока нет, а ток в катушке – есть! Удивительное, необычноеявление! Наблюдаемое явление и будет  предметом изучения нашего урока. Этоявление – явление  электромагнитной индукции. Следовательно и тема нашегоурока это?

Ответы учащихся: «ЯвлениеЭлектромагнитной индукции»

2. Актуализация знаний учащихся. (4-5мин.) Проводиться игра – инсценировка «Учитель — ученик». Ученик  –«учитель» задает вопрос ученику,  выслушивает его и выставляет ему оценку.В конце игры учитель класса подводит итоги, выставляет оценки.

Возможные вопросы к параграфу 42(учащиеся готовят их дома – это домашняя работа).

      Отчего зависит магнитный поток, пронизывающий площадь плоского контура,помещенного в однородное магнитное поле?

       Какменяется магнитный поток при увеличении в п раз магнитной ин­дукции,если ни площадь, ни ориентация контура не меняются?

       Прикакой ориентации контура по отношению к линиям магнитной ин­дукции магнитныйпоток, пронизывающий площадь этого контура, максимален? Равен нулю?

       Меняетсяли магнитный поток при таком вращении контура, когда ли­нии магнитной индукциито пронизывают его, то скользят по его плос­кости?

 

3.Постановка учебной задачи (4-5мин.)

Фронтальныевопросы  учителя к учащимся: Какие силы могут привести в движениезаряженные частицы? Что называют электрическим током? Как возникаетэлектрический ток ? Мы уже отметили , что  кроме электрических сил имагнитные силы могут двигать заряженную частицу в определенномнаправлении.  Какой же вывод можно сделать из выше сказанного? Каквы  думаете?…Ответы детей.

«Превратить магнетизм в электричество» -такая запись появилась у великого английского Ученого Майкла Фарадея в егодневнике в 1821 году.  Электрический ток способен намагнитить кусокжелеза. Может ли магнит в свою очередь вызвать появление тока? Эта задача быларешена им почти через 10 лет упорной работы.

  Сегодня вы сами  напороге этого открытия.

4. Открытие нового знания.Самостоятельная исследовательская деятельность (7 -8 мин.) Работа в группах.Раздача кейсов.

а)Фронтальный эксперимент №1.

Оборудование: подковообразный постоянныймагнит, миллиамперметр, катушка на подставке, соединительные провода.

Указания:

1.     Соберитецепь: катушка, замкнутая на миллиамперметр.

2.     Двигайтекатушку к одному из полюсов магнита.

3.     Удаляйтекатушку от выбранного полюса.

4.     Заполнитетаблицу, сделайте вывод. 

                                                   

Движение магнита

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение катушки замкнутого контура

Поведение стрелки миллиамперметра

Движение одним полюсом внутрь катушки

 

Насаживается на выбранный полюс магнита

 

Выдвигается из катушки

 

Снимается с полюса магнита

 

Вдвигается другим полюсом внутрь катушки

 

Насаживается на другой полюс магнита

 

Выдвигается из катушки

 

Снимается с полюса магнита

 

 

 Наблюдаемое явление: отклонениестрелки миллиамперметра, возникновение тока в цепи катушки.

Вывод учеников: индукционныйток возникает тогда, когда магнит вдвигают в катушку, либо тогда, когдадвижется катушка, а магнит остается неподвижным, т.е. наблюдается относительноедвижение катушки и магнита.

Это явление электромагнитной индукции.

Явлениеэлектромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока впроводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитномполе, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линиймагнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.

Выяснилось, чтотолько движущийся магнит или меняющееся во времени магнитное поле может возбудитьэлектрический ток в катушке.

 

б) Фронтальный эксперимент №2

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

Расположите внепосредственной близости перед катушкой другую, ориентированную по отношению кпервой так, чтобы их оси совпали. Вторую катушку замкните на гальванометр.Далее замкните цепь первой катушки, наблюдая при этом за показателямигальванометра.

Разомкнитеэлектрическую цепь, также наблюдая за показаниями гальванометра.

