X-PDF

Научная статья на тему ФГОС. Предметные и личностные результаты по географии

Поделиться статьей

Современный мир –это мир почти мгновенных трансформаций, и в его кажущейся бессистемностиналичествует то, что отображается законом диалектики о единстве и борьбепротивоположностей. Не является исключением и процесс обучения в средней образовательнойшколе. Рассмотрим это на примере преподавания географии.

С обывательскойточки зрения, география потеряла то значение, которое она имела в эпоху,скажем, великих географических открытий. Век информационных технологий, напервый взгляд, сделал ненужным приобретение знаний в этой отрасли знаний. Но,тем не менее, это далеко не так. Именно обывательская точка зрения закрывает тоглавное, что заложено в самом предмете. Следует четко различать двевзаимосвязанных и взаимоисключающих тенденции. Первая заключается в том, что географияобладает своим собственным инструментарием, методами исследованиями, аксиомамии постулатами. Они, как правило, незыблемы и не склонны к изменениям. Вторая жепредполагает, что быстро меняющийся мир постоянно вносит свои коррективы, неучитывать которые, преподаватель не имеет права.

Вот с этой точкизрения (а именно, двух тенденций), мы и рассмотрим некоторые положения ФГОС.

Главная и основнаяцель географического образования в современной школе, это формирование у обучающихсязнаний и умений в области географии, но и развитие творческой и инициативной личности.В этом мы должны быть согласны с советской школой, которая была ориентированана создании и формировании творческой личности. И, признавая человека венцомтворения природы, мы обязаны добавить, что человек только тогда становитсячеловеком, когда он обладает и определенными личностными качествами. А этикачества, в свою очередь, рождают личностные результаты.

            Что мы можем сказать о них в общемплане и в частном, касаясь географии? Личностные результаты не возникают самипо себе. Они есть результат кропотливой работы по формированию системы ценностейкак к к себе, так и другим участникам образовательного процесса,образовательному процессу и его результатам. И задача учителя на любом этапезаключается в том, чтобы добиваться результатов не только на основе знаний, нои на определенных личностных качествах тех, кто продвигал науку, илиспособствовал ее развитию.

            В процессе обучения следуетуделять внимание формированию уважения к ценностям и традициям других народовмира, поскольку география — это не просто перечисление фактов о планете. Впервую очередь, это наше отношение к той планете, на которой мы живем. И говоряо том, что Земля – это единый организм, мы обязаны продвигать постулат о том,что все люди имеют свои ценности, и они требуют бережного к ним отношения,чтобы избежать нарушения баланса

При правильномвнедрении этой мысли, возможно формирование всесторонне образованной иинициативной личности, которая будет обладать системой идейно-нравственных, культурныхи этических принципов и норм поведения.

            Говоря о физической географиистраны, можно и нужно говорить не только о физической составляющей, но и олюдях, которые расширяли границы знаний. Так, говоря о Ермаке, братьях Лаптевыхи других исследователях первопроходцах, преподаватель начинает говорить о чувствепатриотизма, любви к своей стране, взаимопонимании с другими народами на основеформирования целостного географического образа России. Не секрет, что не смотряна в определенной степени завоевательный характер (а иного и не могло быть вовремена Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Второй и других правителейРоссии), политика центральной власти не рассматривала присоединенные территориикак колонии, а сразу начинала считать их частями единого государства.

При правильныхподаче материала и построении урока, у учащихся начнется развитие интереса к познанию,его интеллектуальных и творческих способностей, умения проецировать опытпрошлого на современность.

И тут неоценимуюпомощь может оказать поиск и применения различных источников географическойинформации в Интернете. Работая с материалами, учащийся непременно столкнется сдиаметральными точками зрения не только на описание и характеристики географическихявлений и процессов, но и на не решенные до сих пор загадки природы. И если впроцессе самообразования помочь критически относиться к информации, это поможетприобрести навыки не слепого впитывания знаний, а здорового и осмысленногообобщения, с последующим анализом и синтезом при достижении практических итеоретических результатов.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Патриотизм иинтерес к географии при этом, должен учитывать особенности той области, вкоторой человек живет. Чистая, лишенная своих корней теория неизбежно засохнет,а если же давать фактический материал с учетом «малой Родины», то это дастсовершенно иной ракурс, иной угол зрения на происходящие глобальные и локальныепроцессы.

Нельзя не упомянутьо том, что география – это не изолированный предмет, она служит не для того,чтобы существовать сама по себе. Нет, она – одна из гармоничных частейобразовательного процесса, ее глобальная задача не только формированиегеографических знаний и умений, но и приобретение необходимых знаний, которыемогут впоследствии потребоваться не только для продолжения образования, но ипроцессе повседневной деятельности.

            Что важно сделать преподавателю? Впервую очередь сформировать представлений о географии и её роли в освоениипланеты человеком. Учащийся должен понимать, что знание географии – это один изкомпонентов научной картины мира. Как это сделает преподаватель, зависит от формированияпервичных компетенций. А для этого необходимо понимать роль региона, в которомпреподаватель и учащиеся живут, роль страны в целом и практическом значениигеографии в развитии данного региона. 

Практическийматериал должен непременно поддерживаться теоретическими материалами. Например,тема картографии должна учитывать знание человека о Земле, развитие пониманияот плоской и геоцентрической системы мира, к шарообразной форме планеты игелиоцентрической системе. Представления человечества за весь период истории итеоретические знания неизбежно приведут к выводу о важности географии и ееместе среди наук.

Гармоничный балансмежду теорией и практикой должен осуществляться не только путем устнойинформации. Учащиеся должны иметь возможность прикоснуться к знанию руками. Идля этого следует применять показ некоторых геофизических приборов, причем непросто показ, а дать возможность ученику использовать свои собственные знания иумения для определения количественных и качественных характеристик компонентовгеографической среды, в том числе её экологических параметров. В конце концов,можно даже использовать старинные инструменты, скажем, астролябию, чтобыпоказать, как теоретическая мысль человека привела его к пониманию важностиопределения географических координат и как это привело к глобальным изменениямна планете в историческом плане. Даже можно предложить ученикам изготовить своисобственные инструменты для определения долготы и широты, а затем провестипрактическое занятие с последующим разбором результатов. Набор инструментов приизучении разных тем может варьироваться в зависимости от целей, поставленныхпреподавателем.

Практикумы должныстать неотъемлемой частью процесса обучения. Как бы не был интереснымтеоретический материал, он неизбежно теряет свою привлекательность, еслиучащийся не видит, как эта теория применяется на практике, какие плоды онаприносит. В этом плане очень интересно развивать картографическую грамотность,поскольку она приходит на ум первой, когда заходит разговор о пользе географиив жизни. И здесь возможности поистине безграничны. Даже если начинать спланировки комнаты и заканчивая построением карты всего мира.

            Сбалансированный подход кобъяснению и разъяснению учебного материала, путь от простого к сложному,позволяет дать глубокий и хорошо сформированный блок географических знаний,который поможет в повседневной жизни. Учащийся должен четко понимать, чтознание поможет и в условиях экстремальных, например, при техногенныхкатастрофах или физических аномалиях. Скажем, работая в условиях пустыни,обладая теоретическим знанием, специалист будет внутренне готов к тому, чтоможет произойти песчаная буря, и знание этой возможности и ее последствий,поможет ему быть готовым не только встретить данное стихийное явление, но изнать, что и как делать после ее окончания.

            Иными словами, требования ФГОС погеографии должны стать важным инструментом в процессе не только овладениязнаниями, но и формирования творческой личности, способной не просто усваиватьзнания, но и применять их на практике, сообразно месту, времени иобстоятельствам.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет