Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 356 «Жар-птица»
Конспект образовательного мероприятия по познавательномуразвитию детей второй младшей группы
«Воздух и его свойства»
Понизовская ТатьянаАнатольевна, воспитатель первой квалификационной категории
Цель: ознакомление с понятием «воздух»,его свойствами, способами его обнаружения.
Задачи:
ü Обучающие:
1. Формировать представления о понятии «воздух»и некоторых его свойствах.
2. Учить детей отвечать на вопросы вэкспериментальной деятельности, давать полный ответ.
3. Упражнять в умении делать обобщающиевыводы после проведённого эксперимента.
ü Развивающие:
1. Развивать экспериментальный интерес кпроведению опытов.
2. Развивать логическое мышление, речь,внимание.
ü Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательность ичувство взаимопомощи.
2. Воспитывать умение слушатьвысказывание других, не перебивать ответы товарищей.
Методическиеприёмы: игровая ситуация, мотивация, художественное слово, беседа, рассматриваниеиллюстраций, опыты, самостоятельная деятельность детей, обобщение, подведениеитогов.
Оборудованиеи материалы: стол детский (3 шт.), стульчики (по количеству детей),магнитная доска; кукла-бибабо обезьянка, полиэтиленовые пакеты (по количествудетей), воздушные шары и трубочки для коктейля (по количеству детей), стаканчикис водой (по количеству детей); коробочки с различными ароматами;демонстрационный материал: карточки-схемы опытов; плакат с нарисованнымивоздушными шариками без ниточек, набор цветных карандашей; коробка с воздушнымишарами.
Ходобразовательного мероприятия:
Вводная часть
Воспитатель: Дорогиеребята, как Ваше настроение? А хотите, чтобы оно стало ещё лучше? Я приглашаюВас встать в кружок и пожелать друг другу доброго утра и поздороваться друг сдругом.
Проводится игра на общение:
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Основная часть
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Дети, слышите? К намкто-то стучится. Давайте посмотрим.
Вносит куклу-бибабо обезьянку с воздушным шариком.
Обезьянка:Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня есть. Это не простой шарик, этоподарок, а вы знаете, кому я его хочу подарить?
Дети: Мне, мне.
Обезьянка: А вот и нет. Я иду к своемудругу слонёнку на день рождения и несу ему в подарок этот шарик.
Шариклопается в лапках обезьянки и сдувается.
Обезьянка:Ой, беда, как же я пойду сейчас к моему другу слонёнку? (плачет)
Воспитатель: Ребята, что же произошло сшариком?
Дети: Лопнул.
Воспитатель: А как нам помочь обезьянке?
Дети: Надуть шарик.
Обезьянка: А чем его надуть можно? Подскажитемне, пожалуйста.
Дети: Воздухом.
Обезьянка: Ой, я ничего не понимаю. Ачто такое воздух? И кому он нужен?
Дети: Это то, чем мы дышим. Воздух нуженвсем: и людям, и животным, и растениям.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаюпоймать воздух и показать его обезьянке. Подскажите, как это можно сделать?
Дети: Не знаем.
Детивместе с обезьянкой ловят воздух руками, но ничего не получается.
Воспитатель:Давайте возьмём вот эти пакетики и поймаем воздух.
Экспериментс целлофановым пакетом для ловли воздуха.
Воспитатель: Ну что, поймали воздух, акакого он цвета? (Подвести детей к выводу по опыту.)
Дети: Воздух – прозрачный. Неимеет цвета.
Намагнитной доске фиксируется схема «Воздух не имеет цвета».
Воспитатель: А почувствовать воздухможно, как вы думаете, ребята?
Дети: Можно!
Воспитатель: Давайте проверим.Подставьте ладошку перед лицом, губы сделайте трубочкой и подуйте на ладошку, тёплыйили холодный поток воздуха?
Экспериментс дыханием на ладошку (тёплый и холодный поток воздуха).
Дети: Холодный.
Воспитатель: А теперь раскройте ротпошире и выдохните сильно-сильно, какой поток воздуха?
Дети: Тёплый.
Намагнитной доске фиксируется схема «Воздух бывает тёплый и холодный».
Воспитатель: Ребята, посмотрите настоле какие-то коробочки. Давайте рассмотрим эти коробочки. Как вы думаете, чтов них? Давайте откроем их.
Детив коробочках ничего не находят.
Воспитатель: Странно, должно же в нихчто-то быть? А может нам их понюхать?
Экспериментс ароматными коробочками.
Дети: Да, эти коробочки имеютзапах. Первая пахнет апельсином, вторая – чесноком, а третья – мамиными духами.
Воспитатель: Какой вывод мы можемсделать о воздухе ещё, что нового о нём узнали?
Дети: Воздух переносит запахи.
Намагнитной доске фиксируется схема «Воздух переносит запахи».
Воспитатель: Ребята, мне кажется нам пора с вами немножко отдохнуть.
Дыхательнаягимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко
(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрёй,
Подыши другой ноздрёй –
И к тебе придёт покой.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, какие-то стаканчики стоят, да ещё и трубочки в них.
Обезьянка: Это, наверное, коктейль молочный?
Воспитатель: Нет, не коктейль. Давайтевозьмём стаканы и подуем в трубочку, что происходит?
Экспериментна определение лёгкий или тяжёлый воздух.
Дети: Пузырьки образовались.
Воспитатель: Как вы думаете, что это запузырьки?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Это тоже воздух, он оченьлёгкий и поэтому поднимается вверх и не задерживается в воде. Так какой ещёвоздух?
Дети: Лёгкий.
Опытс двумя шарами: один шар наполнен водой, второй наполнен только воздухом.
Воспитатель: Ребята, ещё одно задание. Посмотрите,перед нами лежат два воздушных шара. Только в одном налита вода, а в другоместь только воздух. Как вы думаете, какой легче шарик?
Дети: Без воды.
Намагнитной доске фиксируется схема «Воздух лёгкий».
Воспитатель,с помощью наводящих вопросов, вместе с детьми подводит итоги всехэкспериментов: воздух – прозрачный, лёгкий, холодный и тёплый, переносит разныезапахи.
Обезьянка: Как много я узнала сегодня овоздухе! Но мне пора идти к слонику на день рождения.
Воспитатель: Обезьянка, как же ты спустыми руками пойдёшь на день рождения? Нужен подарок!
Обезьянка: А у меня его нет, да ишарик лопнул, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможемобезьянке, у меня есть шарики, но они могут улететь, так как нет у них верёвочек.Возьмите цветные карандаши и нарисуйте верёвочки таким же цветом, какой шарик,и тогда у нас получится большой букет из воздушных шаров.
Детирисуют верёвочки для шариков, объединяя их в один большой букет шаров.
Обезьянка: Спасибо, ребята, красотакакая получилась! Теперь можно идти в гости к другу слонёнку. Ребята, спасибо,что рассказали мне о воздухе, я и слонику и всем-всем расскажу, что воздухпрозрачный, лёгкий, бывает тёплым и холодным. Ну, а мне пора, до свидания,ребята, до новых встреч!
Воспитатель: До свидания, обезьянка!
Дети: До свидания!
Воспитательотносит куклу обезьянку за дверь.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста,интересно мы с вами провели время? Что вам понравилось больше всего? Было ливам трудно выполнять задания?
Воспитательи дети выслушивают ответы свои товарищей.
Воспитатель: Я хочу вас похвалить за то,что вы были дружными, внимательными и смогли помочь обезьянке. За ваши старанияя приготовила вам сюрприз, он находится в большой коробке (дети открываюткоробку, в которой находятся воздушные шарики). А вы не забыли, чемнаполнены воздушные шары?
Дети: Воздухом!