Вывод учеников:Ток возникает во второй катушке в момент замыкания или размыкания цепи.

в) Работа с учебникомпо рис. №138-140. Опыты Фарадея.

 

5. Первичноезакрепление (5-6  мин).

1.На экране опорныйконспект «Явление электромагнитной индукции».

Учащиеся переносятего к себе в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

ЯВЛЕНИЕЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

 

https://documents.infourok.ru/f26f2942-98e4-4304-9e51-348ffa9a6dc3/0/image001.jpg

 

 

 

д) Значение открытия явленияэлектромагнитной индукции (по учебнику с. 166)

 

2.Проговариваниеновых определений, знаний

 

6.Самостоятельнаяработа (6 -7 мин).

Работас кейсом «Самая вдохновенная идея XXII в.» (класс делится на 4группы).

В рассказе А. Куприна«Тост» есть такое место:       

«Истекал двухсотыйгод новой эры… В продолжение последних тридцати лет много тысяч техников,инженеров, агрономов, математиков, архитекторов и других ученых-специалистовсамоотверженно работали над осуществлением самой вдохновенной, самой герои­ческойидеи XXII века. Они решили обратить земной шар в гигант­скуюэлектромагнитную катушку и для этого обмотали его с се­вера до юга спиралью изстального, одетого в гуттаперчу троса длиной около четырех миллиардовкилометров. На обоих полю­сах они воздвигли электро -приемники необычайноймощности и, наконец, соединили между собой все уголки Земли бесчисленныммножеством проводов… Неистощимая магнитная сила Земли привела в движение всефабрики, заводы, земледельческие ма­шины, железные дороги и пароходы. Онаосветила все улицы и все дома и обогрела все жилые помещения. Она сделаланенужным дальнейшее употребление каменного угля, залежи ко­торого уже давноиссякли. Она стерла с лица Земли безобразные дымовые трубы, отравлявшие воздух.Она избавила цветы, травы и деревья — эту истинную радость земли — отгрозившего им вымирания и истребления. Наконец, она дала неслыханные результатыв земледелии, подняв повсеместно производитель­ность почвы почти в четырераза».

 

Вопросы к кейсу: Вчем несостоятельность описанного автором проекта?

Вопросы учителя:

1) Как магнитная сила Землимогла « привести в движение

фабрики и заводы…, осветилавсе улицы и все дома …?

2) Возможно ли это в даннойситуации ?

 

 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7 -8 мин).

 Решение задачи по рис. 141 стр.186 упражнение № 40(2), учебник Физика 9 класс А.В. Перышкин и др.

      8.Рефлексия деятельности (3 мин).

Что нового узнали сегодня науроке?

Какие условия необходимы дляосуществления явления электромагнитной индукции?

Кто открыл явлениеэлектромагнитной индукции?

Какое значение в жизничеловечества имело это открытие?

      Ответьтена вопросы:

— я был сегодня …

-сегодня я узнал,что…

-я  научился…

-было интересно…

-я выполнял задания…

-теперь я могу…

— урок дал мне …

 

  8.Домашнее задание.

1.§43;

2. Упражнение 40;

3. Ответить на вопрос микротеста:

       В металлическое кольцо в течение первых 3 с. вдвигают магнит, в течениеследующих 2 с. магнит оставляют неподвижным, а в течение последних 4 с. маг­нитвынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток:

         а) 0-3 с;                  б) 0-9 с;

         в) 0-3 с и 5-9 с;       г) 3-9 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.     Е.А.Марон.  Опорные конспекты и разноуровневые задания. К учебнику дляобщеобразовательных учебных заведений А.В. Перышкин                                          «Физика.9 класс».  Санкт-Петербург. 2010. Стр. 19.

   2.Тульчинский М.Е.Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике.

М.1971 Стр. 85.

   3. Физика: 9 класс:учебник/А.В. Перышкин, У.М. Гутник-М. : Дрофа, 2019 .

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет